|
Понятие первичного и вторичного процессовАвтор статьи: Николаева Елена Владимировна
Понятие компенсации бессознательного по отношению к сознанию, которое вводит К.Г.Юнг, может быть непосредственно соотнесено с понятием А.Минделла о первичном и вторичном процессах. В связи с этим прежде всего необходимо определить само понятие процесс, по сути давшее название всему подходу. Это понятие можно определить как в отношении к тому, что происходит непосредственно здесь и сейчас, так и по отношению ко всей длительности нашей жизни: «Поток сигналов в каналах в течение коротких промежутков времени, и меняющиеся переживания самоотождествлений в течение всей жизни» [15]. «Процесс подразделяется на первичную и вторичную информацию, которая ближе к осознанию или дальше от него» [27]. А.Минделл рассматривает первичный процесс как то, что мы называем собственным "Я", часть, которую мы считаем "делающей" нашу жизнь, играющей определенные роли, работающей и выполняющей обязанности. Это то, с чем мы себя идентифицируем в данный момент, «все аспекты опыта, которые связаны с нашей обычной самотождественностью» [15]. В своём проявлении первичный процесс представляет себя через «телесные жесты, поведение, и мысли, с которыми человек отождествляется, или, предположительно, отождествляется и подтвердит это, если его спросить» [27]. Здесь важно отметить, что «слово «процесс» в понятии первичного процесса подчеркивает изменение самотождественности во времени [24]. В отличие от первичного процесса, вторичный процесс определяется как «переживания, которые мы не воспринимаем как относящиеся к нашей самотождественности. Мы воспринимаем их как нечто, случающееся с нами, либо как эмоции и опыт, с которыми мы не хотим или не решаемся отождествляться, как, например, вирусы, гнев, страх, сила, и божественность» [15]; «Все вербальные и невербальные сигналы в выражениях отдельного человека или сообщества, с которыми человек или сообщество не отождествляются. Информация из вторичных процессов обычно проецируется, отрицается, и обнаруживается в теле или вне того, кто ее посылает» [27]; «Аспекты нас самих, с которыми мы, как отдельные люди или группа, предпочитаем не отождествляться. Нередко мы проецируем эти аспекты на людей, которых считаем «врагами» Мы можем маргинализировать эти качества или восхищаться ими, создавая низшие или высшие характерные черты в других группах» [24]. То, что процессуальная психология рассматривает как первичный и вторичный процесс и взаимодействие между ними, К.Г.Юнг рассматривает как процесс между эго и бессознательным, где бессознательное стремиться компенсировать установку эго-сознания, чтобы совместно с ним получить некую определенную целостность на данный момент. Здесь бессознательное предъявляет и реализует себя ровно настолько, насколько в эго-сознании, в его установке, представлен перекос, мешающий реализации пути индивидуации. Введя понятия первичного и вторичного процесса, Минделл делает акцент на текущий процесс, происходящий здесь и сейчас и на динамику сигналов, относящихся к эго-идентичности и к тому материалу бессознательного, который стремится быть проявленным. Минделл пишет о связи понятий первичного процесса и эго: «С первичным процессом в норме ассоциируется эго» [23].Под эго К.Г.Юнг понимает «комплекс идей, представлений, составляющий для меня центр поля моего сознания и который, как мне кажется, обладает в высокой степени непрерывностью и тождественностью (идентичностью) с самим собой… Однако, поскольку эго есть лишь центр моего поля сознания, оно не тождественно с моей психикой в целом, а является лишь комплексом среди других комплексов. Поэтому я различаю между эго и самостью, поскольку эго есть лишь субъект моего сознания, самость же есть субъект всей моей психики, включающей также и ее бессознательное. В этом смысле самость была бы идеальной сущностью (величиной), включающей в себя эго» [48]. При этом комплексы бессознательного, проявление которых с очевидностью можно рассматривать как проявления вторичных процессов, Юнг рассматривает как «психические фрагменты, которые выделились в силу травматических влияний или определенных тенденций. … комплексы интерферируют с интенциями желания и нарушают обыденность представлений сознания; они нарушают процессы памяти и создают блокады в потоке ассоциаций; появляются и исчезают согласно собственным законам; временно поглощают сознание или бессознательным путем влияют на речь и сознание. Другими словами, комплексы существуют как независимое бытие; факт, который особенно очевиден в состояниях патологического типа. Как, например, голоса, слышимые больными, которые принимают их за собственные, реализации мысли подобно тем „духам“, которые проявляют себя при автоматическом письме и подобным действиям» [8]. При этом «комплекс, с присущей ему энергией, имеет тенденцию образовывать как бы отдельную маленькую личность. У него есть некое исходное тело и определенное количество собственной физиологии. Он может расстроить желудок, нарушить дыхание, изменить сердечный тонус, – словом, ведет себя как парциальная личность. К примеру, когда вы хотите сказать или сделать что-то и, к несчастью, комплекс вмешивается в это намерение, то вы говорите или делаете совсем не то, что намеревались» [48]. «Комплекс организуется архетипом, обладает собственным осознанием, и структурирует данный вторичный процесс», пишет Минделл [27]. В соответствии с вышесказанным рассмотрим соответствие между терминологией А.Минделла и К.Г.Юнга в виде таблицы (табл. 3). Табл.3. Соответствие между терминологией А.Минделла и К.Г.Юнга.
Первичный и вторичный процессы проявляются в разных каналах (о каналах мы будем говорить более подробно в Главе 3). Например, если эмоциональная речь оратора сопровождается конгруэнтной содержанию этой речи богатой жестикуляцией правой руки – это всё является проявлением его первичного процесса, связанного с ролью оратора как он её видит, то неподвижная сильно сжимающая карандаш кисть его левой руки, на которую он не обращает внимания, может являться проявлением вторичного процесса. При акцентировании внимания и осознанности на этом непроизвольном движении оратор, например, может почувствовать большое желание удержать себя, остановиться, успокоиться, в большей степени прийти в контакт с собой, почувствовать свою ось, свой центр. Если он будет осознан к этому сигналу вторичного процесса, то интегрировав его на уровень консенсусной реальности, возможно, изменит форму обращения к аудитории на менее аффективно заряженную и более глубокую. Здесь необходимо отметить, что вторичные процессы могут быть кратковременными, зависящими исключительно от текущей ситуации, или долговременными, относящимися к определённому периоду жизни, либо даже ко всей жизни. В примере выше, работая со своими процессами, приходящими в ночных сновидениях, субъективном переживании телесных симптомов, проблемами в отношениях (со всем, что будет проявляться как «сновидящее тело» в этот период времени), возможно, наш оратор заметит, что суть их всех в настоящий момент восходит к общей идее большего обращения внутрь себя, ощущению большей собственной устойчивости, опоры на себя, более спокойного отношения к внешним социальным проявлениям - что на данный момент представляется для него желаемым, но трудно достижимым опытом, его постепенно осваиваемым, интегрируемым долговременным вторичным процессом. Соответствие между проявлениями первичных и вторичных процессов на разных уровнях можно рассмотреть в виде следующей таблицы (табл.4). Табл.4. Соотнесение проявлений первичных и вторичных процессов на трёх уровнях реальности.
Таким образом, продвижение в освоении наших вторичных процессов ведёт к расширению эго-идентичности и движению в сторону реализации самости.
ЛИТЕРАТУРА
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|