Понятие первичного и вторичного процессов

Понятие компенсации бессознательного по отношению к сознанию, которое вводит К.Г.Юнг, может быть непосредственно соотнесено с понятием А.Минделла о первичном и вторичном процессах. 

В связи с этим прежде всего необходимо определить само понятие процесс, по сути давшее название всему подходу. Это понятие можно определить как в отношении к тому, что происходит непосредственно здесь и сейчас, так и по отношению ко всей длительности нашей жизни: «Поток сигналов в каналах в течение коротких промежутков времени, и меняющиеся переживания самоотождествлений в течение всей жизни» [15]. «Процесс подразделяется на первичную и вторичную информацию, которая ближе к осознанию или дальше от него» [27]. 

А.Минделл рассматривает первичный процесс как то, что мы называем собственным "Я", часть, которую мы считаем "делающей" нашу жизнь, играющей определенные роли, работающей и выполняющей обязанности. Это то, с чем мы себя идентифицируем в данный момент, «все аспекты опыта, которые связаны с нашей обычной самотождественностью» [15]. В своём проявлении первичный процесс представляет себя через «телесные жесты, поведение, и мысли, с которыми человек отождествляется, или, предположительно, отождествляется и подтвердит это, если его спросить» [27]. Здесь важно отметить, что «слово «процесс» в понятии первичного процесса подчеркивает изменение самотождественности во времени [24]. 

В отличие от первичного процесса, вторичный процесс определяется как «переживания, которые мы не воспринимаем как относящиеся к нашей самотождественности. Мы воспринимаем их как нечто, случающееся с нами, либо как эмоции и опыт, с которыми мы не хотим или не решаемся отождествляться, как, например, вирусы, гнев, страх, сила, и божественность» [15]; «Все вербальные и невербальные сигналы в выражениях отдельного человека или сообщества, с которыми человек или сообщество не отождествляются. Информация из вторичных процессов обычно проецируется, отрицается, и обнаруживается в теле или вне того, кто ее посылает» [27]; «Аспекты нас самих, с которыми мы, как отдельные люди или группа, предпочитаем не отождествляться. Нередко мы проецируем эти аспекты на людей, которых считаем «врагами» Мы можем маргинализировать эти качества или восхищаться ими, создавая низшие или высшие характерные черты в других группах» [24].    

То, что процессуальная психология рассматривает как первичный и вторичный процесс и взаимодействие между ними, К.Г.Юнг рассматривает как процесс между эго и бессознательным, где бессознательное стремиться компенсировать установку эго-сознания, чтобы совместно с ним получить некую определенную целостность на данный момент. Здесь бессознательное предъявляет и реализует себя ровно настолько, насколько в эго-сознании, в его установке, представлен перекос, мешающий реализации пути индивидуации. Введя понятия первичного и вторичного процесса, Минделл делает акцент на текущий процесс, происходящий здесь и сейчас и на динамику сигналов, относящихся к эго-идентичности и к тому материалу бессознательного, который стремится быть проявленным.    

Минделл пишет о связи понятий первичного процесса и эго: «С первичным процессом в норме ассоциируется эго» [23].Под эго К.Г.Юнг понимает «комплекс идей, представлений, составляющий для меня центр поля моего сознания и который, как мне кажется, обладает в высокой степени непрерывностью и тождественностью (идентичностью) с самим собой… Однако, поскольку эго есть лишь центр моего поля сознания, оно не тождественно с моей психикой в целом, а является лишь комплексом среди других комплексов. Поэтому я различаю между эго и самостью, поскольку эго есть лишь субъект моего сознания, самость же есть субъект всей моей психики, включающей также и ее бессознательное. В этом смысле самость была бы идеальной сущностью (величиной), включающей в себя эго» [48]. 

При этом комплексы бессознательного, проявление которых с очевидностью можно рассматривать как проявления вторичных процессов, Юнг рассматривает как «психические фрагменты, которые выделились в силу травматических влияний или определенных тенденций. … комплексы интерферируют с интенциями желания и нарушают обыденность представлений сознания; они нарушают процессы памяти и создают блокады в потоке ассоциаций; появляются и исчезают согласно собственным законам; временно поглощают сознание или бессознательным путем влияют на речь и сознание. Другими словами, комплексы существуют как независимое бытие; факт, который особенно очевиден в состояниях патологического типа. Как, например, голоса, слышимые больными, которые принимают их за собственные, реализации мысли подобно тем „духам“, которые проявляют себя при автоматическом письме и подобным действиям» [8]. При этом «комплекс, с присущей ему энергией, имеет тенденцию образовывать как бы отдельную маленькую личность. У него есть некое исходное тело и определенное количество собственной физиологии. Он может расстроить желудок, нарушить дыхание, изменить сердечный тонус, – словом, ведет себя как парциальная личность. К примеру, когда вы хотите сказать или сделать что-то и, к несчастью, комплекс вмешивается в это намерение, то вы говорите или делаете совсем не то, что намеревались» [48]. «Комплекс организуется архетипом, обладает собственным осознанием, и структурирует данный вторичный процесс», пишет Минделл [27]. 

В соответствии с вышесказанным рассмотрим соответствие между терминологией А.Минделла и К.Г.Юнга в виде таблицы (табл. 3).

Табл.3. Соответствие между терминологией А.Минделла и К.Г.Юнга. 

А.МИНДЕЛЛ

К.Г.ЮНГ

Первичный процесс

 

Эго, персона

Вторичный процесс

 

Архетипы, в том числе тень,

анима/анимус (проявление Самости)

Самость (искра Божья, образ Бога)

Бог

Первичный и вторичный процессы проявляются в разных каналах (о каналах мы будем говорить более подробно в Главе 3). Например, если эмоциональная речь оратора сопровождается конгруэнтной содержанию этой речи богатой жестикуляцией правой руки – это всё является проявлением его первичного процесса, связанного с ролью оратора как он её видит, то неподвижная сильно сжимающая карандаш кисть его левой руки, на которую он не обращает внимания, может являться проявлением вторичного процесса. При акцентировании внимания и осознанности на этом непроизвольном движении оратор, например, может почувствовать большое желание удержать себя, остановиться, успокоиться, в большей степени прийти в контакт с собой, почувствовать свою ось, свой центр. Если он будет осознан к этому сигналу вторичного процесса, то интегрировав его на уровень консенсусной реальности, возможно, изменит форму обращения к аудитории на менее аффективно заряженную и более глубокую. Здесь необходимо отметить, что вторичные процессы могут быть кратковременными, зависящими исключительно от текущей ситуации, или долговременными, относящимися к определённому периоду жизни, либо даже ко всей жизни. В примере выше, работая со своими процессами, приходящими в ночных сновидениях, субъективном переживании телесных симптомов, проблемами в отношениях (со всем, что будет проявляться как «сновидящее тело» в этот период времени), возможно, наш оратор заметит, что суть их всех в настоящий момент восходит к общей идее большего обращения внутрь себя, ощущению большей собственной устойчивости, опоры на себя, более спокойного отношения к внешним социальным проявлениям - что на данный момент представляется для него желаемым, но трудно достижимым опытом, его постепенно осваиваемым, интегрируемым долговременным вторичным процессом. 

Соответствие между проявлениями первичных и вторичных процессов на разных уровнях можно рассмотреть в виде следующей таблицы (табл.4).

Табл.4. Соотнесение проявлений первичных и вторичных процессов на трёх уровнях реальности. 

 

 

 

Проявление на консенсусном уровне

 

 

Проявление на сновидческом уровне

 

Проявление на сущностном уровне

 

Первичный процесс

Проявляется в виде соответствующих самоотождествлению внешних ролей и конгруэнтных им сигналов.

Проявляется в виде внутренних фигур, соответствующих самотождествен

ности.

Проявляется в виде энергий, соответствую-щих самотож-дественности.

Рассматриваются с точки зрения неразрывного единства, взаимосвязи и взаимообусловленности

 

Вторичный процесс

Проявляется в виде не соответствующих самоотождествлению сигналов.

 

Проявляется в виде внутренних фигур, не соответствующих самотождествен-

ности.

Проявляется в виде энергий, не соответствую-щих самотож-дественности.

Таким образом, продвижение в освоении наших вторичных процессов ведёт к расширению эго-идентичности и движению в сторону реализации самости.

 

ЛИТЕРАТУРА 

8.

Ламберт К. Процесс индивидуации / М.: Журнал Юнгианский анализ, 2010.

15.

Минделл А. Кома: ключ к пробуждению - М.: АСТ и др., 2005.

23.

Минделл А. Самостоятельная работа над собой - М.: Издательство АСТ и др., 2005.

24.

Минделл А. Сидя в огне. Издательство института трансперсональной психологии – М.: Издательство К.Кравчука, 2004.

27.

Минделл А. Тени города. Цитируется по «Справочному руководству по процессуальной работе», пер. с англ. Киселева А. под ред. Майкова В. - 2004.

48.

Юнг К.Г. Определение основных терминов - Электронный ресурс: электронная библиотека http://jungland.net (дата обращения 21.11.2013).

 



Просмотров: 476
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Процесс психотерапии, или что и как происходит на встречах с психологом.
  • Организация как вторичный процесс руководителя
  • Социализация – процесс создания счастливой жизни, или как вписаться в социум.
  • Психотерапия как процесс смены идентичности, или не бойтесь сбрасывать старую кожу
  • Что значит «принести в жертву своё Эго»? Или: хочешь что-то получить – откажись от этого..
  • ГЛАВА 6 "Как РАСПОЗНАТЬ в себе ЭГО-СОСТОЯНИЯ Родителя, Взрослого или Ребёнка"
  • Процесс «Может быть» (или «расшатывание убеждений»)
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Процесс или результат, что важнее?
  • Призвание. Выбор пути. Что на первом месте - результат или процесс?
  • Процесс или результат? Что важнее? Где находятся их возможные корни?
  • Вы с вами - это процесс? Или все же стабильны и определенны?
  • Селф в гештальт-терапии: Эго и Персоналити как процессы.
  • Полюбить себя. Как техники йоги,интегрированные в процесс психотерапии,помогают работать с самооценкой.
  • Почему диеты не работают? или Как семейная система сдерживает процесс снижения веса
  • Пятый набор (из серии “Групповой процесс, как я его вижу и проживаю”)
  • Принятие -это процесс или выбор?
  • Что представляет собой процесс психотерапии
  • «У меня есть тараканы» или комплекс неполноценности: как принять и полюбить себя.
  • Как понять: кто я? Формирование эго-идентичности.
  • Воспитание ребенка - это процесс или результат?
  • А как вы определяете для себя или клиентов такое понятие, как невроз?
  • Жизнь - это живой процесс, в котором остановки быть не может.
  • Как Супер-Эго сужает сознание
  • Что такое целостность личности ? Или как перестать быть половиной себя.
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • История печального муравьишки или Путь Эго к Самости и освобождение от ложной Персоны.
  • Человек делает лучшее, на что он способен в данный момент времени.
  • Самость...что это? Или как найти предназначение.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь