|
Педагогика Марии МонтессориАвтор статьи: Загорская Наталья Александровна
Педагогика Марии Монтессори – это направление гуманистической педагогики, направленной на свободный выбор и учет индивидуально-личностных интересов, это педагогика следования за ребенком. Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. Так педагог воздействует на ребенка через специально организованную среду. Педагогический метод Монтессори, основан на активном наблюдении, а не на пассивном .
Основой метода Монтессори стали опыты Клода Бернарда по воспитанию лиц с ограниченными возможностями. Кроме активного наблюдения, задачей педагога является создание особой «подготовленной среды» для развития ребенка. Каждый ребенок, считала Монтессори, хочет работать, жаждет деятельности. Реализуя свою активность, малыш тренирует и совершенствует себя, впитывает культуру среды. Однако дома, в семье, эта внутренняя потребность ребенка сталкивается с ограничениями со стороны родителей. Порой наблюдается полное несоответствие между декларативным заявлением взрослых о любви и уважении к ребенку и тем, что наблюдается в действительности. Окружающий малыша домашний мир не подготовлен к встрече с ним. Многие предметы в доме слишком тяжелы или велики. Кроме того, взрослые не разрешают ими пользоваться. Ребенку для приобщения к миру взрослых предлагаются игрушки, имитирующие предметы домашнего быта, профессиональные инструменты, однако чаще это всего лишь жалкая подделка .
Ребенок чувствует себя разочарованным и обиженным. Именно этим обстоятельством объясняется странное, с точки зрения взрослого человека, поведение ребенка, когда малыш во что бы то ни стало, хочет получить понравившуюся игрушку, но, завладев ею, очень быстро теряет к ней интерес. Освоение и приобщение к миру взрослых, к культуре начинается в пространстве своего дома. Поэтому для ребенка главной целью является овладение упражнениями с настоящей кухонной утварью, настоящими предметами быта. Они не только дают ребенку возможность для их естественного функционального использования, но и полны других достоинств: эти «настоящие» предметы такие разные с точки зрения сенсорных ощущений, получаемых при дотрагивании к ним и ощупывании. Это — совсем иное, не то, что пластмассовые игрушки, одинаково гладкие и легкие, раскрашенные в неестественно яркие цвета. Предметы быта помогают ребенку усвоить представление о цикличности человеческой деятельности. Каждое, самое простое домашнее занятие включает в себя структуру «рабочего цикла». Вот ее ступеньки: подготовка деятельности — начало — выполнение — завершение — контроль и сверка с первоначальными планами — повторение цикла или же окончание работы. Взрослые часто просто недооценивают важность такой цикличности, считают возможным в любой момент прерывать работу, иногда делая это из лучших побуждений — чтобы ребенок не переутомился. При описании своих педагогических опытов, наблюдений и открытий, «метода научной педагогики» Монтессори сформулировала оригинальные принципы воспитания и взгляды на развитие человеческой личности, составляющие неотъемлемую часть педагогической системы.
Философские взгляды Марии Монтессори отличаются гуманистической направленностью, в центре ее внимания — ребенок, которого Монтессори называет «строителем собственной личности», и потребности его развития. Необходимо подчеркнуть, что данная позиция — не следствие изначальной приверженности каким-либо теоретическим концепциям, а результат практической педагогической деятельности и плод длительного наблюдения за детьми врача-педагога Марии Монтессори. В своих работах она, несмотря на научный способ обоснования теоретических выводов, и практических рекомендаций, основанных на многократных и длительных экспериментах, отказывается от академического стиля изложения. Ее описание методики выразительно, образно, метафорично, обладает чрезвычайной силой убеждения. Вводимые ею понятия отличаются поэтической образностью, отражают тонкое чувствование ребенка. Коллекция оригинальных упражнений, подробно разработанных автором и составляющих «подготовленную среду» для развития ребенка, — одна из сильных сторон Монтессори-педагогики. К ключевым представлениям педагогики Марии Монтессори следует отнести такие, как понятия о «впитывающем разуме», «сенситивных периодах», «гуманистических тенденциях», «подготовленной среде», «свободе и дисциплине».
Ядром педагогической идеи Монтессори в отношении взрослого к деятельности ребенка является, по ее собственному высказыванию, положение о «поляризации внимания». Этот феномен она впервые наблюдала во время занятий в «Доме ребенка». Мария Монтессори обратила внимание на девочку в возрасте около трех лет, которая была полностью поглощена своим занятием. Ребенок занимался упражнением из сенсорной группы, а именно — блоком с вкладывающимися деревянными цилиндрами. Психический феномен, наблюдаемый при плодотворной, с полной концентрацией внимания работе ребенка, Монтессори назвала «поляризацией внимания». Рассмотрим зоны педагогической системы Марии Монтессори: 1) «Упражнения практической жизни» включают все виды деятельности, которые выполняет каждый взрослый человек и которые являются для него обычными практическими делами. Упражнения помогают ребенку выполнять эти действия с радостью, ответственностью и любовью, всерьез; 2) Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики; 3) Упражнения, направленные на развитие языковой зоны; 4) Упражнения, направленные на развитие математической зоны; 5) Упражнения, направленные на развитие зоны космоса; 6) Упражнения, направленные на развитие зоны искусства. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|