Бабушка в семейной системе

Бабушка – крайне важное лицо в семейной системе. Почему в системе, а не в семье? Потому что семья состоит из мамы, папы и детей. И вот уже эта семья входит в большую систему, семейную. Как маленькая матрешка входит в матрешку побольше. И место бабушки значительнее, в этой системе, чем если бы она находилась в семье. С чем это связано? С тем, если бабушка не пытается «прорваться» в семью, а действует на своем месте – это сильно влияет на изменение благополучия обоих «матрешек». Ведь большая матрешка защищает и оберегает меньшую, так и здесь – более старшее поколение опекает, оберегает младшее. Оберегает в психологическом плане, вносит свой вклад в развитие семьи, в воспитание внуков.

Бабушка в семейной системе

Бабушка старше, опытнее мамы и папы. Именно она – носитель многих знаний и умений, истории, традиций. Именно ей нужно быть не в семье, а около нее, там где лучше видно со стороны, что происходит с детьми и с взрослыми. Именно у нее есть возможность наблюдать и замечать многое, влиять на то, что там происходит. И тогда она получает, то уважение, которого достойна. Тогда во всей системе выстраивается разумная, «природная» иерархия, которая идет на пользу всем ее членам. А что происходит, если бабушка так сильно вовлечена в дела семьи? Она теряет это уважение. Слишком близко находясь, решая все проблемы с внуками, участвуя в том, что по праву должно быть закреплено за мамой и папой, она теряет авторитет, уважение и иерархия так же нарушается. Нарушается баланс. Вспомните, например школу – дети в своем классе могли бунтовать и дерзить учителю, но директору школы – это был нонсенс. Вот она, та самая иерархия на примере школы. Но директор никогда и не решал повседневные школьные проблемы класса, не отвечал именно за успеваемость учеников. Как это относиться к семье? Так же. Родители несут свою ответственность за ежедневное воспитание детей: чем кормить, как одевать, где и чему учиться, чем лечить, в какой кружок идти, когда гулять, как и где отдыхать и т.д. Все конкретные, точные вопросы решают родители, мама и папа.

Бабушка и соответственно дедушка берут на себя другую роль: рассказать, показать, познакомить с традицией, с предками, с правилами. У бабушек и дедушек в этом смысле больше свободного времени. Именно они могут взять внуков на лето к себе на дачу например, пойти с ними днем в музей. Или посвятить вечер вязанию шарфа или постройке почти настоящего гаража для игрушечных машин, разбору старых фотографий. Или поддерживать традицию общесемейных ужинов на праздник, собрав семьи и родственников за одним большим столом. Кстати подготовка такого ужина – где свой вклад может внести каждый, от самого младшего до самого старшего, отличная профилактика компьютерной зависимости для детей и очень важный момент в их нравственном воспитании. Родители определяют весь спектр бытовых вопросов, а бабушке остается драгоценное время, которое можно использовать.

Вспомните – дети учатся на практических примерах. В том то и дело, что им крайне важен этот пример со стороны бабушек и дедушек. Пример того, как они относятся к себе, как живут свою жизнь. Это воспитывает внуков. Если бабушка считает, что «Я не могу пойти к врачу (вариант – лечь в больницу), мне внуков нельзя оставить» - то для ребенка это пример того, как пренебрегают своим здоровьем, как его подрывают. Негативный пример. А смотрите, чему внуки могут научиться, если бабушка подумает о себе:

  • - преодолевать сложности (придется как-то справляться без бабушки, может быть в продленке побыть, а может самостоятельно);
  • - заботиться о других (у бабушки проблемы со здоровьем, необходимо о ней позаботиться);
  • - отвечать за свое здоровье (не тянуть с болезнью, а сразу предпринимать необходимые меры).

Разве этого мало? И ведь именно этих качеств чаще всего ждут родители, бабушки и дедушки от детей. Именно с проблемой их нехватки приходят к психологу.

Когда бабушка, остается бабушкой для своих внуков, мамой для своих детей , женой для своего мужа и просто - женщиной для всех остальных и для себя, то тогда и строятся  отношения, не требующие помощи психолога,  отношения любви, доверия и тепла. Когда эти роли перемешиваются или бабушка берет на себя несвойственные ей функции, отношения не складываются, не только с внуками, но и с собственными детьми.

Уважаемые бабушки!

  • Родители отвечают за детей. Вы не обязаны решать бытовые вопросы в воспитании внуков, оставьте это детям. Они справятся, ведь они уже сами – МАМА и ПАПА. Вы же справлялись с ними, когда они были вашими маленькими детьми?
  • Именно ваше отношение к жизни имеет большее влияние на ваших внуков, чем советы и наставления. Если вы находите время для себя, у вас есть свои интересы и собственные занятия – ваши внуки учатся так же иметь свои занятия, интересоваться чем-то полезным для жизни.
  • У вас должна быть своя отдельная комната или квартира, что бы вы могли иметь возможность находиться немного в стороне от внуков, поддерживать ту иерархию, тот порядок, что будет полезен всей семейной системе. Ведь именно тогда, ребенок начинает уважать чужие границы и считаться с чьим-то мнением, когда он эти границы видит и ощущает. Пусть ваша комната будет особым местом, где есть старые фотографии, интересные вещицы, где внуки смогут прикоснуться к чему-то важному и очень семейному. У родителей обычно на это не хватает времени. И это время есть у вас.
  • Если вы даете возможность вашим детям ПРОСИТЬ вас заниматься с внуками, а не сами бросаетесь прежде всего на помощь – именно это воспитывает уважительное отношение к старшим, учит вежливости ваших внуков.
  • Вы способствуете преемственности поколений, передаете свой опыт и традиции вашего рода. А это крайне важно, иметь и знать свои корни. Как дерево не растет без корней, так и человек без знания истории своего рода не имеет необходимой основы для благополучной жизни.



Просмотров: 538
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Любите своих внуков, они отомстят вашим детям (или «ущербность» бабушек и дедушек)
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что я сделал не так, из- за чего это произошло именно со мной?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Время для себя. О чем это для вас? Практические задания.
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Опасны ли бабушки для собственных внуков
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Если денег не хватает, то нужно срочно делать именно это
  • Если к другой уходит мужчина: не факт что она лучше, но подходит именно ему..
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Как понять, что именно в моей жизни не так?
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • «Почему это происходит именно со мной…?» хоть раз в своей жизни спрашивал каждый из нас.
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • «Почему ЭТО именно со мной, почему ВСЕ не так…?»
  • Воспитание детей. Как мы это говорим и как они это слышат. Две крайности
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Консультации для пар — как это работает и так ли это страшно?
  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • Все еще ищете свое предназначения? Тогда это упражнение для вас
  • Работа с событием (Почему именно со мной это происходит?)
  • Целостность. Что это и для чего она нужна?
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Что такое близость для меня. Где она начинается и как ощущается?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь