Педагогика Марии Монтессори

Педагогика Марии Монтессори – это направление гуманистической педагогики, направленной на свободный выбор и учет индивидуально-личностных интересов, это педагогика следования за ребенком. Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. Так  педагог воздействует на ребенка через специально организованную среду. Педагогический метод Монтессори,  основан на активном наблюдении, а не на пассивном .

                                            

Основой метода Монтессори стали опыты Клода Бернарда по воспитанию лиц с ограниченными возможностями. Кроме активного наблюдения, задачей педагога является создание особой «подготовленной среды» для развития ребенка. Каждый ребенок, считала Монтессори, хочет работать, жаждет деятельности. Реализуя свою активность, малыш тренирует и совершенствует себя, впитывает культуру среды. Однако дома, в семье, эта внутренняя потребность ребенка сталкивается с ограничениями со стороны родителей. Порой наблюдается полное несоответствие между декларативным заявлением взрослых о любви и уважении к ребенку и тем, что наблюдается в действительности. Окружающий малыша домашний мир не подготовлен к встрече с ним. Многие предметы в доме слишком тяжелы или велики. Кроме того, взрослые не разрешают ими пользоваться. Ребенку для приобщения к миру взрослых предлагаются игрушки, имитирующие предметы домашнего быта, профессиональные инструменты, однако чаще это всего лишь жалкая подделка .

                    

Ребенок чувствует себя разочарованным и обиженным. Именно этим обстоятельством объясняется странное, с точки зрения взрослого человека, поведение ребенка, когда малыш во что бы то ни стало, хочет получить понравившуюся игрушку, но, завладев ею, очень быстро теряет к ней интерес. Освоение и приобщение к миру взрослых, к культуре начинается в пространстве своего дома. Поэтому для ребенка главной целью является овладение упражнениями с настоящей кухонной утварью, настоящими предметами быта. Они не только дают ребенку возможность для их естественного функционального использования, но и полны других достоинств: эти «настоящие» предметы такие разные с точки зрения сенсорных ощущений, получаемых при дотрагивании к ним и ощупывании. Это — совсем иное, не то, что пластмассовые игрушки, одинаково гладкие и легкие, раскрашенные в неестественно яркие цвета.

 Предметы быта помогают ребенку усвоить представление о цикличности человеческой деятельности. Каждое, самое простое домашнее занятие включает в себя структуру «рабочего цикла». Вот ее ступеньки: подготовка деятельности — начало — выполнение — завершение — контроль и сверка с первоначальными планами — повторение цикла или же окончание работы. Взрослые часто просто недооценивают важность такой цикличности, считают возможным в любой момент прерывать работу, иногда делая это из лучших побуждений — чтобы ребенок не переутомился. При описании своих педагогических опытов, наблюдений и открытий, «метода научной педагогики» Монтессори сформулировала оригинальные принципы воспитания и взгляды на развитие человеческой личности, составляющие неотъемлемую часть педагогической системы.

                                            

Философские взгляды Марии Монтессори отличаются гуманистической направленностью, в центре ее внимания — ребенок, которого Монтессори называет «строителем собственной личности», и потребности его развития. Необходимо подчеркнуть, что данная позиция — не следствие изначальной приверженности каким-либо теоретическим концепциям, а результат практической педагогической деятельности и плод длительного наблюдения за детьми врача-педагога Марии Монтессори. В своих работах она, несмотря на научный способ обоснования теоретических выводов, и практических рекомендаций, основанных на многократных и длительных экспериментах, отказывается от академического стиля изложения. Ее описание методики выразительно, образно, метафорично, обладает чрезвычайной силой убеждения. Вводимые ею понятия отличаются поэтической образностью, отражают тонкое чувствование ребенка.  Коллекция оригинальных упражнений, подробно разработанных автором и составляющих «подготовленную среду» для развития ребенка, — одна из сильных сторон Монтессори-педагогики.  К ключевым представлениям педагогики Марии Монтессори следует отнести такие, как понятия о «впитывающем разуме», «сенситивных периодах», «гуманистических тенденциях», «подготовленной среде», «свободе и дисциплине».

                              

Ядром педагогической идеи Монтессори в отношении взрослого к деятельности ребенка является, по ее собственному высказыванию, положение о «поляризации внимания». Этот феномен она впервые наблюдала во время занятий в «Доме ребенка». Мария Монтессори обратила внимание на девочку в возрасте около трех лет, которая была полностью поглощена своим занятием. Ребенок занимался упражнением из сенсорной группы, а именно — блоком с вкладывающимися деревянными цилиндрами. Психический феномен, наблюдаемый при плодотворной, с полной концентрацией внимания работе ребенка, Монтессори назвала «поляризацией внимания». Рассмотрим зоны педагогической  системы Марии Монтессори:

1)  «Упражнения практической жизни» включают все виды деятельности, которые выполняет каждый взрослый человек и которые являются для него обычными практическими делами. Упражнения помогают ребенку выполнять эти действия с радостью, ответственностью и любовью, всерьез;

2)     Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики;

3)     Упражнения, направленные на развитие языковой зоны;

4)     Упражнения, направленные на развитие математической зоны;

5)      Упражнения, направленные на развитие зоны космоса;

6)     Упражнения, направленные на развитие зоны искусства.



Просмотров: 367
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развивающие игры с детьми по методике Марии Монтессори
  • Развитие волевых процессов в среде Монтессори. Умение делать выбор и ждать
  • Развитие разговорной речи в Монтессори подходе
  • Интонационный диалог и речевое развитие в Монтессори подходе
  • Методика раннего развития М. Монтессори
  • Методика раннего развития М. Монтессори
  • Ситуация сравнения детей между собой и ее специфика в среде монтессори
  • Гармония Монтессори
  • Монтессори терапия
  • Упражнения, направленные на разрядку гнева и агрессивности у ребенка
  • Методика Монтессори. Доводы одного родителя.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Тактильные упражнения для развития начальных математических представлений ребенка.
  • Важность развития внимания у ребенка.
  • Развитие ребенка, взрослого, семейного рода Человека
  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • “Не игрушка”: как игрушки влияют на развитие ребенка
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 1 - Проблемы в воспитании.
  • Упражнения, алгоритм на каждый день для выхода из зоны комфорта:
  • Материальное поощрение деятельности ребенка: за и против
  • Развитие личности ребенка и красота: где помощь, где вред?
  • Развитие ребенка от 1-3 лет. ПИСЬМО ОТ МАЛЫША.
  • Развитие интуиции. Эффективные упражнения на каждый день.
  • Развитие ребенка от полутора до трех лет
  • Влияние средств массовой информации на развитие личности ребенка
  • Сенсорные потребности и развитие ребенка
  • Психологическое развитие ребенка в возрасте от 2х до 3х лет
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь