Могут ли бабушка и дедушка забрать ребенка насовсем.

В этой главе мы поговорим о дедушках и бабушках, о том, какую роль они играют в воспитании детей. И к чему приводит ситуация, в которой бабушки и дедушки для своих любимых внуков начинают играть роль родителей. Ни к чему хорошему, если честно, она не приводит. Но давайте обо всем по порядку.

Вообще традиция привлекать старшее поколение к воспитанию детей очень древняя, очень глубокая. Еще в первобытном обществе детей оставляли на попечение стариков. Они передавали детям опыт, знания о том, как устроен мир и как в этом мире выживать, и это было бесконечно важно – именно для выживания. С тех пор минули сотни и тысячи лет – а тенденция сохраняется. Во многих семьях бабушки и дедушки непосредственно участвуют в воспитании внуков. И общение ребенка с ними – очень важный для него опыт, однако, как говорится, есть нюансы, о которых мы и поговорим сейчас.

Сразу скажем, что эта идея – доверять воспитание детей представителям старшего поколения – как и многие идеи с такой продолжительной и богатой историей, обладает огромной силой и притягательностью. Однако имеет смысл подобные явления время от времени «пересматривать», чтобы понять: а все ли идет «так»? Не появились ли где-то неточности и сбои, которые важно подправить, отладить, чтобы система и дальше работала эффективно?

И тут первое, что бросается в глаза – это гипертрофирование данной тенденции. Ведь и в древности, и в средневековье, и в новое время, вообще вплоть до двадцатого века, подавляющее большинство семей жило в одном доме, собирая под одной крышей представителей разных поколений. И тогда даже те дети, с которыми большую часть дня проводили дедушки и бабушки, не лишались необходимого общения с отцом и матерью.

А в современном обществе нередка ситуация, когда ребенка дедушкам и бабушкам просто отдают, а родители живут отдельно или, скажем, забирают только на выходные. Мы не станем рассматривать различные жизненные обстоятельства, которые приводят к такому варианту развития событий, и не станем рассуждать о его правомочности и неправомочности. Наша задача – осветить здесь, как подобная ситуация отражается на ребенке и на семейной системе в целом.

Вот рассказывает женщина в годах, просвещенная, образованная, сама педагог по образованию: «Хорошо, что у меня двое сыновей. Диму, старшего, я родила, только-только закончив институт. Ну, он и мамин больше, чем мой. Она все заботы взяла на себя. Я ведь не знала даже, как к нему подойти, что сделать. А уж Рому мы с мужем для себя родили. Так и получилось, что Дима все время у бабушки, а Рома с нами». И все бы ничего, вот только бросается в глаза разница между двумя молодыми людьми, разница на самых разных уровнях, начиная от внешнего вида, точнее, телесной сформированности, уровня гормонального обмена и манеры одеваться и заканчивая успеваемостью и уровнем образования. Как вы думаете, кто из парней «опережает» другого?

А вот другая история. Приходит на консультацию к психологу молодая женщина. Энергичная, интеллектуальная, с развитыми деловыми качествами.  Приходит с вопросом о том, что происходит с ее пятилетним сыном. Точнее, происходит вот что: им занимается в основном бабушка. Бабушка живет в соседнем доме, а мальчик живет практически у нее. Бабушка его и в садик отводит, и из садика приводит, кормит, поит, книжки читает, в игрушки играет. Родители мальчика, ее дочь и зять, приходят к ней позавтракать, пообедать, поужинать, ну, и пообщаться с сыном. На пару ночей в неделю родители берут сына к себе, иногда ходят с ним погулять. Но мать мальчика, понятное дело, беспокоит не это, а то, что сын почему-то стал ее лупить при каждой встрече, и категорически отказывается называть ее мамой, а зовет по имени. Маму – зовет по имени… А кого он называет мамой? Догадаться несложно. Бабушку. И несложно догадаться, как воспринимает это мать. А в такой ситуации имеет смысл озаботиться не симптомом, а его причинами, ну, хотя бы так, «для общего развития».

А действительно, в чем же причина такого агрессивного поведения? Ведь у мальчика, вроде бы, все есть:  он окружен заботой и любовью, бабушка в нем души не чает, пылинки сдувает, родители его любят, время, которое они проводят вместе, они проводят весело (если не считать того, что иногда сын выражает маме свое глубокое недовольство…).  Игрушки, развлечения, пища для ума – все есть. Но ведь чего-то все-таки нету, раз ребенок так себя ведет! (Мы уже говорили: человек, которому хорошо на душе, и ведет себя «хорошо», с любовью к миру и окружающим, а вот если ведет себя «плохо», то имеет смысл задуматься, а отчего же ему самому может быть в этот момент плохо?)

А теперь давайте поговорим о чувствах этих детей.

В начале главы мы как раз предложили вам вспомнить, как вы себя чувствовали, когда родители вас отвозили-отводили к бабушке. Есть основания полагать, что с вами происходило то же, что и со многими другими людьми – детьми, – оказавшимися в подобной ситуации.

В предыдущих главах мы уже касались вопроса о том, как формируются дети, растущие в условиях эмоциональной депривации. Мы писали, что ребенок – это живой человек, чуткий, восприимчивый, открытый; человек, которому очень важно, нужно, жизненно необходимо чувствовать себя любимым и принадлежным.

Поясним – и это будет очень значимое пояснение: ребенку важна не только любовь и поддержка, ему важна любовь и поддержка конкретных людей, а именно, во-первых и в самых главных, – любовь и поддержка мамы и папы. О том, что так он получает жизненно необходимую для него и абсолютно уникальную энергию, мы уже писали.

Из примеров, приведенных выше, видно, что встречается такая ситуация, когда бабушка, мать жены или мужа, пытается занять в семейной системе роль матери. И по большому счету, не имеет значения, от кого исходит «инициатива»: от самой ли жены, которая в силу разных причин боится взять на себя ответственность, или же от бабушки, которой, опять-таки в силу разных причин, ответственности хочется больше, чем у нее на данный момент есть. Важно, что такая тенденция присутствует. Бывает такое, что бабушка вторгается в семью и, авторитарными ли методами, или ласково и любовно, «отвоевывает» себе… ребенка. Да. Ни много, ни мало, а ребенка. Или двух. Или больше, хоть такое бывает уже реже. Хотя если честно, бывает еще и не такое… А потом начина-ается: неудобно «обидеть маму», свою или партнера, жалко «лишать» ребенка «детства», не хочется наносить ему «травму» и осуществлять кардинальные изменения, или просто «удобно», что с ребенком не нужно «возиться». И часто бывает так, что ребенок остается «бабушкиным». А самое неприятное в этой ситуации то, что необходимых чувств принадлежности маме и папе, любви и поддержки ребенок не получает. Он получает другую любовь и заботу – но не те, которые ему нужны. И тогда у ребенка зреет чувство, что он «не нужен». Не востребован. Не принадлежит тем, кого сам любит всем сердцем. И они ему не принадлежат. И тогда появляется глубокая и сильная обида, а там, где обида – там и злость, а где злость – там и месть. А потом родители удивляются: вот вроде бы все должно быть хорошо, карьера сделана, они состоявшиеся люди, ребенок подрос, получает престижное образование, он развит, с ним интересно, казалось бы – самое время навести истончившиеся за годы «разлуки» мосты – а на контакт он идти не желает, ну ни в какую. И тогда возникает встречная обида: ну, что же ты теперь?..

В такой ситуации, не имеет значения, в какой момент, на каком этапе жизненного пути семьи она была осознана, важно понять, что вне зависимости от каких-либо материальных составляющих, от количества сил и времени, которые могут уделить ребенку родители – они для него важнее всего. Они для него – самые главные фигуры в жизни. Они ему необходимы. Необходима их любовь. Их поддержка, их внимание. И никто другой, будь то самая заботливая бабушка на свете, самый замечательный на свете дедушка – никто не может заменить для ребенка папу и маму. 

 

© Алексей и Мария Афанасьевы. 

Данный текст является частью коммерческого издания и охраняется законом об авторском праве. Любое использование статьи или ее фрагмента возможно только с письменного разрешения правообладателя с обязательным указанием первоисточника и Ф.И.О. авторов



Просмотров: 550
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Любовь, забота и поддержка – вот что на самом деле важно для семьи
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Как зрелая женщина ведет себя в контакте с мужчиной. А что если вы травмированы, и все наоборот?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • Все мужики ко… Все бабы ду…Или статья о том, что все мужики когда-нибудь узнают, что бабы думают.
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Строить иллюзии и формировать ожидания - это плохо или хорошо, и что такое плохо, что такое хорошо?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Как мужчина может всего одной фразой обесценить все то, что вы ему говорите



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь