Развитие эстетической активности молодёжи путём вчувствования

Арт-методы достаточно разнообразны, но всегда предполагают использование языка изобразительной экспрессии и непосредственное участие человека в творчестве. Известно, что в наших школах нарушено равновесие между развитием интеллекта  и развитием целостного мышления, интуиции и фантазии. Этот перевес в сторону развития интеллектуальной составляющей личности продолжается и в средне-специальных и высших учебных заведениях. Для создания гармоничной личности необходимо, чтобы оба фактора развивались одинаково и взаимно поддерживали друг друга.  Арт-методы обладают очевидным преимуществом в работе с детьми, подростками, юношами и девушками: они практически не имеют ограничений противопоказаний в использовании, являются средством свободного самовыражения и самопознания, мобилизируют творческий потенциал человека.  В работе с помощью арт-методик могут использоваться музыка, драматическое искусство, движение, танец, изобразительное искусство и другие формы творческой активности человека. Их применение существенно повышают возможность интеграции сенсорных, моторных, когнитивных компонентов в личности, а также её способности художественного отношения к своей жизни [6]. Безусловно, в школах есть уроки рисования, музыки, физкультуры, но количество их дано в минимальном объеме. В средне-специальных и высших учебных заведениях  количество предметов, направленных на развитие целостного мышления  зависит от профиля учебного заведения. Для хорошего развития эстетической активности, т.е. личностной способности к встрече и взаимопроникновению с окружающим миром и получению от него чего-то нового, необходимо не ограничиваться учебными занятиями,  а использоваться дополнительные ресурсы. Например, посещение творческих кружков, спортивных секций,  а также художественных выставок, музыкальных концертов и театральных постановок. В данной статье мы остановимся на  влиянии театра на развитие эстетической активности детей и молодёжи. В воспитании велика роль театров. Головлева Нина Ивановна, бывший директор Нижегородского театра юного зрителя, в интервью журналу «Театральный бинокль» (июнь 2002 г.) сказала краткую, но актуальную и сегодня фразу: «Дети должны воспитываться на положительных примерах, они должны видеть добро» [5].

В.П. Острогорский в "Письмах об эстетическом воспитании" указывал, что: "... нужно одновременно воспитывать чувства и воображение, ибо они, в конечном счете, определяют характер человека". Положительное влияние театра на молодежь, и, в частности, пользу учебных спектаклей, в которых "сценическое искусство не цель, а средство и цель педагогическая: классические языки, классическая литература", - отмечал А.Н. Островский. Л.Н. Толстой считал, что из театра можно сделать "орудие распространения света между людьми", если переделывать, собирать, переводить "пьесы такие, которые имели бы глубокое, вечное содержание" [9].

Театры по природе обладают консерватизмом. Если телевидение моментально отбросило всё, что составляло основу российской культуры, чем она по праву гордилась, театры не торопятся провести революцию. Они предпочитают эволюционный путь. «Спектакли, которые идут в театрах, не выворачивают наизнанку ценности, составляющие основу представлений о мире, не ставят с ног на голову традиционные представления о нравственности. Они выполняют высокое предназначение искусства: пробудить человека к созидательной жизни,  к прекрасному, к тому лучшему, что было и есть, -  говорит известный питерский драматург Л.Разумовская, - искусство и театр призваны поднимать человека от уровня животного к каким-то более светлым мирам, чувствованиям и мыслям» [5].

Согласно Большому толковому словарю, «искусство – это творческое воспроизведение действительности в художественных образах, творческая художественная деятельность, а также отрасль художественной деятельности с присущей ей системой приёмов и методов создания материальных и духовных ценностей». Искусство осваивает действительность эстетически и в своей оценке действительности исходит из определённого эстетического идеала. Фаина Раневская на вопрос, что такое искусство, ответила: «Это то, что «от Бога». В нём должна быть великая идея любви к людям» [8].

Почему же искусство обладает такой силой воздействия на развитие эстетической активности человека? Искусство обладает особым языком коммуникации: это и некое символическое послание автора художественного произведения миру, и жанр произведения искусства, и его стиль, и язык метафоры, и телесная экспрессия. Послание искусства – концентрированная форма сообщения художника, режиссёра, композитора зрителю [6]. Искусство сосредотачивается на сфере человеческой субъективности: переживаниях, объектах внутреннего мира человека, метафорах происходящего с ним и многом другом.  Федор Шаляпин, описывая свои первые впечатления о посещении театра, сказал: «… в особенности прельстили меня слова, которые они (актёры) произносили. И не самые слова  в отдельности…,а  прельщали меня волнующие необыкновенные фразы, которые эти люди из слов слагали. Во фразах отражалась какая-то человеческая мысль, удивительные в них звучали ноты новых человеческих чувств. То, главным образом было чудесно, что знакомые слова издавали незнакомый аромат» [10].  В этом описании отчетливо видно, что благодаря вчувствованию, т.е. погружению в ощущения и эмоции, человек может открыть для себя что-то новое и волнующее в том, что казалось известным и обычным.

Искусство имеет пространственно-временные характеристики, отличающиеся от обычной жизни. Например, во время спектакля происходит сгущение времени – за несколько часов может проживаться по-другому опыт больших отрезков жизни. Или молчание нескольких минут может растягиваться или восприниматься как очень долгое. Всё это, конечно, есть и в опыте обычной жизни, но только искусство идёт к этому целенаправленно. Пространство спектакля также не равно тому помещению, где происходит театральное действие. В зависимости от декораций, от разворачивающегося сюжета самого театрального действия, от игры актёров, это пространство может быть и «тесным сараем, в котором невозможно дышать», и «домом со многими комнатами», и целым миром [4].

Творчество – это целостная позиция человека по отношению к внешней реальности, позиция преобразования. Полярностью творчества является приспособление (соответствие) к этой реальности. «Две альтернативы жизни – в творчестве и вне его – категорически противостоят друг другу, - пишет Д.В.Винникот (2002), - Место, где находится культурный опыт, - это пространство возможностей между индивидуумом и средой. Культурный опыт начинается с творческого существования, вначале проявляющегося в игре» [7]. Искусство само по себе даёт нам возможность выбора там, где жизнь его не даёт, то есть занимается широкой областью возможностей, которые можно использовать, чувств, которые можно пережить, и событий, которые станут личными. Оно воссоздаёт окружающую действительность снова и всякий раз по-другому [6]. Человек искусства действует, повинуясь ярким ощущениям  играя, а затем уже принимает свою мечту и использует критическое сознание: он спонтанно создаёт объективную форму реальности.

Точно также обстоит дело с детьми: именно их яркие ощущения  позволяют энергии течь спонтанно и создавать очаровательные изобретения. Таким образом, в работе с молодежью очень важным является восстановление игровой способности. Опора на театральную игру может быть  в этом очень полезна. Д.В. Винникот пишет, что «игра универсальна, и это признак здоровья, игра облегчает взросление, вовлекает в групповые взаимоотношения и может стать формой коммуникации» [2]. Голландский культуролог Й. Хейзиги пишет, что «игра – это культурно-историческая универсалия. Игра всегда спонтанна, она - незаинтересованная деятельность, приятная сама по себе и независимая ни от какой-либо цели. Всё культурное творчество есть игра». Игра – это всегда творческое переживание. Она не находится во внутреннем мире, но и не во внешнем мире: место игры – в пространстве между людьми. Немецкий философ Е.Финк считает игру важнейшим способом реализации человеческой деятельности, не свойственной животному миру. Театральное искусство позволяет человеку выразить разные свои стороны и осознать свои особенности, что так важно для собственной идентичности, например, в подростковом возрасте. Когда мы путешествуем по внутреннему миру, открывая свою целостность, мы открываем и нашу связанность с внешним миром и то, как мы в этом мире можем себя проявить. Игра создаёт ощущение свободы и противоположна «знанию правильных ответов» на вопросы. Е. Финк пишет, что «в игре, основанием которой служит фантазия, человек реализует высокий духовный потенциал» [7].

В  детстве игра, во-первых, позволяет предвосхитить реальность жизни и её требований. Во-вторых, играющие дети теряют сами себя, когда растворены в игре, и это позволяет одновременно получить опыт и близости с другой личностью (в кого я играю), и опыт отдельности (это я  играю) [2]. Ф.Шаляпин: «Под влиянием Яшки в меня настойчиво вселилась мысль: хорошо вдруг на некоторое время не быть самим собою!.. Я играл Яшку и чувствовал на минуту, что я – не я. И это было сладко» [10]. Игра сама по себе является средством для связи внутренней и внешней реальности, в игре граница между этими реальностями становится проницаемой.  Для играющего ребенка каждая деталь насыщена творчеством, каждую вещь он рассматривает как первооткрыватель, пространство игры заполняется продуктом творческого воображения ребенка [3]. 

На наш взгляд, любое творчество может быть «заразительно». Творчество – это не что-то достигнутое или законченное, а то, что находится в постоянном движении и развитии. Скорость этого движения может быть у всех людей разной, и дороги развития тоже разные, но всегда творчество является увлекательным действием, жизнью, шаг за шагом претерпевающей изменения. Восприятие человеком, например, театральной постановки через вопрос: «Как это происходит?» вместо вопроса: «Что это?», даёт возможность выстраивать в свое жизни «художественное измерение». «Театр должен волновать», - говорит режиссёр Нижегородского академического театра драмы Владимир Кулагин [5]. Чувства гнева, радости, горя, страха, экстаза, веселья, боли представляют собой туннель, через который мы можем пройти для достижения своей целостности и личностного роста. Наши чувства и эмоции – мощный источник энергии. Эта энергия может быть направлена в творческую активность, где реализуется и трансформируется. Такое осознанно-эстетическое отношение  к жизни (при реальной укоренённости в ней) позволяет развиться игровой способности, которая может дальше укрепиться таким же образом [4].

Всё, что происходит на театральной сцене – происходит между героями. Зритель только наблюдает и сопереживает. Как же происходит вчувствование зрителя в действие спектакля или жизнь персонажа? Как только актёр появляется перед зрителем в образе своего «героя» на сцене, зритель непременно прочувствует его характер, если глубоко почувствовал сам актёр. Сценический образ правдив и хорош в той мере, в какой он убеждает публику. Воображение даёт роли саму жизнь и содержание [1]. «Воображение актёра должно соприкоснуться с воображением автора и уловить существенную ноту пластического бытия персонажа», - писал Ф.Шаляпин.

Как происходит вчувствование самого актёра в образ? Как бы не был хорошо нарисован автором персонаж, он всегда останётся зрительно смутным. Самый искусный художник слова не может пластически объективно нарисовать лицо, передать звук голоса, описать фигуру или походку человека. «На что величайший художник Лев Толстой, но пусть десять талантливых художников попробуют нарисовать карандашом или кистью портрет Анны Карениной по заметкам Л.Н. Толстого, - выйдёт десять портретов, друг на друга совершенно непохожих, хотя и каждый из них в каком-нибудь отношении будет близок к синтетического образу Карениной. Но если актриса берётся играть Анну Каренину,  необходимо чтобы внешний сценический образ Анны ничем не противоречил тому общему впечатлению, который мы получили о ней в романе Толстого», - писал Ф.Шаляпин. Каждая новая роль для актёра – неизвестность, загадка, которую надо разгадать. Шаляпин в своей автобиографической книге продолжает о соответствии внешности актера и образа персонажа: «Надо, чтобы внешний образ гармонизировал с возможно большим количеством черт характера персонажа и делал эти черты для зрителя более заметными и убедительными. Чем полнее внешний образ актрисы сольётся с образом, нарисованным в романе, тем он будет совершеннее. … под внешностью я разумею не только грим лица, цвет волос, но и манеру персонажа быть: ходить, слушать, говорить, смеяться, плакать. Как осуществить это?.. здесь вступает в действие воображение – одно из самых главных орудий художественного творчества. Вообразить – это значит вдруг увидеть. Увидеть хорошо, ловко, правдиво. Внешний образ в целом, а затем в характерных деталях. Для  этого надо хорошо, доподлинно знать натуру персонажа, её главные свойства» [10]. Самое главное заключается в опыте постоянного осознавания человеком своих настоящих переживаний. Именно развитие воображения  и интуиции становиться мостом между внутренним и внешним миром человека, катализатором творческой, здоровой коммуникации. У всех людей есть врожденная способность быть творческими.

Решение задачи развития эстетической активности молодежи через театральное искусство в настоящее время имеет свои препятствия, и режиссёры театров видят и решают их по-разному. «Сильный противник театра сегодня – комфортабельная квартира с видео и стерео-системой, домашним кинотеатром. Квартира, откуда человека вытащить невероятно сложно, - говорит С.Э.Лерман, главный режиссёр театра «Комедия», народный артист России. - Сегодня требования к театру изменились – не нужно уже воспитывать зрителя, его нужно впечатлять. Развлекать. Заманивать. Но ведь не всегда во взаимоотношениях со зрителем театр проваливается, иной раз проваливается и зритель. Когда не может понять и оценить то, что видит на сцене. Так что все мы постоянно сдаём экзамен». Главный режиссёр Нижегородского государственного академического театра драмы Л.С. Белявский в интервью журналу «Театральный бинокль» на вопрос, какой жанр востребован сегодня зрителем, отвечает: «Есть два вида зрителей – широкий и театральный. Например, в спектакле «Три товарища» (инсценировка А.Гетмана по роману Э.М. Ремарка) театральный зритель улавливает отголоски «эпохи отчаяния, в которой всё равно возможна любовь», а широкий зритель следит за интересной историей трех друзей». Режиссёр Нижегородского государственного академического театра драмы В. Кулагин в своём интервью размышляет: «Жаль, что прошло время кумиров. В нашем театре мы пытаемся создать ситуацию, чтобы молодых актёров, которые делают только первые шаги на сцене, полюбили их ровесники-зрители. Чтобы зрители увлеклись тем, что делают актёры и ходили в театр на этих «своих» артистов. Удивительно, но у нас это получается» [5].

В заключении данной статьи хотелось бы вернуться к необходимости развития целостного мышления, интуиции и фантазии для гармонизации личности человека. Важно, что арт-методики в работе с молодежью помогает молодому поколению открывать самих себя, а также «заражает» творческим подходом к собственной жизни. Развитие способности художественного отношения к своей жизни, делает её более разнообразной, многоплановой и приносит массу удовольствия. Во время творческого процесса одни формы искусства стимулируют и питают другие, приводя нас к внутреннему смыслу и сущности, которые являются основной энергией нашей жизни. Развивая эстетическую активность, человек становится целостной личностью, обретающей собственное «я», живущей творческой, постоянно обновляющейся жизнью, наполненной различными чувствами и событиями.

Список используемой литературы:

1.Андроников И. А теперь об этом.  - М.: Советский писатель, 1985г. С.267-284

2. Винникот Д. Игра и реальность. – М.: Институт общегуманит. исследований, 2002г.

3.Булюбаш И.Д. Руководство по гештальт-терапии. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2004г. С.440-474.

4. Захарян И. В поисках синего.  – http://www.gestaltplus.narod.ru

5. Журнал «Театральный бинокль», № 1,2,3. приложение к газете «Город и горожане», Н.Н., 2002г

6. Практикум по Арт-терапии. Под ред. к.п.н. А.И. Копытина. – СПб: Питер, 2001г.

7. Радугин А.А. Культурология.  – М.: Центр, 1997г.

8. Скороходов Г. Разговоры с Раневской. – М.: Олимп, 2000г.С.104

9. Театрализация  в школьном образовательном процессе.  http://www.mirrabot.ru

10. Шаляпин Ф.И. Повести о жизни. – Пермское книжное издательство, 1978г.С.253-280.



Просмотров: 276
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Жизнь есть любовь… Любовь – есть жизнь…Видео "Искусство отношений между мужчиной и женщиной"
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • Быть может ты увидешь здесь что то своё или о жизни с творческой личностью
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Коучинг- это искусство или особый образ жизни?
  • Дороги, которые мы выбираем... или Искусство быть счастливым
  • Конфликты в семейной жизни или искусство общения между супругами
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Урок жизни № 1: "Завтра может и не быть..."
  • Фестиваль психологии "Искусство жизни: снежный сезон" состоялся
  • Видео-Мастер-класс "Искусство быть счастливым". Ведущий И. Шмелев
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Меню твоей жизни может быть очень вкусным и разнообразным
  • Психология в музее или как искусство влияет на человека.
  • 3 привычки, которые вы должны развить в себе, чтобы всегда быть «при деньгах»
  • Летний интенсив "Искусство быть с Другим +": нарциссическое
  • Интенсив "Искусство быть с Другим +": невротическое
  • Искусство быть женой, или "Среди нас хлюпиков нет!"
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Искусство быть "клиентом": Введение
  • Вот что с нами происходит: не много о кризисах в жизни человека
  • Искусство быть родителями: ты хочешь поговорить об этом?
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • "В жизни нужно быть эгоистом" - как реагировать на эти слова?
  • Время- главный ресурс жизни человека
  • Может ли быть внутренней опорой смысл жизни?
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Метафорические карты "Дерево как образ человека" в работе с подростком.
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Проблемы современного человека: Нездоровый образ жизни.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь