"Я хочу предположить, что мы лечим других людей с помощью своих собственных ран" (Мэй Ролло), "но только с помощью залеченных ран" (М.А.Чижова).
Тема перинатальных потерь (антенатальных, интранатальных, постнатальных, неонатальных), абортов (спонтанных и плановых) в нашем обществом является самой закрытой. Сама тема смерти, в современном обществе нашей страны, табуированная для обсуждения как в семье, так и в системе медицинского обслуживания.
Почему?
Как правило, люди, семья, близкий круг друзей, знакомых не знают как реагировать на факт перинатальных потерь, не понимают как разворачивается переживание горя женщины, родительского горя в целом, как можно обсуждать тему смерти, как организовывать помощь женщине, обоим родителям, родственникам. Информация о потере ставит человека в положение "вторичной жертвы" - человек зная о беременности своих друзей, родственников ожидает мысленно приятных вестей, приятных событий в ближайшем будущем, но противоположные вести обнажают его неготовность действовать в ситуации противоположных весте, здесь способ личного поведения не ясен.
В этом случае, испытывая страхи, стрессируясь люди отдаляются от тех, кто испытывает горе. Сами родители, потерявшие беременность, ребенка, чаще, не знают где искать ресурсы для дальнейшей жизни, испытывают страх перед разговорами на эту тему в быту, в семье, в среде знакомых. Медицинский персонал не имеет специальной подготовки, позволяющей психологически грамотно и корректно сообщить родителям об утрате, квалифицированно обсудить тему смерти, дальнейших шагов родителей, а это не редко приводит к ятрогениям. Часто приходится констатировать отчужденное отношение семьи и врачей к женщине, к родителям при потере все по той же причине - незнание как действовать в ситуации такого горя, людям привычнее использовать защитные реакции.
Горе - процесс переживания психологической, поведенческой, социальной и физической реакции на утрату, растянутый во времени, включающий в себя множество изменений. Такая реакция естественна, и ее длительное отсутствие может быть признаком психичесих нарушений. Горе - это реакция на любой вид утраты, не только смерть. Например, утратой может быть развод, смена места жительства насильно, отъезд взрослого ребенка в другой город, страну, потеря значимой работы, потеря дома после пожара, наводнения.
Реакция на горе зависит от: индивидуального восприятия человеком утраты, от ценностей, которые теряются при утратах и здесь важно понимать, что горе сопровождается специфическими субъективными чувствами.
Общий комплекс реагирования на горе выражается через:
- поведенческие реакции (чаще типовые)
- эмоциональные реакции (поглощение чувствами или отщепление от чувств)
- иннтеллектуальные реакции (обработка, оценка поступающей информации, принимаемые решения)
- физиологические реакции (телесные проявления)
Реакции на горе, кроме того, обусловлены еще и социо-культурным контекстом, этническим, культурно-историческим, религиозным и в этом аспекте можно найти значительную разницу в том, как горе перинатальных потерь и смерть в целом переживают люди Европы, Азии, Австралии и Океании, Америки, Африки.
Общий фактор, который лежит в основе психологических причин горя - ощущение потери ценного, значимого, любимого, того, к чему имелась сильная аффективная привязанность. Сила же горя обусловлена степенью привязанности к утерянному объекту. Чем выше была привязанность - тем сильнее переживания и дольше длятся во времени.
Чувства, которые испытывает женщина, переживающая перинатальную потерю многообразны и выражены в разной степени: гнев, стыд, сомнения, самообвинения, печаль, пустота, обман, разочарование, недоверие, злость; может возникать ревность к другим женщинам, которые ждут ребенка или уже имеют детей, ненависть к другим женщинам, мужу, агрессия к себе, к мужу, к друзьям, значимым лицам, которые не разделяют, не понимают ее чувств. Часто возникают навязчивые мысли о прошлом, которое женщина постоянно пересматривает, ищет причины, которые могли привести к потере; характерны навязчивые размышления о потере беременности или ребенка, сомнения в себе как в матери, критичное отношение к себе или к мужу и к другим близким, навязчивые мысли в восприятии тела как "предателя".
В аспекте тела и телесных ощущений могут возникать: устойчивое мышечное напряжение, обострение хронических заболеваний, появление функциональных расстройств со стороны органов и систем. Характерен неконтролируемый плач или отсутствие проявления эмоций во вне, страх неудач в будущей беременности или желание как можно быстрее забеременеть, чтобы заглушить боль, заместить утраченную беременность или утраченного ребенка, при этом может возникать желание наделить будущего ребенка именем предыдущего.
Очень важно понимать как сама женщина мыслит потерю ребенка во время беременности - как потерю ребенка или потерю беременности, как мыслит этот факт её ближайшее окружение. И исходя из полученной информации организовывать поддержку.
Наша культура задает установку - "перестань плакать", "соберись, возьми себя в руки, не будь тряпкой" и, таким образом, задает запрет на проявление переживания горя во вне, на обсуждение этой темы. Человеку горюющему важно, чтобы мир признал его боль, был на его стороне даже молчаливым присутствием, но наш мир, обычно не принимает такого человека и стремится отстраниться от него или его отстранить от себя.
Между тем, еще до революции, в нашей культуре, живущий укладами жизни, передающимися из поколения в поколения, имеющей стабильные традиции, четкое понимание концепции жизни и смерти, имелось ясное понимание того, как строить жизнь после потери беременности, ребенка, что делать, какие ритуалы вводить в процессе переживания, что делать дальше во времени.
Стремительное переселение людей в города и исторические события в нашей стране привели к потере традиционной концепции жизни как бытия, четкого понимания места человека на этапах его развития, на этапах переживания травм, этапах планирования жизни. Дореволюционное городское общество, общество российской деревни не использовало такое количество защит, которое мы наблюдаем сегодня в нашей культуре. В западной культуре удалось сохранить традиционное отношение к жизни и смерти, что находит подтверждение в современных фильмах, где с умершим ребенком (другим человеком) постоянно контактируют, вводят его в семейную систему как члена семьи, не скрывая факт потери для последующих детей, от родственников, не испытывая при этом страхи и не погружая этот факт в бездну запрета на общую, семейную память.
Сегодня в западном обществе широко распространены специальные психологические группы поддержки для родителей, перенесших потерю беременности, ребенка, а медицинский персонал, социальный работник (имеющийся в каждом мед.учреждении) специально обучен сопровождению женщин, их мужей, родственников на разных этапах горя. В нашей стране, пока что, понемногу, крохотными шагами ведтся работа в этом направлении.
Утешение словами "все будет хорошо" - самое неэффективное, потому что ВСЕ хорошо не будет больше никогда так, как было. ВСЕ теперь будет по-другому и может быть по-другому и имеет право БЫТЬ. Человек устроен так, что он желает бессознательно или сознательно, двигаться вперед, да как-то, да, по-разному, но двигаться. Время никогда не излечит полностью душу человека в его потере, но время способно дать ресурсы, новые силы, новые ценности, смыслы. Специально обученные отечественные квалифицированные психологи сегодня помогают людям пережить горе, сопровождают на каждом движении их жизни после потери до момента выхода из состояния горя.
Задача психолога:
- создать безопасную среду для родителей и их родственников, испытывающих горе потери.
- оказывать поддержку родителям и их родственникам на каждой стадии горя.
- помочь родителям найти ресурсы - источник новых сил в них самих, в мире (в семье, в ближайшем окружении, в социуме).
- помочь выстроить новую картину мира родителям и их родственникам.
- помочь родителям проживать жизнь без защиты, щита от травмы.
- способствовать формированию новой модели поведения и реагирования на жизненные ситуации.