|
Заметки нейропсихолога. Бабушки, любите внуков ... издалека.Автор статьи: Зашихина Виктория Викторовна
Когда родители приходят ко мне на консультацию из-за проблем учёбы в школе, то в беседе я интересуюсь и составом семьи ребёнка. В жизни встречаются такие ситуации, когда в близкое окружение ребёнка входит бабушка: или она проживает в этой же семье, или её квартира располагается через стенку («дверь в дверь»). Мамы обычно положительно оценивают эту ситуацию. Днём родители на работе, а бабушка присмотрит за ребёнком, накормит, напомнит про уроки, проконтролирует. Такая помощь со стороны бабушки особенно высоко ценится в первом классе, когда у ребёнка происходит процесс школьной адаптации. Знакомая картина? Что происходит дальше? Вначале – ничего, всё идёт по привычному укладу и во втором классе, и в младшей школе, и в средних классах. Любимый внук или любимая внучка приходит домой, где бабушка торопится разогреть обед, спрашивает про оценки, затем напоминает, что надо выходить в музыкальную школу или в спортивную секцию, прибирает брошенную на пол школьную форму, сетуя, что так и нет привычки весить форму на место, вечером раз сто напомнит, что пора садится за уроки, а то скоро родители придут с работы. Но любимое чадо опять начинает делать уроки после 8-9 вечера, потом заявляет, что силы кончились и встанет завтра пораньше и доделает уроки. И вот наступает 7 или 8 класс. В семье начинают накапливаться конфликты. Бабушка жалуется, что внук/внучка её не ценит, на неё ворчит или откровенно хамит, совсем не слушается. А ребёнок, точнее уже подросток, вдруг начинает заявлять, что все его «достали», закрывается от бабушки в комнате, не разговаривает с ней (в лучшем случае). В семье разыгрывается настоящая трагедия. Бабушка вдруг понимает, что её старания оказались напрасными, и от внуков она не видит никакой благодарности. А подросток пытается всем доказать, что он уже взрослый, но у него нет представления о взрослой модели поведения в жизни, и он использует регрессивные модели, которые соответствуют дошкольному уровню. Родители осознают, что ребёнок «отбился от рук». Однако ко мне, как к нейропсихологу, они обращаются с другой проблемой: подросток не хочет учиться, поэтому только со скандалами можно заставить делать уроки, выполнять домашнее задание, и занятия с репетиторами не помогают. Что же НЕ произошло за это время, за 1-6-е классы? С позиции детской психологии не произошел переход внешнего контроля поведения со стороны взрослых на внутренний контроль самого ребёнка. С позиции нейропсихологии – не произошло функциональное созревание лобных отделов головного мозга, которые отвечают за формирование цели, составление программы действия, выполнения её и контроль правильности выполнения. И нейропсихологические тесты это подтверждают. Когда необходимо выполнить пробы в полном объёме, то возникают трудности разного характера, и подростку приходится приложить громадные усилия, чтобы сделать всё без ошибок, а порой необходима помощь нейропсихолога, чтобы завершить пробу с положительным результатом. Давайте оценим ситуацию с позиции психологии. У ребёнка отсутствовала мотивация самому контролировать свой день и выполнение домашних заданий. Так как о том, что надо делать, всегда и по несколько раз напоминала бабушка. Поэтому умения: составлять план дня, учёт времени, умение распределять это время на все дела, учёт семейного уклада, контроль своих действий, получение результата своих действия и оценка этого результата с минусом или плюсом - не формировались, не удерживались в голове ребёнка, а потом подростка, и соответствующие нейронные связи не образовывались. Это привело к тому, что ребёнок не научился планировать выполнение уроков, не держал в голове порядок действий, не старался получить похвалу или положительную оценку за усилия, которые он прилагал. Родители вынуждены нанимать репетиторов – другой вариант внешнего контроля. Что здесь можно видеть: подросток сидит, выполняет задание. Репетитор – рядом, при этом постоянно кивает головой: «Да. Правильно. Верно. Так делай и дальше». После занятия говорит родителям: «Мы всё прорешали к завтрашней контрольной работе. Он всё понимает. Должен написать». Школьник/школьница приходят на урок, открывает тетрадь или листочек, делает первое действие, а потом с ужасом замирает «А правильно? А так? А точно так? А если не так?...» Пытаются схватится за что-то другое. И в результате – в лучшем случае тройка. Почему же подросткам нравится запираться в своей комнате и «сидеть часами в телефоне»? Потому что там тоже идёт внешний контроль, но который устраивает подростка. Друзья инициируют разговор, они советуют песни (не надо самому определяться, что нравится, а что нет), фильмы (вопрос «Куда сходить?» уже решен), предлагают сообщества в интернете, где много «развлекаловок» (опять не надо думать). Отнять телефон у подростка – это полная для него катастрофа. Он в прямом смысле слова не может жить без него. Поэтому, когда на моей консультации заканчивается беседа с родителями и объясняется ситуация не на данный момент, а с возвращением в прошлое или с обращением в будущее, то я могу увидеть удивление «Надо же как!» или услышать фразу «Я и сама про это уже думала». И звучит вопрос «Как же бабушки объяснить?». Ответа у меня нет. Потому, что сначала родителям надо объяснить самим себе, что происходит в их семье. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|