Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте

Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте

Все родители знают о том, что каждый дошкольник ежегодно должен проходить профилактический медицинский осмотр. Делается это для того, чтобы специалисты могли профессионально определить, соответсвует ли развитие детского организма возрастным нормам и, при обнаружении отклонений, вовремя их скорректировать. 

В возрасте до шести лет ребёнка будут наблюдать педиатры, стоматологи, ортопеды, офтальмологи…Каждый специалист будет оценивать динамику развития какой-то определенной системы юного организма: офтальмолог будет следить, чтобы была в порядке зрительная система, стоматолог - чтобы не было проблем с зубами, хирург - чтобы здоровыми были кости и мышечный корсет… 

А что с нервной системой? За ней «приглядывают» невролог и психиатр. Первый будет следить за тем, нет ли неврологических нарушений: двигается ли ребёнок свободно и уверенно, нет ли тремора (дрожания), говорит ли он. Второй - за тем, нет ли психических заболеваний и отклонений: ЗПР, СДВГ, расстройства аутистического спектра, умственной отсталости.

Согласно новому приказу «О проведении профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» № 514н от 10 августа 2017 года, вступившему в силу 1 января 2018 года, за первые шесть лет жизни малыш увидит невролога четыре раза: в 1 месяц, 1 год, 3 года и 6 лет (против шести раз по старому приказу). Психиатра - три раза: в 2 года, 3 года и 6 лет (против двух раз до 2018 года). 

Для того, чтобы отследить выраженные нарушения в развитии нервной системы в целом и психики в частности этих мер достаточно. Но как быть с теми нарушениями и особенностями в развитии, которые не достигают уровня патологии, но вызывают тревогу и обеспокоенность родителей? Ребёнок говорит, но скудно и неохотно, ходит и бегает, но при этом сшибает все углы, различает цвета и фигуры, но не может сложить простой узор из мозаики?

Озвучивая свои тревожные мысли на приёме у того же невролога или психиатра, родители часто слышат в ответ: «Ну, чего же вы хотите, он ещё маленький, израстётся, всё и пройдёт». И специалиста можно понять: его задача - следить за тем, чтобы не было патологии, а мелкие «недочёты» в развитии - не его ведомство (особенно, если мы вспомним, сколько времени отводится врачу на приём пациента в государственных медицинских учреждениях). 

Авторитетное мнение врача часто успокаивает родителей и они покорно ждут, когда «израстётся». Иногда действительно со временем ребёнок компенсирует свои недостатки, но бывает и так, что в первый класс он отправляется вместе со своими особенностями и тогда уже для родителей наступает новый период тревог и печалей. 

Есть такое понятие «высшие психические функции» - это всё то, что делает человека человеком: память, внимание, мышление, речь, произвольные движения. Эти функции обеспечиваются работой головного мозга и, соответственно, развиваются вместе с ним. Если в формировании мозга имеются какие-то отклонения или особенности, вполне возможно, что и функции, которые он должен обеспечивать, будут развиваться не так: как вариант, медленнее нормального. Тогда мы увидим, например, семилетнего ребёнка, который ведёт себя, как четырёхлетний: за партой не сидит, учителя не слушает, соседей тыкает. 

Для того, чтобы к моменту поступления в школу ребёнок был максимальным для себя образом готов, недостаточно просто отдать его в подготовительную группу. Нужно на протяжении всего периода его взросления внимательно следить за развитием этих его высших психических функций. Для этого нужно показаться детскому психологу, владеющему диагностикой, или нейропсихологу, который сможет точно оценить развитие каждой функции и составить рекомендации для родителей, а в случае необходимости - коррекционную программу для малыша. 

Рассмотрим на примере функции речи. Это сложная функция, то есть она буквально «сложена» из нескольких других.

Вот только некоторые из них:

 

  • Способность различать звуки. Чтобы научиться говорить, ребёнку нужно уметь различать сначала простые шумы (колокольчик, скрип двери, шуршание бумаги), а затем и звуки родной речи - гласные, согласные (отличать «а» от «о», «цэ» от «сэ»). 

(За эту функцию отвечает часть мозга, расположенная в правом и левом виске)

 

  • Способность произносить звуки. Нужно в такой мере владеть мышцами рта и языка, чтобы иметь возможность подражать услышанным звукам. 

(За эту функцию отвечает лобно-височная часть левого полушария мозга). 

 

  • Способность складывать звуки в слоги, слова. Научившись произносить отдельные звуки, необходимо научиться соединять их.

(За эту функцию отвечает зона, находящаяся выше лба). 

 

  • Способность запоминать слова. Чтобы научиться говорить, необходимо уметь запоминать слова, услышанные от взрослого. Чтобы произнести предложение, нужно помнить, какие слова ты уже сказал, а какие только собираешься. 

(За эту функцию отвечает участков мозга в средней и задней височной области левого полушария). 

 

  • Способность понимать смысл слов и высказываний. Для того, чтобы использовать речь по назначению, а именно обмениваться мыслями с другими людьми, нужно понимать смысл слова, иначе речь превратится в словесный винегрет. 

(За это отвечают лобные доли головного мозга).  

Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте

 

Совершенно ясно, что при нарушении любой из этих функций будет страдать речь в целом. Нейропсихолог сумеет понять, где именно произошла «поломка» и сможет разработать стратегию «починки» в соответствии с этим. 

 

Психическое развитие малыша - грандиозный и чрезвычайно сложный процесс, требующий такого же внимательного и уважительного к себе отношения, как физическое развитие, почему же о нём мы вспоминаем только тогда, когда что-то идёт не так? Уважаемые родители, не пускайте на самотёк то, что сегодня ещё можно изменить, а завтра уже оно будет менять жизнь вашего ребёнка.



 



Просмотров: 365
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Чтобы научиться говорить, нужно уметь слышать
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • Что нужно иметь для того чтобы знакомиться с мужчинами
  • Что нужно для того, чтобы любить и быть любимым?
  • Для того чтобы видеть, нужно быть Здесь!
  • Сколько психологов нужно для того, чтобы поменять одну лампочку?
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • «Я ем не для того, чтобы есть, я ем для того, чтобы выжить».
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Для того чтобы встретиться, нужно расстаться.
  • Мужчинам не нужно уметь читать мысли, чтобы понять чего хочет их женщина
  • Что нужно делать для того, чтобы стать женщиной мечты?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Сколько нужно, чтобы понять, что достаточно?!
  • Сколько в действительности нужно времени на то, чтобы изменить жизнь?
  • Не нужно быть финансовым гением, чтобы разбогатеть. Для этого нужно вот что
  • Для того, чтобы наладить отношения со своим ребенком – необходимо исцелить собственное детство.
  • «Что нужно знать и уметь, чтобы родить легко».
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Простые действия для того, чтобы принимать себя и всё происходящее.
  • Действительно ли нужно себя мучить, чтобы что-то получилось?
  • Чтобы ваша жизнь не менялась, нужно просто ничего в ней не менять )
  • 2) Как себя вести родителям, чтобы сократить кризис 1 года?
  • Кому-то нужно захотеть, чтобы что-то было
  • Нужно ли ломать себя, чтобы получить новый опыт для изменений в жизни?
  • Как думаете, сколько нужно времени, чтобы...
  • Мифы про силу. Чтобы вступать в отношения, нужно быть в ресурсе
  • То, над чем нужно поработать мужчинам, чтобы улучшить свои отношения с женщиной
  • То, над чем нужно поработать женщинам, чтобы улучшить свои отношения с мужчиной



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь