Бывает, так, что родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок приносит домой чужую игрушку или вещь. Это вызывает целый спектр эмоций и переживаний – стыд, гнев, вину, страх. Данные эмоции могут быть настолько интенсивны, что родителям сложно оценить ситуацию хладнокровно и увидеть в данном поступке сигнал о том, на что необходимо обратить внимание. Важно помнить, что «детское воровство» имеет свои специфические черты, находя главным образом свои различия в мотивах и причинах.
Возможные причины воровства ребенка- дошкольника:
Желание обладать чем-либо, реализовать свою мечту (например, получить заветную игрушку).
Потребность в привлечении внимания сверстников или родителей (попытка ребенка восстановить утраченную связь с родителем, путем привлечения в том числе негативного внимания).
Депривация в раннем возрасте (частичное и полное неудовлетворение базовых потребностей ребенка).
Особенности темперамента (повышенная активность).
Актуальная травматическая социальная ситуация/адаптация (например, развод родителей, переезд, переход в новый детский сад).
Родителям необходимо также помнить о возрастных особенностях развития ребенка. Так у ребенка в 2-4 летнем возрасте еще не сформированы понятия «свое», «чужое». Данные категории только начинают свое развитие к 4-6 годам, а морально-этические нормы, воспитываемые родителями, могут закрепиться только условно к 6-7 годам. Другими словами, у ребенка-дошкольника еще отсутствует отрицательная оценка кражи. Для психологического развития ребенка до 6-7 лет также характерно отсутствие абстрактных понятий, не сформированы пространственно-временные представления (дети живут «здесь и сейчас»).
Такое явление, как «детское воровство», зачастую связано с ошибками в воспитании:
Отсутствие последовательности, то есть когда за одним и тем же действием ребенка в разных ситуациях следует разная реакция взрослого.
Несогласованность требований взрослых, предъявляемых ребенку (когда члены семьи не могут договориться о единой стратегии воспитания).
Попустительство (вседозволенность, отсутствие «границ»).
Тотальный контроль за всеми действиями ребенка.
Холодность или враждебность в отношениях между членами семьи.
Излишняя эмоциональная реакция родителей на ситуацию воровства ребенка, что может способствовать подкреплению и закреплению не желаемого поведения.
Что могут сделать родители, чтобы предвосхитить или предотвратить воровство ребенка:
Необходимо взять себя в руки, не поддаваться панике, постараться справиться с гневом, чтобы не обрушить его на ребенка, поскольку это не решит проблему, а может только навредить доверительным отношениям между вами.
Лучше не называть случившееся «воровством», «кражей», избегать «ярлыков».
Разбирать поступок ребенка необходимо при отсутствии большого количества людей (например, родственников, соседей, у которых ребенок совершил проступок)
Для понимания мотивации ребенка важно доброжелательным тоном обсудить с ребенком как произошла эта ситуация: кому принадлежит вещь, какие отношения у него с владельцем, а также что он хотел сделать с этой вещью в итоге.
Необходимо спокойным уверенным тоном давать отрицательную оценку действиям ребенка, а не его личности.
Рассказать о том, какие чувства переживаете вы и человек, который лишился любимой вещи.
Обсудить то, как можно исправить данную ситуацию, по возможность организовать возврат вещи, что должно происходить без свидетелей и публики.
Для того, чтобы не закрепить данный поступок необходимо не возвращаться к нему в дальнейшем (после разбора ситуации).
Подумайте и проанализируете, что могло стать причиной такого поведения ребенка и поработайте с этим.
Таким образом, ключом к решению и профилактике воровства у детей является в первую очередь доверие, взаимопонимание и уважение всех членов семьи друг друга, а также открытость и готовность помочь и поддержать в сложной ситуации.
Если сложно разобраться и справиться с ситуацией, родители всегда могут обратиться за помощью к специалисту - психологу.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.