|
12 установок, мешающих нам жить. ПятаяАвтор статьи: Литвинова Оксана Николаевна
12 установок, мешающих нам жить. N 5 «Что воля, что не воля, все равно» «Марья-искусница», 1960 Предлагаю вашему вниманию пятую иррациональную установку Альберта Эллиса. Она звучит так: мои несчастья из-за внешних причин, и я не могу их контролировать. О чем эта установка? - Мир полон опасности и совершено не предсказуем, нет никакого смысла что-либо пытаться поменять. Ведь я когда-то пытался, а толку? - Я перенял это у родителей. Мама считала, что ты песчинка во Вселенной, что все предрешено, от судьбы не уйти! - Злой рок, обстоятельльства сложились так, что я не смог ничего изменить. С тех пор плыву по течению, нет ни сил, ни желания. Эта установка о выученной беспомощности.
Что я могу противопоставить ей? - Вы действительно уверены, что все Ваши несчастья (или почти все) из-за внешних причин? - Да, уверен. - Означает ли это, что Вы не можете контролировать то, что с Вами происходит? - Да. - Тогда зачем Вам об этом беспокоиться? Что для Вас важнее, отсутсвие контроля, или сами ситуации? Быть может есть то, что Вы все же можете научится контролировать?
——————————— * - Выученная беспомощность была описана американскими психологами Мартином Селигманом и Стивеном Майером (Seligman, Maier, 1967). В ходе экспериментов над собаками был сделан вывод о том, что беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий. Живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя. Исследования М. Селигмана продолжил немецкий учёный Юлиус Куль. В ходе эксперимента студентам предлагали решать различные интеллектуальные задачи. Подчеркивалось, что задания весьма простые, хотя на самом деле все предложенные задачи не имели решения. Более того, эксперимент сопровождался негативными комментариями ведущего о способностях испытуемого. После серии безуспешных попыток решить «простые» задачи, большинство испытуемых начинало испытывать неуверенность, тревогу и даже отчаяние. После этого данной группе предлагали решить действительно простую задачу, но они с ней тоже не справлялись. Так была сформирована выученная беспомощность. ———————————-
Литвинова Оксана, клинический психолог +7 916 1321143
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|