|
Психология и эзотерика: поляризация или сближение?Автор статьи: Князев Игорь Владимирович
Идея данной статьи возникла в ходе обсуждения с коллегами-психологами статуса психологического знания в современном обществе, дискуссий на психологических форумах, в различного рода статьях, в том числе и на данном сайте о психологии и эзотерике. Прежде чем высказать своё мнение, стоит определиться с категориями, о которых пойдёт речь. Под психологией я буду понимать в самом общем смысле научное знание о психической реальности и, в более узком, – её практическое воплощение в системе лечебного воздействия психологическими средствами на организм человека, т.е. психотерапию (подчёркиваю, что подобное сведение психологии к психотерапии ограничено рамками данной статьи и аппелирует к профессиональному словоупотреблению психологов-практиков и психотерапевтов). Эзотерика же – это обширная система тайного (оккультного), как правило, иррационального знания о мире, выраженная как в письменной и устной традиции, так и в многообразных «психодуховных практиках», имеющих древнейшие истоки и современное продолжение. Это и магия, и астрология, и каббала, и теософия, и суфизм, и йога, и буддийский тантризм, и хиромантия и мн., мн. другие. По сути, психология и эзотерика – две сферы духовного знания и практического опыта. Долгое время психология (и психотерапия) всячески открещивалась от влияния эзотерики, противопоставляя себя ей как подлинно научное знание, и любые, даже незначительные заимствования из оккультизма воспринимались психотерапевтическим сообществом как дискредитирующие её научный статус. При этом современная классическая психотерапия, ориентируясь на сугубо биологизаторские модели построения знания, зачастую пренебрегает своей историей. Напомню, истоки психотерапии как области практического знания лежат и в шаманских практиках первобытного врачевания, и в лечении магией, инкубацией, храмовой медициной и мн. другими, по сути, эзотерическими практиками[1]. В современной культуре психотерапия так и не обрела устойчивого статуса. Общественное сознание продолжает отводить ей место между медициной, психиатрией и целительством, магией, колдунами, предсказателями, институтом религиозного наставничества (исповеди) и пр. Это, в свою очередь, вызывает негативное отношение психотерапевтического сообщества к альтернативному (эзотерическому в том числе) знанию, не вписывающемуся в строгие каноны позитивизма, что проявляется в огульных обвинениях эзотериков в шарлатанстве, мракобесии и прочих грехах, а психотерапевтов, вступивших на поле эзотерики – в «вероотступничестве», дискредитирующем «классическую» психологию. Не утрачивает своей актуальности, продолжающаяся многие десятилетия научная дискуссия о том, что есть психиатрия: наука или искусство?[2] Зачастую, единственной возможностью отстоять «подлинную» научность психологии становится противопоставление себя эзотерике и её жёсткая критика. Таким образом, крайне отрицательное отношение психологии к эзотерике, есть не что иное как проявление её собственного комплекса «неполноценности», вынужденной отстаивать свою научную состоятельность не чем иным, как противопоставлением себя иррациональному (эзотерическому) знанию. Но в борьбе за «чистоту» собственных рядов психология не заметила того, что давно уже лишилась своего строго позитивистского облика. Да и быть последовательно позитивистской ей никогда и не удавалось. Эзотерическое знание диффузировало в психологию (психотерапию) с самого начала её становления как науки. На своеобразной шкале интеграции психологии и эзотерики на одном полюсе располагаются позитивистские (биологизаторские) школы, а на другом – эзотерические. Среди них можно выделить несколько промежуточных направлений знания. Итак, условно к позитивистским школам в психотерапии отнесём бихевиоризм (когнитивно-поведенческая психотерапия, рационально-эмоциональная поведенческая терапия), психоанализ и др. Отдельные элементы эзотерики интегрировали такие направления современной психотерапии, как аналитическая психология К.-Г. Юнга и его последователей (Sandplay – песочная терапия, сказкотерапия и др.), символдрама, гештальт-терапия, эриксоновский гипноз, НЛП и процессуальные школы гипнотерапии (Э. России, Ю.Т. Джендлин, А. Минделл, Д. Гроув и др.). Ещё ближе расположены к полюсу эзотерики столь популярные у нынешних психологов системные расстановки Б. Хелленгера, трансперсональная психология (С. Гроф, К. Уилбер и др.), различные дыхательные психотехники (ребёфинг и др.), психосинтез, ведическая психология и др. Эти направления в психотерапии отстаивают приверженность неклассической парадигме познания и отвергают редукционизм, свойственный картезианской модели академической психологии и биологизаторской психотерапии. И совсем в шаге от эзотерического полюса моей условной шкалы находятся такие школы, которые уже совсем сложно назвать психотерапевтическими, это – терапия отправных точек (техника мгновенного исцеления) или RTP-терапия С. и И. Роуз, тета–хилинг (ThetaHealing В. Стайбл) и др. И, наконец, – эзотерические практики, применяемые в психотерапии: это и йога, и медитации, и суфийские энергетические практики, и динамические медитации Ошо, и тансегрити (Tensegrity К. Кастанеды), и тантризм и мн. др. Ряд современных психологов, несмотря на критицизм и явно пренебрежительное отношение коллег, успешно применяют в практике психологического консультирования мантический инструментарий от рун, карт Таро и до астрологических данных. Западные (М.-Л. фон Франц, М. К. Гри, С. Николс, Т. Михельсен, А. Ходоровски) и отечественные (А. Солодилова, Г. Бедненко, Н.М. Фролова, О. Телемский) психологи видят в картах Таро незаменимый инструмент в психодиагностике и психокоррекции. Таким образом, характер современной психологии при столь массированном проникновении эзотеризма в науки о человеке, и, в частности, в психотерапию, существенно изменился. Каноны классической, академической психологии (психотерапии) не выдержали проверку временем и оказались, используя столь громкие слова, если не окончательно поверженными, то поколебленными, альтернативными (эзотерическими) учениями. И более того, стоит признать, что граница между психологией и эзотерикой оказалась размытой. При всём этом, среди психологов сохраняется крайне негативное отношение к практикующим оккультные практики: экстрасенсам, ясновидящим, колдунам, ведуньям, медиумам, предсказателям, космо- и био- энергетам и пр. И на это, зачастую, есть основания. Среди них немало «проходимцев», шарлатанов, наносящих вред обратившимся к ним людям. Но не стоит закрывать глаза и на то, что среди психологов отнюдь не меньше, мягко говоря, непрофессионалов, причиняющих ущерб психическому здоровью своих клиентов. Легко можно найти на множественных интернет-форумах отзывы о работе психологов, обвиняемых в некомпетентности, «подсаживании» клиентов на «бесконечную» терапию, формирующих зависимость от собственной личности и мн. др., т.е. именно то, в чём чаще всего обвиняют психологи тех же самых гадалок, колдунов, экстрасенсов. Все ли практикующие психологи соответствуют формальным критериям, позволяющим заниматься психотерапией? У всех ли есть высшее психологическое или медицинское образование, дополнительное образование по психотерапии? Все ли психологии принимают участие в супервизиях и проходят личную терапию? Подчёркиваю, успешность психотерапевта зависит не только от качества его образования. Но формальные условия предполагают наличие определённого минимума знаний, который позволит снизить риски некомпетентности в профессии. Другой не менее значимой стороной вопроса в отношениях психологии и эзотерики выступают люди, клиенты, обращающиеся к услугам либо психологов, либо, условно говоря, эзотериков. Коллеги-психологи зачастую, с позиции обладания некоей объективной истиной, снисходительно относятся к потребителям «магических» услуг как к «неразумным» детям, которых придётся в будущем спасть от «деструктивных программ», тревог, навязчивых состояний и пр., пр., приобретенных в магических салонах. Да, действительно, к психологам и эзотерикам обращаются, как правило, с одним и тем же набором клиентских запросов. Отличие состоит в том, что это разные люди. Клиенты оккультных практиков и психотерапевтов крайне редко пересекаются. Проведя, небольшой опрос среди практикующих психологов (выборка составила порядка 20 психотерапевтов и психологов-консультантов), я не обнаружил ни одного из них, к кому бы обратились «жертвы» колдунов, целителей, гадалок или экстрасенсов. Чаще приходили клиенты, ушедшие от других психологов. Я допускаю ограниченность выборки и то, что пострадавших от нерадивых экстрасенсов и пр. оккультистов существует немало. Но пойдут они скорее от одних колдунов, магов, целителей и экстрасенсов к другим, а не к психотерапевтам (!). Потребителями профессиональных магических услуг становятся клиенты с ярко выраженным магическим мышлением[3] и сильной инфантильной позицией, верящие в чудесное избавление от жизненных невзгод, трудностей за ограниченное количество сеансов. У психологов остаются в терапии только те клиенты, которые готовые брать на себя ответственность за собственную жизнь, и намеренные работать в достижении психической зрелости и психологического здоровья достаточно продолжительное время. Повторюсь – это две разные категории клиентов, отличающиеся, как правило, различным образованием, уровнем материального достатка, культуры и т.д. В любом случае, каждый человек заслуживает уважение и признания права распоряжаться своей жизнью по своему усмотрению. Не это ли один из постулатов гуманистической психологии. Таким образом, проблема конфликта/сближения психологии и эзотерики имеет много вопросов, обсуждение которых требует непредвзятой позиции, исходящей из реалий российского общества и современной культуры. В заключении данного размышления о соотношении психологии и эзотерики, стоит признать, что психотерапия расширила свои границы за счёт эзотерического знания и это безусловно, обогатило её терапевтические возможности. Размывание границ «классической» психологии есть не что иное как проявление кризиса западного, рационального типа мышления и позитивистской, в свой сущности, модели построения науки. Стоит предположить, что обогащение психотерапии эзотерическими знаниями будет продолжаться и дальше. Процесс этот неизбежен в условиях кризиса наук о человеке: психиатрии, психологии и др. Созидание «новой» психотерапии, как мне видится, происходит в синтезе не противоречащих друг другу открытий в биологии (нейропсихологии, нейрофизиологии, физиологии мозга и др.) и древнейших духовных практик, открываемых Западом. [1] См. подробнее: Генри Ф. Элленбергер. Открытие бессознательного. История и эволюция динамической психиатрии. Часть 1: От первобытных времен до психологического анализа. – СПб.: Академический проект, 2001. [2] См. подробнее: Ромек Е.А. Психотерапия: рождение науки и профессии. – Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2005.
[3] под магическим мышлением я буду понимать сохраняющееся у многих людей убеждение, согласно которому посредством символических физических и/или умственных действий можно оказывать значительное или решающее влияние подлинные причины происходящего в действительности. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|