Интонационный диалог и речевое развитие в Монтессори подходе

Автор статьи: Надежда Нога

Интонационный диалог и речевое развитие в Монтессори подходе

Задержка речевого развития, к сожалению, у деток сейчас заметна больше всего.
Любимые дети, с которыми занимаются дома, тем не менее в год ещё иногда не начинают говорить. И даже позже.
Во многом это связано с тем информационным полем, в котором мы живём. Если телевизора нет дома, то он есть у соседей. Звук — это волна, которая проходит через твёрдое, жидкое и газообразное. Таким образом, практически невозможно в городе экранироваться от звукового информационного и вибрационного поля окружающей среды. О его качестве говорить не буду. И не все могут так сразу поменять эту среду. Надо хотя бы чаще выезжать с детьми на Природу, а летом уезжать из города.

Дома можно слушать свою музыку. Дети с рождения могут иметь предпочтения. Но в целом мы предлагаем гармоничную позитивную музыку достаточно высокую по вибрациям — духовную, классическую, народную, звуки природы, пение птиц, мелодичные песни с позитивным смыслом, колокольный звон. Включаем не громко, можно на время фоном, но не всё время. Должны быть и периоды тишины.

Но это другая тема. А что можно сделать, чтобы всё-таки помочь малышу заговорить?
Прежде всего, ребёнку необходимо предоставить возможность удовлетворения потребности в развитии — много двигаться, много работать руками, развивать волю через собственные усилия, заниматься рядом с детьми чуть постарше, которые уже говорят.
Если ребёнок смотрит на нас, когда мы говорим — замедляться и продолжать говорить выразительно, чтобы было видно как работает речевой аппарат и мимика.

Иногда у деток, которые только начинают ходить на занятия в Монтессори среду, случается великое открытие, что их, оказывается, слышат!
Например, "годовасик" забирается усердно на лестницу и что-то себе тихонько под нос бубнит, а ты рядом в ответ начинаешь издавать похожие по интонации звуки. Ребёнок оборачивается с восторгом на лице и смотрит изумлённо. Он узнал в ответе свои интонации - о, значит меня слышат! Да, именно так. Даже двухлетние почти не говорящие дети иногда изумляются, когда в ответ слышат те же звуки, что издают сами.  Бывает, спрашиваешь родителей: "Как вы общаетесь с ребёнком, как разговариваете?" Иногда отвечают: "А как с ним общаться, как разговаривать, если он ещё совсем не говорит?"
- Читаете?
- Ну дааа... Иногда. Ему ещё не интересно.
- А сами читаете книги?
- А зачем? Есть же интернет.
Ну и как ребёнку научиться?

В человеческой речи помимо содержания, которое передаётся посредством смысла слов, есть ещё интонационная составляющая. Интонация приобретает самостоятельное выразительно-смысловое значение, выявляя эмоциональный подтекст и придавая определенный смысл. Она очень важна для формирования образа, творчества при помощи речи.
Вообще, образы, которые создаются нами когда мы думаем, говорим, пишем, влияют на нашу жизнь. А если речь о женщине, уже ожидающей малыша, её образы воспринимаются ребёнком ещё во внутриутробном периоде развития! Если мы уделяем этому внимание, создаём образы положительные, мы тем самым помогаем ребёнку сформировать позитивное отношение к жизни, позитивную программу на будущее. Можно даже помогать ребёнку подготовиться к рождению, к принятию жизни и окружения, в которое он скоро придёт, намеренно  посылая ему, как фото по почте, образы — это наш дом, это твой папа, это твой старший братик, а это наша дача на озере...

У младенцев после двух месяцев, когда миелинизация* (о том, как важна миелинизация хорошо показано в фильме "Масло Лоренцо") доходит до уровня шеи, уже есть естественная здоровая возможность держать голову и менять интонацию издаваемых звуков. Человеческий голос очень музыкален и богат интонациями, несущими самостоятельный смысл. И это прекрасная возможность эмоционального общения для детей и ценное, стимулирующее развитие речи дополнение к общению с детьми, которые ещё не могут говорить. Чувства свои мы выражаем не столько словами, сколько интонацией. Эмоциональная окрашенность происходящего способствует запоминанию.
Наряду с обычным диалогом, мы повторяем за малышом его интонации — доброжелательно, начиная уже с двух месяцев, чтобы он чувствовал и понимал, что его слышат. Это радует младенца и мотивирует развивать речь.

Надо отметить, что интонационный диалог не имеет ничего общего с передразниванием. И мы не повторяем за детьми словечки их детского языка, типа "кака", "биби" и тому подобные, когда у них идёт уже речевой период. Мы стараемся говорить красиво и правильно, давая детям лучший образец разговорной речи, на какой только способны.

Интонация важна и в общении с детьми старшего возраста. Можно даже сказать, что внутренний посыл речи для ребёнка важнее её формы. Дети прежде всего ориентированы на внутренний посыл. Например, мать, сдерживая негодование, говорит ребёнку что-то строго и очень тихо, а он спрашивает — ты на меня кричишь?

Мария Монтессори уделяла внимание развитию артистической и художественной речи детей. Этими занятиями и художественным чтением для детей 3-6 лет и старше, занимались специально обученные педагоги.

Обязательно общайтесь со своими малышами на доступном для них уровне. 

* Миелин — белое жировое вещество, покрывающее нервные волокна и служащее "изоляцией", как в электрических проводах. Без миелиновой оболочки нервный импульс не может нормально проводиться.



Просмотров: 245
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • И по лужам бегать иногда очень полезно! Как правильно говорить ребенку "нельзя".
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Разберёмся, как правильно говорить ребёнку "нельзя"
  • Он должен продолжать меня добиваться даже, если я говорю ему "нет"
  • Говорить всегда:"Да"! Даже ценой своей жизни? Метофора.
  • "Одиночество – это то, когда меня не слышат"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Как можно навредить ребёнку фразой "мой хороший!"
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Как женщине легко сделать с мужчины очень несчастного и даже "тряпку"
  • Должны ли мы не говорить "Должен" и "Надо"?
  • Как говорить, чтобы ребёнок слышал. "Я-сообщение".
  • Часть 2. "Ходячие гробики": почему вредно говорить детям "нельзя злиться"
  • Иногда если очень быстро двигаться к цели – можно ее и снести!
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • "Если б козла отпущения можно было еще и доить..."
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Как помочь ребёнку "найти свои слёзы".
  • Как объяснить мужу, что "сидеть" дома с детьми большой труд?
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • Развитие разговорной речи в Монтессори подходе
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Когда говорить об "этом"?..или половое воспитание в семье
  • "Как устроить романтический праздник, даже если Ваш любимый не романтик?"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь