Заметки нейропсихолога. Бабушки, любите внуков ... издалека.

Когда родители приходят ко мне на консультацию из-за проблем учёбы в школе, то в беседе я интересуюсь и составом семьи ребёнка. В жизни встречаются такие ситуации, когда в близкое окружение ребёнка входит бабушка: или она проживает в этой же семье, или её квартира располагается через стенку («дверь в дверь»).

Мамы обычно положительно оценивают эту ситуацию. Днём родители на работе, а бабушка присмотрит за ребёнком, накормит, напомнит про уроки, проконтролирует. Такая помощь со стороны бабушки особенно высоко ценится в первом классе, когда у ребёнка происходит процесс школьной адаптации. Знакомая картина?

Что происходит дальше? Вначале – ничего, всё идёт по привычному укладу и во втором классе, и в младшей школе, и в средних классах. Любимый внук или любимая внучка приходит домой, где бабушка торопится разогреть обед, спрашивает про оценки, затем напоминает, что надо выходить в музыкальную школу или в спортивную секцию, прибирает брошенную на пол школьную форму, сетуя, что так и нет привычки весить форму на место, вечером раз сто напомнит, что пора садится за уроки, а то скоро родители придут с работы. Но любимое чадо опять начинает делать уроки после 8-9 вечера, потом заявляет, что силы кончились и встанет завтра пораньше и доделает уроки.

И вот наступает 7 или 8 класс. В семье начинают накапливаться конфликты. Бабушка жалуется, что внук/внучка её не ценит, на неё ворчит или откровенно хамит, совсем не слушается. А ребёнок, точнее уже подросток, вдруг начинает заявлять, что все его «достали», закрывается от бабушки в комнате, не разговаривает с ней (в лучшем случае). В семье разыгрывается настоящая трагедия. Бабушка вдруг понимает, что её старания оказались напрасными, и от внуков она не видит никакой благодарности. А подросток пытается всем доказать, что он уже взрослый, но у него нет представления о взрослой модели поведения в жизни, и он использует регрессивные модели, которые соответствуют дошкольному уровню.

Родители осознают, что ребёнок «отбился от рук». Однако ко мне, как к нейропсихологу, они обращаются с другой проблемой: подросток не хочет учиться, поэтому только со скандалами можно заставить делать уроки, выполнять домашнее задание, и занятия с репетиторами не помогают.

Что же НЕ произошло за это время, за 1-6-е классы? С позиции  детской психологии не произошел переход внешнего контроля поведения со стороны взрослых на внутренний контроль самого ребёнка. С позиции нейропсихологии – не произошло функциональное созревание лобных отделов головного мозга, которые отвечают за формирование цели, составление программы действия, выполнения её и контроль правильности выполнения. И нейропсихологические тесты это подтверждают. Когда необходимо выполнить пробы в полном объёме, то возникают  трудности разного характера, и подростку приходится приложить громадные усилия, чтобы сделать всё без ошибок, а порой необходима помощь нейропсихолога, чтобы завершить пробу с положительным результатом.

Давайте оценим ситуацию с позиции психологии. У ребёнка отсутствовала мотивация самому контролировать свой день и выполнение домашних заданий. Так как о том, что надо делать, всегда и по несколько раз напоминала бабушка. Поэтому умения: составлять план дня, учёт времени, умение распределять это время на все дела, учёт семейного уклада, контроль своих действий, получение результата своих действия и оценка этого результата с минусом или плюсом - не формировались, не удерживались в голове ребёнка, а потом подростка, и соответствующие нейронные связи не образовывались. Это привело к тому, что ребёнок не научился планировать выполнение уроков, не держал в голове порядок действий, не старался получить похвалу или положительную оценку за усилия, которые он прилагал.

Родители вынуждены нанимать репетиторов – другой вариант внешнего контроля. Что здесь можно видеть: подросток сидит, выполняет задание. Репетитор – рядом, при этом постоянно кивает головой: «Да. Правильно. Верно. Так делай и дальше». После занятия говорит родителям: «Мы всё прорешали к завтрашней контрольной работе. Он всё понимает. Должен написать». Школьник/школьница приходят на урок, открывает тетрадь или листочек, делает первое действие, а потом с ужасом замирает «А правильно? А так? А точно так? А если не так?...» Пытаются схватится за что-то другое. И в результате – в лучшем случае тройка.

Почему же подросткам нравится запираться в своей комнате и «сидеть часами в телефоне»? Потому что там тоже идёт внешний контроль, но который устраивает подростка. Друзья инициируют разговор, они советуют песни (не надо самому определяться, что нравится, а что нет), фильмы (вопрос «Куда сходить?» уже решен), предлагают сообщества в интернете, где много «развлекаловок» (опять не надо думать). Отнять телефон у подростка – это полная для него катастрофа. Он в прямом смысле слова не может жить без него.

Поэтому, когда на моей консультации заканчивается беседа с родителями и объясняется ситуация не на данный момент, а с возвращением в прошлое или с обращением в будущее, то я могу увидеть удивление «Надо же как!» или услышать фразу «Я и сама про это уже думала». И звучит вопрос «Как же бабушки объяснить?».

Ответа у меня нет. Потому, что сначала родителям надо объяснить самим себе, что происходит в их семье.



Просмотров: 359
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что мне делать, когда я должен, мне надо, я не могу, а порой я боюсь, что...?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Из гусеницы к новой жизни. Или что происходит, когда уже ничего не помогает.
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Он опять ушел, потому что хочет общаться с другими. Что делать, когда мужчина приходит и уходит?
  • Цейтнот. Или что делать, если надо всё делать.
  • Делать что хочется или что надо?
  • Что происходит за дверью психотерапевта, или что можно делать у психолога?
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как люди приходят к тому, что надо в себе что-то менять
  • Начало или продолжение пути... Или что делать, когда очень хочется что-то делать
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Что такое Воля и зачем она нам нужна? Что делать, когда сил нет!
  • 10 признаков того, что надо что-то менять или отпустить человека...
  • Как вернуть жену: что делать точно не надо или как избежать ошибок?
  • Как объяснить родителям, что ты уже вырос. Или почему в нас видят детей.
  • Декрет это отпуск? Или что надо маме для счастья...
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Что со мной происходит? Любовь это или нет? Страхи на пути любви.
  • Когда вы в спортзале и нет результатов, что происходит и как всё не бросить? Почему ещё не худеется?
  • Почему я это съела, или что заставило меня так поступить?
  • Трудоустройство на раз-два-три, или На что на самом деле надо обращать внимание, когда ищешь работу
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Что стоит за детским «не могу!» в ответ на взрослое «надо!»? Что делать? Часть 2я. Формирование воли.
  • Хочу делать, но всегда что-то мешает или что такое прокрастинация и как с ней поступать.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Пути преодоления тревоги или что делать, когда не знаешь что делать



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь