Конец лета, скоро 1 сентября, и кому-то предстоит пойти в первый раз в первый класс. Чаще всего взрослые люди уделяют особое внимание подготовке ребенка к этому ответственному моменту, переживая за адаптацию сына или дочки к школе, и за кадром остается вопрос, на который мы поможем ответить: как родителям адаптироваться к первому классу?
Не секрет, что родители будущего первоклассника паникуют и нервничают иной раз куда больше, чем сам дошкольник: проявляются чрезмерные переживания, вспоминаются школьные неудачи и нереализованные мечты. Родители хотят, чтобы у ребенка все сложилось иначе, идеально, чтобы он избежал родительских ошибок и оправдал ожидания семьи. А порой появляются и страхи: моего ребенка будут обижать другие дети, он не справится с программой, учитель будет несправедлив, ему не понравится школа, он не захочет учиться и многие другие.
Своими страхами и тревогами взрослые не помогают, а подчас только мешают ребенку, ведь эмоционально дети тесно связаны с родителями и чувствуют без слов, что испытывают мамы и папы. Даже если родители пытаются внешне не проявлять своих эмоций, тревожность начинают испытывать и дети. Поэтому хотелось бы рассказать, как справиться родителям с тревогами, чтобы с хорошим настроением пойти на первую школьную линейку и сохранить позитивный настрой на весь учебный год.
Чтобы снять тревогу, готовьтесь к школе загодя!
Шаг первый
Задолго до поступления в школу присматривайтесь, в какую школу района или города будет ходить ваш ребенок, расспрашивайте соседей, чьи дети уже школьники, смотрите отзывы в Интернете, водите ребенка на подготовку к школе, где в основном учат читать и считать. Однако помимо интеллектуальных способностей и достижений ребенка не стоит забывать о психологическом благополучии, индивидуальных особенностях и задатках ребенка, развитии коммуникативных навыков, не говоря уже о возрастных новообразованиях, что в целом сильно влияет на результативность учебной деятельности наших детей. Поэтому актуальным остается вопрос относительно возраста: когда отдавать в первый класс – в шесть или в семь лет? Дети развиваются индивидуально, кто-то в шесть готов к школе, а кто-то созревает только в восемь. Одним из ориентиров может служить начало смены молочных зубов, начали меняться зубы – признак физиологического созревания, ребенок уже может себя контролировать определенный промежуток времени. Значит, ему будет под силу слушать и слышать учителя на уроке, соблюдать правила и требования, привыкнуть к новым условиям.
Шаг второй
После того как определитесь со школой, в которую пойдет ваш ребенок (по месту жительства, по специализации, по доступности), чтобы снять волнение, нужно выбрать учителя. Лучше это сделать интуитивно: доверяю – не доверяю, нравится – не нравится, мое – не мое. Установился ли изначально нормальный человеческий контакт (взаимная положительная энергетика). Если не чувствуете доверия, найдите того учителя, которому будете доверять, чтобы не испытывать ненужных сомнений в течение последующего обучения, так как родительское недоверие к учителю снижает мотивацию к учебе ребенка. Изначально старайтесь выстраивать отношения сотрудничества с педагогом.
Шаг третий
Рекомендуем подумать, какова причина страхов и переживаний. Чувство страха – это наш помощник, он предупреждает нас об опасности. Если вы испытываете эти чувства, пропишите вопросы для учителя, связанные с вашими опасениями. Запишите его рекомендации и постарайтесь им следовать. Не скрывайте особенностей развития своего ребенка, его характера от человека, которому вы собираетесь доверить ребенка. Искренность – путь к успеху и взаимопониманию. Непроговоренные страхи порой реализуются в действительности.
При этом не забудьте, что не надо пугать детей фразами: «Вот пойдешь в школу – там тебя научат, как себя вести, как слушаться, как...», «В школе мамы рядом не будет», «Не будешь слушаться, будут тебе двойки ставить, будут тебя ругать, маму в школу вызывать!» Родительская тревога за успешную школьную жизнь и так передается ребенку, а дополнительные запугивающие фразы могут стать причиной детских неврозов и других психосоматических заболеваний.
Шаг четвертый
Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, тем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет в нее включиться. И родителям будет спокойнее.
Лет с пяти уже можно и нужно разговаривать с ребенком о школе, ее предназначении, школьных правилах с позитивной эмоциональной окраской. Рассказывать о своих школьных успехах и достижениях, ярких впечатлениях из школьной жизни. Важно и значимо, чтобы родители проговорили ребенку то, что он всегда может рассчитывать на их помощь и поддержку, имеет право на ошибку и что ошибку можно исправить. Как говорится, не ошибается тот, кто ничего не делает.
За школьными принадлежностями в магазин можно и нужно пойти вместе с ребенком и дать возможность ему выбрать для себя то, что ему понравилось. Заодно рассказать, что и для чего ему там пригодится. Одна мама рассказала историю, что разрешила ребенку купить вместо школьного портфеля чемодан на колесиках, ребенок очень хотел такой чемодан. Это не было сразу принято учителем, родителям пришлось договариваться. Но оно того стоило, ребенок с радостью каждое утро укладывал книги в чемодан и шел в школу.
Готовиться к школе можно с хорошим настроением и сделать из подготовки символический домашний праздник «Скоро в первый класс». С пожеланиями и поздравлениями ближайших родственников и друзей, с интересными играми и сюрпризами.
Шаг пятый
Родителям заранее нужно решить несколько моментов – распределить обязанности семьи по-новому. С поступлением в первый класс жизнь меняется не только у ребенка, изменится привычный уклад всей семьи. И здесь родители могут столкнуться с собственным внутренним сопротивлением – негибкостью, неготовностью менять график жизни, нежеланием принять школьные правила, перестроиться, подстроиться под новый ритм жизни.
Вопросы самим себе:
Кто будет провожать ребенка в школу и встречать?
Кто и где с ним будет делать уроки?
Кто будет кормить обедом?
Кто выслушает, как прошел день?
Кто будет поддерживать?
Кто будет гулять, кто играть с ребенком?
Как соблюдать новый режим дня и каким он должен быть?
Возможно, эти обязанности распределятся по семье равномерно – на папу, маму, бабушку и др. Но очень часто мамы воспитывают детей одни, и для женщины это становится дополнительной нагрузкой. Поэтому нужно рассчитать свои силы и возможности, в том числе материальные (купить школьные принадлежности, форму, рабочий стол, просчитать расходы на проезд и т. д.).
Шаг шестой
Режим дня
Говорят, что дети после детского сада хорошо адаптируются к школе не только потому, что они уже растут в коллективе, общаясь с другими детьми и воспитателями, а потому, что они привыкли к режимным моментом. Но режим в детском саду соблюдается садом, а теперь, с началом первого класса, родителям самим придется соблюдать режим. Первоклассники, традиционно учатся с первой смены. Чтобы прийти в школу к восьми утра, нужно подняться примерно в шесть тридцать. И начинать нужно ранние подъемы не с первого сентября, а хотя бы за пару недель до начала учебного года. Составить режим дня ребенка и познакомить его с ним тоже следует заранее. Хорошо бы вместе с ребенком оформить и сделать рисунок-таблицу – режим дня.
Примерная схема режима дня для учеников, посещающих школу в первую смену (начальные классы)
Часы суток Режимные моменты
6.30–7.00 Пробуждение, подъем, утренняя гимнастика, водные процедуры, утренний туалет, убирание кровати
7.00–7.20 Завтрак
7.20–7.55 Дорога в школу (прогулка)
8.00–13.00 Занятия в школе (гимнастика до уроков, уроки, мероприятия на переменах, второй завтрак)
13.00–13.30 Дорога домой
13.30–14.00 Обед
14.00–15.00 Послеобеденный сон
15.00–16.00 Пребывание на свежем воздухе (прогулка, развлечения и подвижные игры)
16.00–17.30 Выполнение домашнего задания (через каждые 30 минут делать перерывы по 5–10 минут, во время первого перерыва дать полдник, выполнять физкультминутки и физкультпаузы)
17.30–19.00 Посещение кружков, пребывание на свежем воздухе
19.00–20.00 Ужин, произвольные занятия, чтение литературы, помощь по хозяйству
20.00–20.30 Приготовление ко сну
20.30–6.30 Сон
Также чтобы снять тревожность, можно играть с ребенком в игры. Игровая деятельность у дошкольника ведущая, поэтому игра будет встречена с радостью. Три игры для хорошего настроения от известного психолога Барбары Шер.
Я многое умею
Когда ваш ребенок находится в настроении «я не могу» и необходимо поддержать его веру в свои силы, если он волнуется перед каким-либо событием или если вы хотите привлечь его внимание, чтобы успокоить и помочь ему сконцентрироваться на чем-то, поиграйте вместе в эту игру.
Нам всем нравится слушать приятные слова о себе и особенно о своих достижениях. Что касается маленьких детей, количество их достижений невероятно велико. Напомните ребенку, что все люди спотыкаются и падают, когда учатся.
Материалы: карандаши, бумага.
Рекомендации: составьте список вещей, которым ваш ребенок научился с момента рождения. Вы можете записать его на бумаге или просто посчитать на пальцах рук и ног.
В список можно занести:
превратился из младенца, ничего не умеющего, в человека, который умеет ходить, бегать, прыгать, играть, рисовать и т. д.
умеет разговаривать, петь (и может быть на разных языках)
знает стихи наизусть
может сам, без посторонней помощи, чистить зубы, умываться, одеваться, убирать в своей комнате и т. д.
помогает родным по хозяйству.
Убедите ребенка в том, что по мере того, как он будет взрослеть, у него все будет получаться лучше и лучше.
Нарисуй меня, а я нарисую тебя
Рисование – очень хороший способ справиться с тревогой и неуверенностью или грустью.
Занятие рисованием вместе с кем-то является как бы «параллельной» игрой. Каждый из вас наслаждается по-своему, находясь при этом рядом с другим человеком. В этой игре вы связаны друг с другом, потому что друг друга рисуете.
Материалы: альбом или доска для рисования, карандаши, мелки.
Рекомендации: сядьте друг напротив друга, положите альбом себе на колени и начинайте рисовать. Можете использовать различные техники рисования.
Рисуйте, не глядя на бумагу. Начните с одной точки на лице другого человека и по мере того, как ваши глаза будут перемещаться дальше, постарайтесь двигать карандаш примерно в ту же сторону.
Нарисуйте друг друга так, как будто вы деревья, животные, птицы или цветы.
Нарисуйте друг друга с разными эмоциями на лице.
Нарисуйте друг друга такими, как есть и т. д.
Спорим, что вы не рассмешите меня
Эта игра способна улучшить настроение и взрослому и ребенку.
Рекомендации: один из игроков говорит: «Спорим, что вы не рассмешите меня». Остальные подходят к нему и пытаются скорчить самые невероятные рожицы и вести себя настолько глупо, чтобы он рассмеялся. Это подходящий момент, чтобы посоревноваться, чья гримаса будет забавнее. Сможете сделать лицо, как у рыбы? А как у свиньи? А изобразить монстра? А можете свернуть язык трубочкой? Скосить глаза? И т.д.
С уверенностью смотрите в будущее, и у вас все получится! Удачи!
Марина Олеговна Полякова, педагог-психолог,
Альфия Нурмухамедовна Макаримова, педагог-психолог
Журнал "Клуб родителей Детки.kz" № 8 (62) Август 2014