|
Психологическая помощь при кризисе, суицидеАвтор статьи: Юрий Анатольевич Ионов
– Виктор Ефимович Каган Кризис – это особое состояние психически здорового человека, когда ни сил своих на изменение ситуации не остаётся, ни мужества принять возникшие обстоятельства нет, а давление обстоятельств не снимается, и удовлетворяющее решение актуальных и значимых противоречий не находится. Когда человек и рад бы ответить, но не может, и потому переживает беспомощность, безнадёжность, отчаяние, и тогда он оказывается крайне близок к последнему шагу, к суициду. Помочь ему можно, но тем лишь, что пройдя к нему в его пространство переживаний беспомощности, безнадёжности, отчаяния, и поделившись с ним своей силой, убеждённостью.., условно говоря, взяв его за руку, ответить его потребности в разделении его тягот, душевных страданий, внимании к его нуждам, получении опыта сострадания и деятельного участия, и исследовать с ним вместе его ограничения, как он их представляет, переживает, ресурсы и открывающиеся в совместном исследовании возможности, выстроить перспективу вероятного, возможного, альтернативного, реального. Пройти мимо или остановиться и помочь – каждый должен решать в меру своих собственных сил к жизни – спасение самоубийцы от рокового шага – серьёзное дело, сильно энергозатратное, требующее и знаний и опыта, мужества, да и времени не меряно. Но привлечь чьё-то внимание к этому человеку – нужно. Лучше, если это будут службы экстренного реагирования, подготовленные специалисты (небольшой список приведён в конце статьи). Попытаться этого человека отвлечь на что-то, можно, пока его переживания не слишком тягостны, и его сил хватает. И хорошо, когда заблаговременно удаётся распознать надвигающиеся признаки кризиса. Тогда и помочь, и переключить можно. Когда же человек уже глубоко провалился в это тягостное состояние беспомощности, безнадёжности, отчаяния (суицидо-опасная триада), помочь ему становится много сложнее, труднее, это уже непростая, нелёгкая задача и для специалистов. Суицидологи, оценивая степень опасности, распознают и другие признаки, прямо расспрашивают человека о них, потому что, если у человека этого нет, он спокойно так и скажет – «А у меня ничего такого нет». Но если что-то есть, а поговорить об этом не с кем, то прямое и спокойное обращение к этим вопросам, помогает избыть тревогу, унять напряжение… Удивительно, несмотря на широкое освещение темы самоубийств специальными изданиями, профильными специалистами, до сих пор, наряду с фактической информацией распространена и информация ложная, которая сильно влияет на людей, подчас и на специалистов, которые так или иначе могут сталкиваться с людьми в кризисных состояниях, состояниях суицидальной готовности, и которые будучи подвержены этим ложным идеям, столкнувшись с суицидентом, оказываются не в состоянии помочь ему. Помочь в ситуациях подобного рода и призван материал, которым я делюсь на вебинарах вот уж третий год подряд. В основу материала лёг и собственный опыт работы в области оказания телефонной экстренной психологической помощи в период с 1994 по 2004 год, проведения супервизии, и преподавания специальной дисциплины «Консультирование на Телефоне Доверия» в Самарском филиале ВПО г.Москвы «МГПУ», и ведения семинаров в разных городах РФ, презентаций на конференциях и летних школах РАТЭПП. База остаётся, но материалы периодически обновляются благодаря сотрудничеству с коллегами. В основе занятий лежит концепция суицидального поведения А.Г. Амбрумовой, типология жизненных миров Ф.Е. Василюка, рекомендации по оказанию психологической помощи в кризисе Гленис Перри и соавторов, методы кризисной интервенции, позитивного краткосрочного консультирования (SFBT/ОРКТ), основы телефонной психотерапевтической беседы и метод беседы на «Телефоне Доверия» Елизарова-Скворцова. Приводится список рекомендуемой литературы и интернет-источников. Эти два вебинара являются введением в психологию кризисных и суицидо-опасных состояний, и практику психологической помощи в дистанционных условиях. Заказчик и организатор вебинаров – Институт Консультативной Психологии и Консалтинга (Institute of Counselling Psychology and Consulting). Эти вебинары реализуются в рамках подготовки консультантов – проекта Федерации Психологов-Консультантов России – «Московский Телефон Доверия для взрослых» +7(495) 308-92-42 В вебинаре принимали участие и волонтёры Российской ассоциации телефонной экстренной психологической помощи, сотрудники ТД/ТЭПП, члены РАТЭПП и студенты-психологи РУМЦ МГППУ. Вебинары доступны для участия по согласованию с президентами - ФПКР - Виктором Меновщиковым, и РАТЭПП - Андреем Каминым, и по моим приглашениям. Можно сделать заявки на проведение вебинара и выездного семинара в службу антикризисной направленности.
– пишет Гленис Перри, вторя Виктору Кагану. («Как жить с вашей болью. Как справиться с кризисом. Как справиться со стрессом». Аннабел Брум Хелен Джеллико, Гленис Перри, Дэвид Фонтана. Издательство Педагогика-Пресс, 1995).
В практике оказания помощи этого рода имеет критичное значение понимание следующих аспектов. Аспекты кризиса:
В контексте развития кризисного процесса имеет значение понимание факторов, определяющих скорость и степень нарушения/разрушения:
С другой стороны, им противостоящие факторы личности:
Всё это важно учитывать, с тем, чтобы связать человека с его ресурсами, что является основной задачей в оказании помощи человеку, переживающему кризисное состояние. Это одна из ключевых задач, вытекающих из двух основных посылов в оказании психологической помощи: Первая идея состоит в том, что у человека всегда есть внутренний ресурс, к которому у него, однако, не всегда есть доступ. Задача консультанта помочь клиенту встретиться с этим внутренним ресурсом, чтобы он сумел им воспользоваться. Другая идея состоит в том, что человеку присуща потребность в отношениях и что специальным образом построенные отношения могут стать помогающим инструментом. Консультант является специалистом именно в области построения помогающих отношений. (Мастерство психологического консультирования. / Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. — СПб.: Речь, 2007. — 240 с.) В целом, на этих двух посылах, психолог-практик и строит свою работу с клиентом, и в оказании ему помощи при переживании кризисных состояний, в частности, поскольку развившийся кризис и характеризуется:
Всё это в целом и обеспечивает, с одной стороны, востребованность конструктивной помощи, и с другой, её направленность и характер. Таким образом, психолог-консультант, обращаясь к личности своего клиента, оценивает сохранность/поражённость его систем адаптации, интегрированность в социум, количество и качество связей человека, и способствует их восстановлению, укреплению, с тем, чтобы человек вышел из тоннельного состояния сознания, расширил его, чтобы ему было легче переживать давление обстоятельств в текущий момент времени и в ближайшей перспективе. Этим кризисная интервенция, как основной метод работы, отличается от психотерапии/консультирования клиентов в обычных случаях, работы ориентированной на развитие, личностный рост, так и при терапии невротических и личностных расстройств. Метод кризисной интервенции всегда привязан к текущей ситуации и актуальному психо-эмоциональному состоянию человека. Состояние довольно изменчиво, и его изменчивость связана с разными факторами. Кризис может завершиться на любой из трёх стадий (нормальной адаптации, мобилизации и критичной), если:
Развитие кризисного процесса может перейти в хроническое состояние, усугубляясь привести к суицидальному состоянию, к суицидальному акту. Или же посредством продуктивно организованной помощи, можно вывести человека на новый виток его развития, снимая (купируя) кризис. Метод кризисной интервенции – это адекватная помощь человеку, переживающему кризисное состояние. Цель – достижение лучшей адаптации, баланса, как минимум – предотвращение катастрофы. Развитие – в перспективе. Это особый метод психологической помощи при кризисе, это работа в первую очередь с интенсивными чувствами и актуальными проблемами: – «Что происходит сейчас, какова ситуация, в которой Вы находитесь?» – необходимо прояснить и оценить степень безопасности текущей ситуации для человека, не нападает ли кто-то на него, не угрожает ли что-то его здоровью и жизни – вдруг, человек только что принял значительную дозу препаратов, не совместимую с жизнью… – «Что Вы сейчас переживаете, чувствуете?» – важно оценить способность человека к продуктивности, конструктивной активности, деятельности. Когда эмоции зашкаливают, продуктивность мышления резко падает, если при этом и ситуация критичная, то включается реакции по типу бей или беги. И хорошо, если активность будет организована, и это приведёт к спасению. А если тревога столь высока, что возникает хаотичность действий? Тогда она вызовет обратный эффект. Может быть и противоположная реакция – падай и лежи, когда не осталось ни сил никаких, ни воли, полная апатия, человек переживает глубочайшую, тяжелейшую депрессию. Дезорганизация психического функционирования способствует усугублению и самой ситуации, дальнейшего развития дезадаптации человека, вплоть до деструктивных действий, которые могут привести и к аутоагрессии, суициду. Поэтому так важно принять первейшие меры, направленные на купирование кризиса. Помощь при кризисе центрирована на текущей проблеме и актуальном состоянии, а не на личности человека. Этим кризисная интервенция отличается от консультирования или психотерапии. Конечно, когда консультант различает личностные особенности, это большой плюс для организации его работы, но не реконструкция личности является предметом его работы. В кризисной интервенции допустим физический контакт (если взаимодействие очное). Кризисный терапевт активен, ведёт. Восстановление личностной идентичности стоит в ряду задач, но самым последним этапом этой работы. Этапы психологической работы с человеком, переживающем кризис:
Особенности работы: К.И. возможна на бесплатной основе, при оплате третьими лицами, при их содействии и участии. Продолжительность сессии большая. Границы шире. Терапевт активнее, до директивности. В психологической работе обычно выделяются два аспекта – содержательный и процессуальный. В этой связи важно сказать об особом значении создания психологической атмосферы, в которой только может быть развёрнута подобного рода работа. «Пространство присутствия» (Марсель Ро) Работ этого психотерапевта не нашлось в русскоязычном пространстве интернет, кроме упоминания в нашей публикации в соавторстве с коллегой Е.Т. Барчина – ПРОФЕССИЯ — ПРИСУТСТВИЕ МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ (Елена передала мне в конце 90-х переведённую работу этого специалиста, и мы подготовили публикацию в спецвыпуске газеты "1-ое сентября")
А уже в этом особом пространстве производит свою работу наш клиент. Если представить себе квадрат, левая часть которого можно даже сказать, горяча – так действует полноценная эмпатия и глубокое искреннее уважение, принятие. Правая – чуть ли не ледяная, такой холод вызывает жесткая конфронтация и внимание к себе самому, по контрасту с эмпатией. Когда же обе эти стороны сбалансированы друг другом (что символизируется треугольником – крышей домика), создаётся теплая, принимающая атмосфера – как у себя дома, где находится место и внимание каждому из участников беседы в равной мере, и прежде всего, предмету их беседы, с возможностью выражения личного мнения и доброжелательного отношения к разным аспектам опыта клиента. В частности, к тем, на которые он вполне может влиять – его действия, поступки, поведение, вплоть до сложно организованной деятельности в той самой кризисной ситуации, так чтобы его можно было изменять к лучшему, более оптимизирующему, конструктивному, реалистичному. Что, возвращая контроль над своей активностью, поведением, возвращает и контроль над ситуацией, а с этим приводит в равновесие и настроение. ЭМПАТИЯ - ПОДЛИННОСТЬ УВАЖЕНИЕ (ПРИНЯТИЕ) - КОНФРОНТАЦИЯ Антисуицидальный контракт Работа с клиентом в состоянии суицидальной готовности, суицидо-опасном состоянии не обходится без заключения контракта. Мне нравится называть этот договор, соглашением на сотрудничество. Ведь для того, чтобы работа состоялась, необходимо, чтобы клиент жил. И даже этого мало, ещё необходимо сотрудничество. Об этом мы и можем условиться. Вполне допустимо, когда клиент не находя смысла своей жизни, угасает, и тогда терапевт может предложить неожиданную идею – «Вы могли бы жить ради меня? Пока не откроете свои смыслы…» Это и верно, неожиданно – ну, кто такой этот консультант, чтобы ради него терпеть эту невыносимую боль?! Верно – никто. Чужой. Всё так, но если они разговорились, консультант проявил искреннее участие, собеседники успели проникнуться друг к другу симпатией, они уже не чуждые друг другу люди. Малознакомые, конечно. Но заинтересованные друг в друге. Консультант проявляет искренний интерес к клиенту, как к человеку. И клиенту от одного этого становится чуточку теплее, чуточку прибавляется сил претерпеть то самое сильнейшее страдание, которое, пока что, никуда не девается, ибо и ситуация сохраняет своё зловещее давление, и напряжение высоко. Но перевес случился. Теперь человек не один. Он разделил свою боль, своё одиночество с этим странным человеком, который ни с того, ни с сего, вдруг, проявил человеческое участие, искренний интерес и расположенность к нему. Как ему отказать в его просьбе, даже имея в виду, что её выполнение потребует от него мобилизации всех своих сил?! Но ведь мы помним о переживании амбивалентности в этом критичном состоянии. Таким образом, консультант присоединяется к этому его полюсу, который связан с витальностью, что контрастирует суидальности. И человек может ответить положительно. Согласимся, что этот вариант гораздо более вероятен положительным прогнозом, чем формальное заключение антисуицидального контракта. Стадии работы с кризисом:
Это те стадии, пройти которые необходимо в пределах одной сессии, во всяком случае, поставить их и оценить их значение для положительного прогноза, формирования переживания надежды, которая сменяет отчаяние и безнадёжность. Беспомощность уходит, когда человек доверяется консультанту и человек укрепляется в своих силах вместе с обретением социальных связей. Кризисная интервенция направлена на то, чтобы сделать возможной работу над проблемой, а не обязательно решить её. Многие проблемы, порождающие и поддерживающие кризис, невозможно решить быстро. Понимая это, консультант не стремится делать невозможное, напротив, ставит скромные цели и реалистичные – реализуемые здесь и сейчас задачи. Например, договориться о том, чтобы взять достаточно времени и спланировать ряд конструктивных действий, понять, как дожить до следующей встречи. Что делать, как быть, если возникнет приступ паники, страха, жуткой боли… Психологическая помощь обращена к сознанию человека, к его способности реагировать, мыслить, устанавливать и развивать отношения, сначала с одним консультантом, затем и с другим консультантом, и затем и с другими людьми. Направлена на отреагирование болезненных эмоций, расширение сознания, восстановление разрушенных кризисом адаптивных механизмов, и развитие отношений с миром через диалогическую беседу, осмысление и переосмысление событий, к принятию пережитого опыта и открытости новому. Всё это равно возможно, как в контакте лицом к лицу, так и посредством интернет-технологий, телефона. Восстановление личностной идентичности Психотерапия идентичности – это краткосрочная экзистенциальная психотерапия. Это заключительный этап работы, который нельзя начать до срока, пока не накоплено достаточно сил, пока человек не связался с нужными ресурсами. Но это та работа, которая венчает кризисную интервенцию, завершает её, подытоживает сделанное прежде и устремляет вперёд, связывает человека с его будущим, открывая ему его личные смыслы, значения, формирует его собственное предназначение, личную миссию.
(А. Ватерман и О.Н. Дериси)
Если обозреть текст в применении его содержания не лишь к консультанту, работающему с клиентом, а и к самому консультанту, как человеку живущему, становится понятно, что мы, психологи, консультанты, психотерапевты и наши клиенты – просто люди, живущие свою жизнь. Как можем, так и живём, тревожимся, печалимся, радуемся успеху, друг другу, и любой может в некоторых обстоятельствах своей жизни переживать кризис и нуждаться в участии и специализированной помощи. Совсем не зазорно просить о помощи тогда, когда в этом нуждаешься. Зазорно скорее бесплодно бравировать силой и бежать помощи.
Но я хочу сказать и о том, что любой выбор человека достоин уважения, когда он взвешен и выверен, точен и принят в состоянии уравновешенности. Пусть и без поддержки, согласия, но с уважением. Бывают такие ситуации, когда человек может выбрать уход. И это далеко не всегда связано с его психической болезнью. И это не результат ошибки работы консультанта. Есть случаи, когда психически здоровые люди обращаются за психологической поддержкой в своём решении уйти. Конечно, консультант должен убедиться, в том, что он сделал всё, что мог, в своём стремлении поддержать витальность человека, ибо жизнь – это ценность. Но плоха была бы наша работа, если бы она сводилась к вытягиванию человека на сторону витальности любой ценой. Поскольку и выбор человека так же является ценностью свободного общества. Да и нет возможности контроля над людьми. Суицид, когда он происходит – это такой итог работы, когда и самый опытный консультант нуждается во внимании и поддержке, поскольку часто склонен брать на себя вину. Но часто эта вина иррациональная. Ведь никто не может отвечать за другого человека, но лишь перед ним за себя, свою активность. И тогда в службе должна сработать экстренная психологическая помощь для самого консультанта. Потому-то такого рода работу не рекомендуется реализовывать в одиночку. Поэтому для реализации системы поддержки созданы профессиональные ассоциации: РАТЭПП – 6 июня 1991 года – Андрей Камин ([email protected]) – президент www.ratepp.ru Имеется группа РАТЭПП в Fb и страничка ВОЛОНТЕРСКИЙ ПРОЕКТ РАТЭПП (https://www.facebook.com/groups/ratepp) и (https://www.facebook.com/TEPP112) ФПКР 26 декабря 2014 года – Виктор Меновщиков ([email protected]) – президент ФПКР http://counseling.su/soobcshestvo-psihologov-fpk-rossii В Fb – Федерация Психологов-Консультантов России (https://www.facebook.com/1FPCR). Действующие службы телефонной экстренной психологической помощи в РФ: Телефон службы помощи онкобольным и их близким «Ясное утро»: 8-800-100-01-91 Телефон горячей линии ЛГБТ-сети: 8-800-555-73-74 «Телефон экстренной психологической помощи для детей и взрослых» 8 (812) 708-40-41 Телефон Центра экстренной психологической помощи: 8 (812) 412-06-96 «Детский Телефон Доверия» - Общероссийская служба помощи детям, подросткам и их родителям: 8-800-2000-122 «Московский Телефон Доверия для взрослых»: 8 (495) 308-92-42 - в том числе, через интернет (работает форум, поддерживаемый подготовленными волонтёрами) ______________________________________________________________________ Связь со мной по вопросу консультаций, супервизий, проведения вебинара "Психология кризисных и суицидоопасных состояний" Вебинары "Помощь в кризисе", тематических семинаров через сайт или через ВКонтакте, Facebook, WhatsApp +79881837855
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|