Мы смотрим фильм и находим выход из своих сложных жизненных ситуаций - это как GPS навигатор для выхода из наших кризисов. Мы излечиваем в себе свежие, а иногда очень застаревшие собственные внутриличностные конфликты. Делая этим лучше качество своей жизни и улучшая экологию жизни окружающих.
Процесс нашего рождения – важнейший из кризисов, благодаря которому мы приходим в этот удивительный мир. Особенности нашего рождения притягивают, словно магниты, последующие события жизни человека, накладывая расцветку индивидуальных повторяющихся жизненных ситуаций и страданий.
Современные исследования психологов и врачей показывают: проблемы взрослых людей имеют корни не только в детстве, изначально они находятся в перинатальных фазах, предшествующих появлению малыша на свет и связаны с периодоми беременности, схваток, самого процесса рождения, ближайшими часами и днями после этого Величайшего События.
Станислав Гроф и разделил его на четыре части, назвав их перинатальными матрицами. Мы ассоциируем это слово – «матрица» с фильмом «Матрица». Братья Вачовские написали сценарий этого фильма. Со Станиславом Грофом консультируются Стивен Спилберг, и другие звезды Голливуда при создании своих блогбастеров. Станислав Гроф и известный голливудский Ханс Руди Гигер ( получивший Оскар за фильм «Чужой», последний из его фильмов «Прометей» (2012г.)) пронесли дружбу через десятилетия.
Какие бывают перинатальные матрицы?
Первая связана с нахождением ребенка в лоне матери, ощущением блаженства и единения со всей Вселенной. Так ощущает себя ребенок при хорошем протекании беременности, отсутствии угрозы выкидыша, аборта, токсикоза.
Вторая соответствует первой клинической стали родов, когда матка начинает сжиматься, но родовые пути ещё закрыты. То самое место, где еще недавно ребенку было комфортно и безопасно, становится угрожающим, подавляющим и опасным, кажется, выхода нет.
Третья – родовые пути открываются, и ребенок, испытывая огромное напряжение и огромное давление родового канала, прилагая неимоверные усилия, проходит через очень узкое и сильно сдавливающее плод пространство родового канала.
Четвертая – рождение: освобождение, обретение свободы, единство и слияние с этим миром.
Для людей, далеких от психологии, Тэв Спаркс обозначил эти матрицы просто: первая – зона безопасности, вторая – ловушки, третья – войны, четвертая - свободы.
Найди свою матрицу
- Вы хотите сказать, что во всех художественных фильмах присутствуют все четыре матрицы?
- Не только в фильмах, но и во всех мировых произведениях, сказках нардов мира и мифах, эпосе. Зрителям было бы скучно смотреть фильм или читать книгу о том, как в «в отдельноно взятой деревне люди живут счастливо» - живут, и слава Богу. А вот если однажды в жизни счастливых людей что-то происходит, постепенно возникает совершенно невыносимая ситуация, и нужно предпринять огромные усилия или героические действия для выхода из неё, но уже другими, обновлёнными… Это обновление и есть наше новое «Духовное Рождение» – «Переход».
В фильмах акцент может быть направлен на разные перинатальные матрицы. Это зависит от фантазий и задумок сценариста, режиссера, работы оператора их личностных (матричных) особенностей . Вспомните, например, фильм «300 спартанцев» или «Гладиатор». Там главный акцент направлен на зону войны: много крови, насилия, в том числе и сексуального, эпизоды «тёмной духовности», битвы, «попытка выстоять и прорваться». Сравним это с эмоционально - противоположными эпизодами. Например, «фильм всех времен и народов» – «Властелин колец», а именно начало первого фильма великолепной саги. Когда зритель видит картинки Шира и Гендальфа с хоббитами, этот праздник, то в душе его возникает ощущение спокойствия, защищённости, комфорта, безмятежности. А потом ситуация начинает закручиваться….Если анализировать этот фильм, вторая зона – ловушки – там есть в разных эпизодах. Например, когда королева эльфов решает остаться в мире живых и собирается замуж за смертного, отец сулит ей мрачную картину: «Здесь ничего тебя не ждет, только смерть…».
- Почему человек отдает предпочтение тому или иному жанру?
- В фильмах, которые он выбирает, зритель находит некое созвучие своему внутреннему состоянию. Не секрет: мужчины в основном любят смотреть экшны, женщины – мелодрамы. Если нам что-то не нравится в фильме или напротив - нравится, то есть, вызывает какие либо эмоции и чувства – это уже звоночек от Внутреннего Целителя, говорящего нам: «Возможность исцелиться». Это повод обратиться к себе, к истории своей жизни и понять: почему и какие ассоциации из нашего жизненного опыта, возможно тяжёлого, негативного эти кадры из фильма пробуждают в нас. Так было и с Тевом Спарксом, который почему –то не мог, не любил смотреть фильмы о жизни в семье. Как он рассказывал, «…однажды в этой ситуации меня словно озарило: я вспомнил эмоционально тяжелые эпизоды из жизни моей семьи, связанную с этим душевную боль и дискомфорт испытываемый мной в детстве в некоторых ситуациях. Осознав это, теперь я смотрю подобные фильмы с большим вниманием, и уже с другим уровнем глубины».
Не будем забывать: все мы находимся под влиянием перинатальных матриц, связанных с ними травмирующих жизненных ситуаций (в последствии называемые нами «комплексами», а также негативных или позитивных фиксаций на той или иной матрице. Мы словно «закодированы» и обречены на пожизненное проявления наших внутренних ограничений. Кстати, великий астролог Рик
Тарнас вместе со Станиславом Грофом исследовали влияние перинатальных матриц и пришли к выводу: натальная карта гороскопа может рассказать очень многое (это тоже непосредственно связано с рождением) . Например, Нептун соответствует первой матрице (негативные и позитивные аспекты), соответственно Сатурн – второй, Плутон- третьей, Уран – четвертой. Их транзиты в натальной карте гороскопа могут рассказать очень многое (см. приложение в книге С.Грофа «Психология будущего»).
- Об угрозе суицида, например?
- Было проведено интересное медицинское исследование взаимосвязи фиксации на определённой перинатальной матрице определённого человека и его выбора вариантов самоубийства. Понятно, что человек решивший покончить жизнь, находится в «зоне ловушки» и не видит выхода. Но кто-то выбирает таблетки или вскрывает вены, «растворяясь в первородной, океанической стихии Великой Матери», что соответствует попытке выхода через возврат к первой матрице. Человек, имеющий фиксацию на третьей матрице, выбрасывается, например, с высотного дома или этажа, когда костей не соберешь… Как мы рождаемся, так мы и живём, так мы и умираем… Но есть возможность, нам самим, в контакте с нашим Внутренним Целителем изменить эти деструктивные программы, снять неимоверные душевные напряжения «зоны ловушки», убрать мучающие страдания в безопасных условиях и обрести собственный выход из кромешной темноты дна к свету. Такого рода исцеления не редкость в клинической области применения Холотропного Дыхания и холотропной терапии.
- Человек, имеющий зависимость, подвержен влиянию какой матрицы? – Любая зависимость – это программа. Это попытка выйти из зоны ловушки. Очень часто люди стремятся вырваться из нее и сопровождающей ее депрессии, ощущения безвыходности и бессмысленности через «Секс, Наркотики, Рок - н - ролл». Это не самая удачная попытка «быть на два шага быстрее, чем смерть». Но механизмы обычно примерно таковы. Отсюда иногда растут корни химических и психологических зависимостей. Во врачебной практике, например врачи- наркологи почти всегда сталкиваются с депрессивными состояниями (влияние второй перинатальной матрицы). И это возможно излечить. В нас базово заложены механизмы исцеления от подобного рода недугов, обусловленных негативными проявлениями программ второй перинатальной матрицы. Как это сделать - знает Ваш Внутренний Целитель, безусловно работая в холотропных состояниях сознания.
- Что можно сказать о человеке, обладающем коллекцией «жестких» порнофильмов?
- Сцены там демонстрируются совсем не романтические, это не любовь в стиле «Ромео и Джуьетта». Возможно, это попытка убежать из зоны ловушки в зону войны, и опять постараться «обогнать смерть на два шага». Речь возможно идёт о порно- или сексуальной зависимости нуждающейся в стимуляции. Очень часто люди, фиксированные на третьей перинатальной матрице, имеют склонность к насилию, экстремальным видам спорта, либо насилию над собой. Это революционеры либо,как другая крайность -мазохисты. Кстати, Лойд де Моз консультируясь с Грофом создал новое направление науки - психоисторию. Эти матрицы переживают не только герои фильмов, обычные люди, но и государства, и общество. В определённые циклы жизни сообщества, государства, появляются люди особенно чувствительные к жестким «перинатально – матричным», архетипическим, «революционным» ситуациям.
Их выраженные лидерские качества и особое высочайшее внутреннее напряжение, входящее в мощный резонанс от внешних ситуаций, и сподвигают их на определённые действия:
«Вихри враждебные веют над нами, Темные силы нале злобно гнетут, В бой роковой мы вступили с врагами, Нас еще судьбы безвестные ждут…»
Исследователи проанализировали речи известных полководцев, политиков: Александра Македонского, НаполеонаIII, Ленина, Гитлера, Сталина… до наших современников и пришли к выводу: практически все они имеют одно и то же послание к соотечественникам , также переживающим сложные времена : мы жили хорошо, но волей обстоятельств оказались в кольце врагов. Нам мало пищи и угрожает голод, нечем дышать, враг сжимает нас в тиски, мы можем погибнуть… но мы знаем путь в лучшее будущее. Он может быть тернист и очень сложен, но все равно выведет нас к Свету.
Мы будем чувствовать себя свободными, нам станет легко дышать, мы выйдем на простор, обретём свободу, будет много еды,.. я выведу вас к свету... Ничего не напоминает из перинатальной истории отдельного человека?
Разбуди Своего Внутреннего Целителя
- Как же происходит душевное исцеление?
- Концепция холотропного дыхания и кинойоги в частности основана на понимании внутреннего целителя, который есть у каждого из нас. В разных традициях его называют по разному: Душа, Высшее я… Во время просмотра фильма мы находимся в состоянии открытости своему Внутреннему Целителю, как и во время Холотропного Дыхания, в прямом контакте с ним.
В таком состоянии – открытости своему Внутреннему Целителю, своей Внутренней Мудрости мы смотрим фильм, в безопасном пространстве человеческого уважения и поддержки, мы можем позволить себе отметить свои самые тонкие эмоциональные реакции на увиденное. Возможно, на первых порах для путешествия в глубины своей психики нам может понадобится небольшая тетрадка для записи каких-то моментов – радости, страха, удивления, гнева, страдания, ревности, осуждения, освобождения, счастья, любви… всего того что отзывается в душе на разные, хорошие фильмы.
И теперь мы можем связать, осознать, заново пережить, соединив воспоминания чувств и эмоций от сцен фильма со своей биографической и перинатальной историей и выйти на уровень мифов и архетипов. После просмотра фильма мы делимся своими чувствами и открытиями, полезно поискать их связь со своими жизненными ситуациями – на какие ситуации в кино что- то отозвалось в нас. Подобное уже было в нашей жизни? И выйти на наши программы – мифы и сценарии. Пересмотреть их. Такая работа помогает более чётко осознать задачи, мешающие жить, эффективно решить их. Путь непростой и небыстрый, но поверьте, очень действенный.
- Александр, лучше заниматься одному или в группе?
- Мы проводим занятия в группе, объединяясь в пары, как и в холотропном дыхании. Иногда человеку очень нужно почувствовать поддержку близкого, подержать его за руку, может быть, поплакать…Присутствие живого человека, действительно присутствующего, уважающего и поддерживающего, очень важно для нас - всегда и всюду. Атмосфера безопасности и поддержки способствует исцелению наших самых глубоких ран.
- Нужно ли обращать внимание на художественные достоинства фильма?
- Тэдв Спаркс, говорит, что любой фильм может стать исцеляющим. Если для вас есть возможность смотреть то, что кажется вам «слишком жёстким», всегда желательна атмосфера безопасного окружения и поддержки при этом. Музыкальная дорожка фильма должна быть хорошей, качественной как всё качество фильма – вести к пониманиям, инсайтам, сопереживанию героям и выходу из тяжелых ситуации. Обязательно должен быть «выход», как проявление варианта четвёртой перинатальной матрицы. Это помогает нам исцелиться, а не снова испытать привычную для нас травму, ведущую нас снова к привычной боли, замкнутости, отстранённости от жизни.
- Сейчас активно обсуждается введение факультативных киноуроков в школе. Страна недавно голосовала за 100 лучших российских фильмов. Какие картины или мультфильмы, на Ваш взгляд, стоило бы туда включить, чтобы они помогли школьникам не только повысить уровень культуры, но и давали бы психотерапевтический эффект?
- Главное, чтобы в них не было безысходности: помните, как в новой России в 1990-е и 2000-е - годы снимали такие фильмы, где в финале все убиты и обмануты …выхода нет… Подобная грязь и помои в огромном количестве выливались и на некоторых телеканалах продолжают выливаться в мозги и души российских зрителей. На мой взгляд – это преступление перед россиянами… но и наука всем нам. Фильмы могут быть разными, но они не должны завершаться в зоне ловушки. Должны быть элементы, художественным языком объясняющие, как искать выход из сложной ситуации, как в древних мифах, в сказках, народном эпосе, что в большей степени остались свободны от политической и религиозной цензуры. В фильме может быть спектр каких-то испытаний, жестоких моментов, но они должны давать возможность нахождения разрешения сложной ситуации, выхода, нового рождения. …В фильме «Беспокойная Анна» художница вспоминает свои прошлые жизни. Когда-то она жила в племени бедуинов и родила в шатре сына. Счастливый отец зашел к ней и поздравил её не только с Рождением Сына, но и с Рождением Матери. Когда ребенок находится в процессе рождения, ему кажется, что он умирает. Он «умирает» как плод, но рождается как человек, «умер» как мальчик, родился как мужчина… Мистерия: «смерть – возрождение» повсюду, и будет продолжаться вечно.
Как говорит Тев Спаркс по этому поводу: «…я не знаю, кто и когда придумал этот дизайн… но он всюду». Обучаясь «мистериям перехода» в безопасной обстановке, мы научаемся проходить сложные жизненные ситуации в менее травматичной для нас форме в повседневной жизни, в то же время открываясь мощным энергиям «стремления к жизни». Мы всегда движемся к новому рождению и рождению в нас, настоящих, - нашего будущего.
Вы можете начать практиковать «КИНОЙОГУ» вместе с нами, мы стараемся передать эту ценную практику без искажений, именно в той форме, которой нас обучил и передал нам создатель метода - Тев Спаркс.
В 2011 году вышла книга Тева Спаркса «Кинойога» на русском языке.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.