Легкий транс как помощь при восстановлении речи

      Афазия представляет собой полную или частичную утрату уже имевшейся речи после инсультов либо травм головного мозга.

Клиент М., 50 лет, ишемический атеротромботический инсульт: моторная, частично сенсорная афазия. Речь нарушена по типу сенсорной моторной афазии. Профессия: водитель-дальнобойщик, увлечения-байкер.

   К психологу обратились  через 6 месяцев после перенесенного инсульта. На первом занятии выяснилось, что больной может произносить с грозными вариациями слова: «мама», «нет», «раз, два», «блин» и ненормативную лексику; эмболы «с», «бу-у-дет». Первичное нейропсихологическое исследование речи показало, что она у клиента практически отсутствует – не выполнено ни одно из предложенных заданий.

   Упорные занятия (1 год и 2 месяца) подвели клиента к тому этапу психолого-логопедических занятий, где логопедическая цель – стимуляция фразовой речи. Психологическая цель – упрочение вербально-образных связей (преодоление нарушений пространственного и конструктивного праксиса).

Здесь к работе с больным был подключен такой элемент психотерапии как легкий транс, альфа-состояние.

  Работая по восстановлению речи мы создаем не только внешние образы, но и вырабатываем внутренние, так называемые "мыслительные образы". Под мыслительными образами подразумеваются наши стереотипы и образы мышления. Обычно, подходя к этому этапу работы, психолог достаточно хорошо знает характер своего пациента, и вызывает у него образы, которые, как он считает – наиболее близки больному. На самом деле не слова диктуют образы, а принятый человеком образ наполняет слова сутью.

  Первые же беседы с таким клиентом, находящимся в трансе, показали, что он может самостоятельно отвечать на вопросы (избегая выбора между двумя вариантами, предложенными психологом), когда транс вызван на очень близкую клиенту тему. Например, М. было предложено ощутить себя за рулем автомобиля. Представить, как садится за руль, нажимает на педаль газа, набирает скорость, включает музыку и т. д.

  Другой же предложенный вариант – представить круг, трансформировать в квадрат, затем в треугольник – ничего не дал. М.  просто не в состоянии был понять, что от него требуется.

   Итак, транс – это измененное состояние сознания, когда фокус внимания направлен не во внешний мир, как в обычной жизни, а во внутренний. Наш мозг не способен постоянно находиться на пике сознательного контроля, ему необходимы периоды расслабления (или же транса). В эти минуты психика работает по-другому: активными становятся структуры, отвечающие за интуицию, образное мышление, творческое восприятие мира. Открывается доступ к ресурсам внутреннего опыта. Именно в этом состоянии к нам приходят всевозможные озарения или внезапно находятся ответы на вопросы, над решением которых мы бились долгое время.

  В состоянии транса человек становится более открытым, восприимчивым к позитивным изменениям, легко обучается, открывает для себя новые возможности, отыскивают скрытые внутренние ресурсы для разрешения проблем, которые ранее казались совершенно неразрешимыми [1].

  Таким образом, применяя психотехнику легкого транса при работе по восстановлению речи у больного, мы заметно активизируем его ассоциативные связи между усвоенными ранее практическими действиями и их вербальным обозначением, оживляем память и мышление, развиваем фантазию. Ведя больного в состоянии транса по значимому для него положительному событию, предлагая ему вновь почувствовать те ситуации, эмоции и ощущения, которые были в его жизни, стимулируя работу воображения и задавая вопросы, мы тем самым побуждаем потребность больного говорить самому, говорить именно то, что он представил. И, обладая к этому периоду уже достаточным словарным запасом, больной начинает переходить на диалогическую речь, которая не требует от него дополнительных усилий и напряжения мысли в подборе нужного слова. Больному становится легко разговаривать, занятия приносят положительные эмоции, положительная динамика налицо.



Просмотров: 470
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие речи, создаем поле для формирования речи ребенка.
  • Феномен транса в психотерапии (анализ состоянии проблемы)
  • Как вытравить слова-паразиты из речи
  • Транс и гипноз. Мифы и реальность. Часть 3. Основные идеи генеративного транса.
  • Подсознание Слова или Образы?
  • Говорить четко и правильно: стимуляция речи
  • Нарушения речи после инсульта - что стоит знать. Часть 1.
  • Алкогольный транс. Полиция догнала угонщика в невменяемом состоянии.
  • Содержание речи. Самые главные вопросы.
  • Как потребность выражает себя в речи...
  • Модели речи, отражающие уровень сознания и жизни
  • Структура речи клиента, пунктуация встреч и особенности молчания.
  • Самые распространенные заблуждения, которые присущи людям, находящимся в состоянии депрессии
  • Часть 2. Самые распространенные заблуждения, которые присущи людям, находящимся в состоянии депрессии
  • Мои слова для него -пустой звук.
  • Арт-терапия в работе с детьми с расстройствами развития речи и трудностями в обучении
  • Case-study: АВА-тепапия при работе с детьми с задержкой речи и аутистическими чертами
  • Рекомендации родственникам пациента с нарушением речи. Часть 4.
  • Рекомендации родственникам пациента с нарушением речи. Часть 3.
  • Рекомендации родственникам пациента с нарушением речи. Часть 2.
  • Гипноз и состояние транса - что это?
  • Состояние генеративного транса.
  • Слова, которые не нужно говорить
  • Отрицание как клиническая форма высказывания в речи психоаналитического пациента
  • Зачем нам состояние гипнотического транса?
  • Эриксоновский гипноз. Что такое состояние транса?
  • Развитие мышления дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Волшебные слова, которые нужно говорить своим детям!
  • Новые методы анализа речи и понимания ее скрытых смыслов
  • Содержание речи. Карты, мысли, сто программ...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь