Спустя достаточно продолжительное время после написания статьи, все-таки решилась поделиться своими размышлениями) Буду рада, если по прочтении, у вас появятся комментарии, вопросы и замечания.
Автор: Корначенкова Анастасия психолог, Смоленского дома для мамы
Объективность первична, она есть сущее, а бытие это «жизнедеятельность», процесс существования объективности. Бытие определяется объективностью, но объективность не определяется бытием. Бытие можно понимать как явленность (по Хайдеггеру) части объективности, сродни видения какого-либо признака предмета – только его форма, или цвет, или запах и т.д. В разное время объективность мыслится по-разному, но на самом деле она неизменна. Это происходит в силу как ограниченности восприятия /воспринимающего, так и ограниченности явленности степени объективности (бытие) в наличный момент восприятия/понимания. На основе этого, можно говорить о том что деление на объективное и субъективное как две отдельные характеристики, не совсем точно. Т.е. субъективность, скорее будет являться минимальным(ой) степенью/уровнем объективности. Отсюда, следующая характеристика: 1) Абсолютная объективность – вся совокупность, включающая в себя всю полноту и целостность бытия, которая возможно, только при полном отсутствии восприятия. То, что не подлежит целостному пониманию, т.е. максимально возможный уровень объективности. 2) Эмпирическая объективность – максимально возможное восприятие/понимание объективности относительно наличной ограниченности, средняя степень уровня объективности. 3) Эмпирическая субъективность – минимальный уровень объективности, единичное знание. Продукт переработанной, субъектом восприятия, эмпирической объективности. 4) Абсолютная субъективность - есть абсолютная объективность. С точки зрения открытости, по Хайдеггеру, данной характеристикой (открытостью), будет обладать эмпирическая объективность и эмпирическая субъективность. В свою очередь, абсолютная – объективность не может быть открытой, так как в таком случае не будет являться собой. Человеку для понимания объекта или явления, необходимо наличие: логичности, структурности, последовательности, в следствии чего возможно и происходит ограниченность восприятия. Абсолютная объективность – сущность, а не единство, т.е. является необязательным единство сущего для предметов одной принадлежности (например - рода). Патология – это отклонение от нормы, исключение, но при этом остается абсолютной объективностью. Это значит, что абсолютная объективность не может быть охвачена во всей своей полноте, в силу отсутствия в некий период времени восприятия, каких – либо проявлений, свойств, качеств, состава и т.п. Таким образом, можно предположить, что максимальное приближение к абсолютной объективности может осуществляться только на основе веры ( вера - глубокое, искреннее, пронизанное эмоциями принятие какого-то положения или представления, иногда предполагающее определенные рациональные основания, но обычно обходящееся без них. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.). При этом, процесс интроекции уже можно считать, как некую деформацию и осмысление, однако преобладает в большей степени именно принятие. Исходя из этого, получается что человек раскрывая бытие для себя (понимание содержания), путем «выхватывания» элементов/частей от целого, в силу ограниченности восприятия, сужает ее смысловую основу (целостность, широту), относительно ее самой, т.е. относительно абсолютно объективного бытия. На основе данного понимания объективности и бытия, рассмотрены такие понятия, как: деятельность и активность. На том же принципе сужения бытия, в следствии его осознания, активность аналогично ограничивает деятельность, т.е. ее полное содержание, до психической реальности (в следствии той же ограниченности), в тоже время, расширяя варианты (количественные и качественные) деятельности относительно субъекта. Деятельность можно рассматривать как абстрактную, творческую объективную категорию. В то время, как активность можно характеризовать – рациональностью, прагматичностью, локальностью, и как неотъемлемый элемент – обязательное завершенное создание/появление продукта, т.е. результата. Таким образом, деятельность, есть возможность реализации через активность, тогда как активность – локальное (ограниченное) осуществление возможности (деятельности). Например: коммуникативная деятельность - как возможность, общение – как активность (т.е. результат реализации возможности). Многие авторы указывают на то, что потребность может реализоваться только в деятельности. Исходя из представленного понимания деятельности, можно сказать, что это не так. Деятельностью определяется лишь наличие потребностей (наличие; возможность их реализации), удовлетворить же потребности возможно только через активность (как реализация деятельности). На основе этого можно объяснить иерархию потребностей. Т.е. потребности существуют в данный момент во всей своей совокупности, а уже значимость и порядок их удовлетворения зависят от осуществления активности, но не от их наличия. Таким образом, мотив рассматривается как первичная составляющая часть активности, которая не зависит от деятельности. Можно представить в виде формулы: Активность = мотив –> действие-> результат. Исходя из этого, активность характеризуется целенаправленностью/ локальностью, тогда как деятельность предполагает некую рассеянность. Например: педагогическая деятельность в целом предполагает всестороннее развитие личности учащегося, а именно- интеллектуальное, психологическое, культурное и т.д. развитие, в то время, как данное развитие происходит и осуществляется путем конкретных , отдельных действий – проведение уроков, применение определенных стилей взаимодействия учитель – ученик и т.п. Т.е. результат деятельности – есть совокупность результатов активности. В соответствии, с этим, возможно следующее понимание возникновения психологических кризисов/трудностей. Возникновение психологической нестабильности (проблемы) личности определяется, как бы «застреванием» активности субъекта на отдельной из всех возможных областей деятельности, ставшей проблемной. Данный процесс можно рассмотреть на примере психологических направлений. Например, психоанализ относительно других направлений по продолжительности терапии отличается по той причине, что в его основе, лежит направление активности (для решения проблемы), в точку застревания активности, статично, на протяжении всего процесса терапии. В отличие например от когнитивной, гештальт - терапии, отличающихся: обучению новому поведению, отхождения от прошлого (застрявшей активности) в «здесь и теперь», и т.д., что представляется количественным и качественным расширением активности в направлении от проблемы, за ее пределы, не акцентируя внимания на ней, хотя и сохраняя ее в зоне видимости, чтобы сохранить обоснованность терапии – цель, средства, результат. На основе данного механизма, также видеться возможность излечения патологических случаев, т.е. психическая ограниченность связана с тем, что активность субъекта направлена на отдельную функцию, но не в целом на все ее возможности. Таким образом, выздоровление возможно, в следствии направления застрявшей активности на целое, при условии сохранности жизнедеятельности психики в целом.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.