Говорить четко и правильно: стимуляция речи


Говорить четко и правильно: стимуляция речи.
 

Этапы развития собственной речи ребенка


 Стимуляция гуления.
 
Привлекайте внимание ребенка к своему лицу. 
Позовите его, подуйте, поцокайте малышу, дожидаясь его взгляда. 
Разговаривайте с малышом, ведя с ним своеобразный диалог. 
Издавая звуки, напоминающие гуление, воркование, делайте паузы, давая возможность малышу ответить вам. 
Повторяйте звуки, которые произносит ваш малыш. Помните, что «говорящее лицо» является самым сильным стимулом для привлечения внимания ребенка. 
В этом возрасте детям нравится плавная певучая речь. Они внимательно вслушиваются в интонацию, еще не понимая смысла речи. Будьте внимательны к сигналам ребенка, возможно, он тоже хочет с вами пообщаться. Об этом свидетельствуют его взгляд, улыбка, воркующие звуки.  
Разговаривая с малышом, пощекочите его, погладьте. Ваша речь и ваша улыбка в сочетании с тактильно-двигательной стимуляции поможет малышу улыбнуться именно вам. Кроме того, подобное «тормошение» стимулирует комплекс оживления. Если ребенок отвел взгляд, отвернулся, закинул руки за голову – это сигнал о том, что он устал и вам нужно сделать перерыв в общении. 
 
Стимуляция лепета.
 
Играйте с малышом, сидя лицом к лицу. Для этого вы можете использовать специальное кресло с наклонной спинкой (детский шезлонг, автомобильное кресло). Сидя с комфортом, ребенок с удовольствием будет играть с вами.  
Повторяйте за ребенком звуки, которые он произносит. Делайте паузы, давая ему возможность ответить вам.  В то время, когда малыш произносит протяжные гласные звуки, положите свой указательный палец под нижнюю губу и помогите ему сомкнуть губы. Повторите эти движения так, чтобы у ребенка, произносящего а_________, получились слоги ба-ба-ба.  
Поощряйте малыша брать в рот удобные для этого игрушки. Они создают во рту дополнительные смычки, что тоже стимулирует появление слогов с согласными звуками. 
Используйте сочетание цепочек движений с цепочками слогов: произнося слоги, например, ба-ба-ба, ма-ма-ма, совершайте с ребенком подпрыгивания. Для этого можно посадить ребенка на большой мяч, другую пружинящую поверхность, или просто к себе на колени.  Тормошите, подкидывайте малыша, обычно это вызывает у него смех, громкие возгласы. 
Имитируйте лепет младенца. Старайтесь полностью сохранять темп, тембр и высоту детской речи. Произнося губные звуки и слоги, привлекайте внимание ребенка к своему рту. Делайте паузы, давая ребенку время повторить звуки.  
Если есть такая возможность, запишите лепетную речь другого ребенка и давайте ее прослушать вашему малышу. Если у вашего ребенка есть периоды активной вокализации, обычно это бывает по утрам, запишите «речь» своего ребенка и давайте ему для прослушивания. 
 
От лепета к лепетным словам.  
 
Ниже приводится пример работы по стимуляции экспрессивной речи от года до 2-х, 2,5 лет
 
Шаг1  
Внесение смысла в лепет: если ребенок говорит «мама» - положительная реакция мамы (мама, папа, баба, дррр(машина) аааа (спать) бах(упал) .
Шаг 2. 
Стимуляция использования первых 5-7 слов. 
Задавайте вопросы: "Кто пришел, кто это, позови маму".
Сами используйте лепетные слова и звукоподражания наряду с полными словами "Как Ваня упал? Бах!" 
Ориентировочный возраст - с года до полутора лет 
Шаг 3. 
Наблюдая за за игрой ребенка, запишите его "речевую продукцию" 
1. Имеющиеся слова (любые звуки, слоги и звукоподражания, несущие смысл)
2. Имеющиеся лепетухи ( различные звуки и слоги, не несущие смысла) Проделайте анализ артикуляционных возможностей ребенка, например ребенок в словах и лепетухах использует следующие буквы и слоги.: МА, па, ба, ааа да-да-да, ва-ва-ва, ка-ка, у, га-га 
Шаг 4
Составление предположительного словаря с использованием лепетных слов 
Слово звукоподражание  
Барабан бам-бам-бам 
Упал бах, бабах 
Качаться, качели кач-кач 
Дождик кап-кап 
Гусь га-га-га 
лягушка ква-ква  
Дай, дать? дай  
Собака ав-ав
Ворона кар-кар 
Спать а-а-а, бай-бай 
Возможно ваш ребенок будет почти одинаково называть дождик, ворону и качели (ка-ка), но это будет три слова. И если вы прислушаетесь, то говорить малыш их будет по-разному.
Шаг 3 и 4 - приблизительно в полтора года. 
Шаг 5.
Появление слов взрослого лексикона:
Бабака (собака) 
Титики (часики) 
Моти (смотри) 
Появление галофразы, например, ребенок говорит «папа» в ответ на предъявление молотка, что означает «папа стучал этим молотком».
Появление двухсловных конструкций: яя бах (Ляля упала).
Приблизительный возраст начала этого этапа -год 8 месяцев. 
Для появления слов взрослого лексикона предлагаем поиграть в игру «Повторялки».
 
"Повторялки". 
Все дети разные. Одни слышат, как говорят родители и повторяют как могут, то есть у них как бы есть умение упрощать слово и произносить его. Например, слышит "Большая", говорит "аяя" и все довольны, вместо слова "трактор", говорит "такта", или "тата" и опять это хорошо. Это уже взрослые слова, ребенок говорит их неправильно, но это допустимо для этого возраста. Есть дети, которых я бы назвала максималистами "или все или ничего". Похоже, что они думают так: " Я не умею говорить "большая", и не буду говорить, я отрицательно покачаю головой, если меня об этом попросят или попрошу сказать взрослого, используя указательный жест и вопросительную интонацию".  Что делать? Мы не можем попросить "скажи "аяя", предлагая пример искаженной речи. Звукоподражания говорить взрослый может (ко-ко, га-га-га), а искаженные слова нет. Поэтому можно попробовать играть в повторялки со слогами. Они ничего не значат. Просто веселая игра. Но ребенок учится повторять осознанно (!) разные сочетания звуков и слогов. Кроме того, что это развивает слуховое внимание и расширяет произносительные возможности, это помогает ребенку сказать "кусочек взрослого слова. Предполагает осознанное повторение ребенком звуков, слогов и их сочетаний, предлагаемых взрослым. 
 
• Всегда начинайте с одного и того же: Например, со звука «А». Это позволит ребенку настроиться на игру, а также сказать вам о том, что он хочет поиграть в повторялки. Малышу достаточно подойти к вам и сказать «а!» 
 • Говорите только те звуки и слоги, которые есть в репертуаре ребенка • Используйте один-три повторяющихся слога (это среднее количество слогов в словах русского языка. Например, па, папа, папапа. 
• Если ребенок произносит не те слоги, например, вместо «га-га», говорит «па-па» не поправляйте его, не говорите «нет», просто еще раз повторите «Га-га» 
• Когда ребенок будет легко повторять за вами цепочки одинаковых слогов, начинайте учить его переключаться с одного слога на другой: па-пу (смена гласного) па-та (смена согласного) 
• Если и здесь вы достигли успехов, можно предложить простые слова, состоящие из слогов, хорошо произносимых ребенком: пока, иди, нога, кукла (ребенок скажет «кука»), трава (тава). Всегда говорите слова правильно, но принимайте любое произнесение слов ребенком. 
• Постепенно расширяйте репертуар ребенка, предлагая ему слоги, которые он пока еще не начал сам произносить. Делайте это в таком порядке: 
1. Знакомый слог
2. новый слог 
3. новый слог (тот же) 
4. знакомый слог 
5. Знакомый слог. 
Знакомые слоги могут быть разными, важно, что ребенок легко повторяет их.  
 
Часто бывает так, что ребенок повторяя какое- либо слово/звук/слог спонтанно, на высоте эмоционального подъема не может повторить его по просьбе взрослого. Это значит, что произвольного повторения еще нет и нужно создавать эмоционально насыщенные ситуации, когда у ребенка слово "вылетит" непроизвольно. 
Со временем ребенок научится повторять по вашей просьбе, то есть произвольно. Помните, что все это должно быть интересно и привлекательно для ребенка.
 



Здесь приведу пример из опыта работы по стимуляции речи с Настей. 
 
Игры-забавы
Для стимуляции речевой активности широко использовались игры-забавы. 
 
Например, игра в «Козу». Изобразив мизинцем и указательным пальцем «рога», взрослый приговаривает: «Идет коза рогатая за малыми ребятами», приближая бодающую руку к грудке или животику малыша. С возгласом: «Забодаю, забодаю» он легонько щекочет его, а малыш заливается смехом.  
 
 «Сорока-ворона». Водите указательным пальчиком одной руки ребенка по ладошке другой и приговаривайте: «Сорока-ворона кашку варила, деток кормила». Затем загибаете пальчики, начиная с мизинца: «Этому дала, этому дала, этому дала», доходите до большого пальца: «А этому не дала», трясете пальчик: «Он в лес не ходил, дров не рубил, воду не носил, печь не топил, вот ему кашки и не дала!» Вскоре малыш научится и сам воспроизводить пальчиками эти действия.  
 
Также проводилась игра «Ку-ку». Она приносит огромное удовольствие и хорошо развивает фонематический слух.   
 
Всем знакомы «Ладушки». Во втором полугодии жизни ребенка в нее играют практически все дети, приговаривая свои первые слова (например, при хлопанье в ладоши произносить «ЛА»). В этой игре дети учатся подражать взрослому, и выполнять точные движения, и понимать речь.    
 
Кроме игр-забав применялись подвижные игры с текстом стихотворений. 


Например: «Мишка косолапый», «Идет бычок качается», «Шалтай-балтай» и др. 
Эти игры способствуют развитию ритма речи, стимулируют активную речь.     
 
Игры с предметами и объектами
В игровой форме, привлекая внимание ребенка к игрушкам, изображающих животных, людей, назовите их или попросите малыша найти тот или иной предмет или объект. Показывая игрушки изображающих животных, имитируйте голосом звуки, издаваемые ими. Киска говорит: «Мяу-мяу», собачка: «Гав-гав», мышка: «Пи-пи-пи» тоненьким голосом, мишка: «У-у-у» низким голосом, лошадка: «И-го-го» или щелкаете языком, изображая цокот копыт, коровка: «Му-у», козочка: «Ме-е-е», барашек: «Бе-е-е», и т.д. 
Подобные игры полезны и для развития слуха, и для артикуляции, и конечно же, для понимания речи. Вскоре на вопрос: «Как делает лошадка (киска, собачка и т. д.)?» - малыш с удовольствием воспроизведет те звуки и интонации, с которыми произносите их Вы. Для большего эффекта были введены картинки, обозначающие животных. Они были развешены по комнате, что дало большой эффект. 
 
Инсценировки   
Большое внимание уделялось инсценированию знакомых сказок с помощью игрушек. Взрослый показывает малышу небольшие инсценировки с куклой, матрешками, включает по ходу действия игрушки, изображающие животных, средства передвижения, показывает движущиеся и заводные игрушки. В основном сказки «Колобок», «Курочка ряба» и «Красная шапочка». Ребенок очень любит слушать сказки, каждый раз заново в одних и тех же местах испытывает прежние волнения, гнев, страх, удивление или радость.  
В процессе игры следует сравнивать различные предметы по величине, форме, цвету, специально подбирая их по различным признакам, тем самым, расширяя его пассивный словарь. В игре с куклой использовалась кукольную мебель, игрушечные постельные принадлежности, посуда. Для этого мы оборудовали уголок комнаты для куклы. Занятия на расширение словаря в играх с куклой проводились ежедневно.   
 
Игры с мимикой. 
 
Особое внимание в этом возрасте нужно уделить играм с мимикой, которые побуждают ребенка подражать взрослым и тем самым развивать свой артикуляционный аппарат. 
Например, игра «Язычок-проказник», где взрослому необходимо взять ребенка на руки, посмотреть ему в глаза и, высунув язык, издавать разные смешные звуки и спрятать язык. Затем повторить те же действия, издавая уже другие звуки. Даже совсем маленькие дети обычно также пытаются высунуть язык.   
 
Речевая беседа.   
 
Речевая беседа велась постоянно. Рассказывалось малышу все, что происходит (моем руки после прогулки, одеваемся и т.д).   
У детей большой интерес к зеркалу, и здесь можно предлагать игру «Кто этот малыш?». Сядьте напротив зеркала, посадите малыша к себе на колени и спросите: «Кто этот малыш?», «Где у малыша ножки?». Продолжайте задавать вопросы и совершать движения разными частями тела ребенка: качайте головой, махайте ручкой, хлопайте в ладоши и т.д. Именно такие короткие высказывания и эмоциональное подкрепление ускоряют речевой процесс.   
 
Язык знаков.
   
И, наконец, в этот период можно начать обучать языку знаков. Например, если при чтении книжки встречается рисунок кота, то можно отобразить его с помощью рук. Это поможет связать слово и картинку. Вот три простых знака, которым мы учили ребенка:
- кот - ладонью одной руки погладьте тыльную сторону другой; 
- рыба - откройте и закройте рот, как это делают рыбы; 
- птица - помашите руками в воздухе. 
    
В этом периоде у детей начинает происходить осознание пространственных понятий, таких как внутри, снаружи, сверху, снизу и сзади. Игры, стимулирующие это осознание, в дальнейшем окажут огромную услугу вашему ребенку в овладении пространственной ориентировкой, как в пространстве, так и на листе бумаге. Начинать лучше с понятия «внутри», «снаружи», и учить ребенка вкладывать мелкие предметы в пакеты, коробочки и т.д. При этом необходимо каждый раз говорить ребенку, что мы делает, где находится в данный момент предмет. В процессе игры дети овладевают целевыми действиями с предметами по инструкции: открой-закрой, надень-сними, достань-положи и т. п.     
Стимулирование внимания, памяти и речи также проходит в игре «Где находится?», когда ребенок должен на фотографии или картинки отыскать определенный предмет или объект. «Покажите ребенку его фото и спросите его: «Кто это?» Перечислите несколько имен: «Это Оля?», «Это Люся?» Хорошо наблюдайте за реакцией ребенка, когда вы называете его имя. Спросите ребенка: «Как тебя зовут?» Покажите на ребенка и нажмите слегка на грудь, говоря: «Тебя зовут Люся». Понемногу прекращайте помогать ребенку. Побудите его произнести свое имя. Если он называет свое имя, то похвалите его за это: «Хорошо, Люся». При этом вы повторяете имя ребенка. Упражняйте ребенка, пока он не сможет называть свое имя, отвечая на вопрос: «Как тебя зовут?».   
При стимулировании речевой активности всегда использовалась благоприятная обстановка, положительно настроенный фон настроения. 
 
По материалам сайта matenok, maaam и из опыта психологов нашего центра.
 
С любовью, 
Детский семейный центр «Островок тепла»




Просмотров: 524
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Понять ребенка - это как? .... или "непослушно послушные" дети.
  • "Мама, я тебя не люблю" - говорит вам ваш ребенок. Правда ли это?
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Как "воспитывать" ребенка еще до его рождения?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • "Бессмысленно слушать ребенка, его желания каждый день меняются"
  • "Со мной все хорошо" , или как формировать самооценку у ребенка?
  • Как правильно хвалить ребенка или Почему не стоит говорить "Молодец"?
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Родить ребенка "для себя", - что за этим стоит?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Что делать, если ребенок говорит на "тарабарском" языке?
  • "Ты просто ещё Его не встретила. Подожди" - так ли это?
  • "Это он ухаживает и я ему нравлюсь или это просто вежливость?"
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • В защиту мамочек "все только для ребенка"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь