|
Гармония МонтессориАвтор статьи: 404
Нет, наверное, уже современной мамы, которая не знает что такое метод Марии Монтессори. Но на деле все как с сельдереем – знают что полезно, но не едят. Парадокс в том, что мы для своих детей выбираем лучшие детские сады, покупаем лучшую одежду и кормим только фермерскими продуктами. И при этом раздаем подзатыльники, унижаем, забываем об их чувствах.
Я собрала несколько монтессори-лайфхаков именно для применения дома, в семье. У нас в семье это правила, точно такие же как помыть руки перед едой. Правила эти подходят для всех деток любого возраста, но особенно важно о них не забывать когда ребенку от 0 до 6 лет. Вводная. Итак, начнем с того, что ребенок маленький! Что это значит? Все что вам интересно - высоко и/или нельзя. Общаются с тобой сверху вниз, склоняясь над тобой и зачастую повышая голос, кривляясь и сразу с претензией. «Ты что??? Ну-ка поставь! Разобьешь/разольешь/сломаешь»! Знакомо? Ну откуда он знает это?! Дети обладают чувством собственного достоинства. И мы не в праве это чувство принижать. Если мы сделали ребенка, то мы обязаны научить его взаимодействовать с миром. Правила, поехали: - Общение с ребенком на его уровне - то есть на корточках. Проведите эксперимент. Попытайтесь что-то объяснить своему ребенку (например, о том, что камни есть не надо, или что размазывать пюре по зеркалу - не самая лучшая игра) присев рядом с ним на корточки и по-доброму заговорив. Мы как обычно делаем? Глаза выпучили, понеслись, и давай из рук бабушкину вазу выдирать. Сменив подход, вы удивитесь насколько иначе ребенок воспринимает посыл сверху вниз от посыла, который идет на его уровне. Бонус - ребенок подсознательно понимает что его уважают и тоже учится уважению. - У ребенка должно быть свое место, где ему все доступно. В садах и клубах Монтессори вы не найдете игрушек, запрятанных на верхних полках, не увидите ни одного большого предмета мебели. Если он захочет подвинуть стул или стол - он сможет это сделать, он также сможет дотянуться и поставить на место любую игрушку. В нашем взрослом мире детям очень многого «нельзя». Ребенок нуждается в месте, где он может быть хозяином. Однако речь не о рисовании на обоях и поедании печенья в постели, а о том, что должна быть среда, где ребенок развивается дальше чем «можно-нельзя». - Принцип “Помоги мне сделать самому”. Я буквально на днях наблюдала картину. В торговом центре установлен детский аттракцион “Рыбалочка”. Это фонтан, где плавают игрушечные рыбки с гвоздями внутри, и предполагается что дети их выуживают на удочки с магнитами. Картина. Бабушка с внучком лет 5. У внучка не получается. В итоге бабуля наловила целое ведро рыб. Внучек указывал какую ловить. Подходит мама: “Марк, какой ты молодец, столько рыбы наловил!” А мама видела что наловил не Марк! Ну чему научили? Что можно присвоить чужой труд? Что для мамы ты всегда хороший? Что можно врать? Не уважать бабушку? Покажите детям как, но не делайте за них. Не получается – скажите что верите что скоро обязательно получится. Ребенок получит намного больше пользы и удовольствия от удачного результата собственных усилий. - Хвалить за действие. Вот тут не буду лукавить. Пыталась применять, но отказалась. Однако расскажу вам про этот принцип, он очень интересный. Монтессори-педагоги не говорят слова “молодец” или “умница”. Потому что это оценка личности. Они хвалят за действие: “как здорово у тебя получилось”, “ты старался и получил отличный результат”. Я не могу не хвалить своего ребенка, ну потому что для меня она умничка конечно! Однако тут родители должны осознавать границы. К 5-6 годам многие дети уже так привыкают к оценке своей личности, что формируется весьма разрушительный мотив. То есть ребенок, к примеру, убирается в комнате не для того, чтобы было чисто, а для того чтобы мама похвалила. Или еще хуже - чтобы не ругала. И потом мы эти “молодец” начинаем искать во взрослой жизни. Начальник похвалил – жизнь наладилась. Не похвалил – значит я плохо работаю. - Порядок. У всех детей есть врожденная склонность к порядку. Это один из залогов психологического комфорта: все на своем месте, я знаю где и что лежит, значит мир достаточно стабилен чтобы ему доверять. Представление о порядке закладывается до 2-3 лет и на всю жизнь. Как приучить ребенка к порядку? Только пример в семье, дома! Убираться дома, причем ребенок должен это видеть и быть полноценным участником уборки. Затем ребенок учится убирать за собой. Вообще убрать за собой - это очень важный навык. Это готовность к самостоятельной независимой жизни. Это не значит, мои дорогие, что надо выкинуть посудомоечную машину или уволить человека, который помогает по хозяйству за деньги. Это значит, что взрослому человеку не нужна мама для того, чтобы обеспечить его быт. В системе Монтессори очень много лайфхаков для применения в обычной жизни, я думаю мы ещё к этому вернёмся. Поделитесь какие у вас в семье есть правила и традиции? Больше статей, общение, информация о мероприятиях и прямые эфиры в инстаграм: @psychoprosto Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|