|
Шоковая травма. Как с ней работать?Автор статьи: Светлана Викторовна Говриченкова
Продолжение, дополнение, уточнения техники работы с шоковыми травмами - "9 картинок".Шоковая травма - это то, что всегда как "снег на голову". Нежданно-негаданно...но всерьез. Итак, для работы с шоковой травмы можно использовать технику "9 картинок". Кратко напомню ее суть: после рассказа о происшествии психолог на листе бумаги формата А4 (по желанию - А3) по дуге рисует 9 прямоугольников. Вот таким вот образом. Сразу отвечу на вопрос: можно ли разместить картинки линейно? В чем смысл вот такого расположения по часовой стрелке? Вот такое расположение рисунка образно подчеркивает динамику, рост эмоционального напряжения рассказа и снижение напряжения. Напомню, что рисунок мы начинаем в рисунке номер 1 - в котором еще все спокойно, действие не началось, самые драматические эпизоды - это кадры 4, 5, 6. В кадрах 7, 8, 9 напряжение спадает. Рисунок начинается с нейтральной или хорошей ситуации Кадр номер 1 - "Мальчик играет в футбол". По мере развития сюжете рассказа, нарастает напряжение, появляется еще один персонаж, подросток, который отнимает мяч у мальчика. Кадр номер 5 - это момент нападения - когда подросток начинает избивать мальчика.
Дальше следуют кадры - потеря сознания, больница, и, наконец, выписка домой. К каждому кадру мы задаем конкретные вопросы, обусловленные сюжетом: звал ли ты на помощь? Кто еще был рядом? Кричал ли ты? Хотел ли убежать?
Когда рисунок и рассказ по рисунку завершен, предлагается взять цветные карандаши и раскрасить кадры любыми цветами, кроме черного. Это раскрашивание позволяет "реанимировать" эмоции, блокированные травмой, и заговорить о чувствах, а не о сюжете. Если клиент отказывается от использования цветных карандашей и хочет рисовать только черным, мы предлагаем не раскрашивать кадры черным, а использовать черный карандаш для создания нейрографических линий (это произвольная линия, идущая от одного кадра к другому. Такая линия не имеет повторяющихся элементов и выходит за края листа).О пользе такой прорисовки можно написать отдельную статью. Это создание нового взгляда на ситуацию и возможные способы ее решения, создание новых нейронных связей мозга. Например, вот так - здесь обозначено только несколько линий, их может быть сколь угодно много. Еще один способ доработать травматическое переживание - работа с кадром номер пять. Если после создания рисунка кадр номер пять вызывает по-прежнему непереносимые эмоции, я предлагаю рассказчику трансформировать образ агрессора. Во что? В каждой ситуации по разному. Так, злую воспитательницу из детского сада (кто бы мог подумать, это один из самых частых образов для трансформации!) мы превращали: - в новогоднюю елку, - в вешалку для пальто, - в шкаф, - в кенгуру). И кадр становился....не страшным, а смешным. Сразу хочу предупредить: при изменении взгляда на проблему,человек может начать винить самого себя - "Надо было действовать иначе! Что ж я, дурак, не додумался..." Вот этого нельзя допустить ни в коем случае. Для предотвращения аутоагресссии следует сосредоточиться на восстановлении прерванных травмой действий, мыслей и чувств. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|