Вектор контакта и самотерапия творчеством

А.В Догадова

преподаватель СГА, Уссурийский филиал,

практикующий психолог, телесно-ориентированный терапевт

Современная Гуманитарная Академия

Данная статья написана с одной целью - пригласить к использованию способов самотерапии творчеством для отреагирования, разрядки, снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний и активизации ресурсных возможностей обновления психоэмоциональных энергий и сил психологов и специалистов других помогающих профессий. Также, в статье, рассматриваются качественные возможности самотерапевтического процесса.

Для рассмотрения процесса самотерапии творчеством обратимся к условному понятию «вектор контакта» и классическим приемам арт-терапии (терапии искусством): рисование (терапия рисунком) и стихосложение (библиотерапия).

Условное понятие «вектор контакта» используется здесь для описания процессов направленности негативных эмоциональных переживаний и активизации ресурсных состояний по отношению личности к самой себе или к продукту творчества (рисунок, стихотворение), выражающему перенос, отделение и опредмечивание, вынесение, вовне, внутриличностых чувств и состояний. А также, процессов присвоения объективированного, найденного, осознанного, ассимелируемого ресурсного состояния через анализ и интерпретацию творческой продукции [1]. Само понятие «вектора» используется как физический и математический термин, применяемый для обозначения направления, силы, импульса, положения предмета/объекта относительно некой точки [2].

Перечисленные выше приемы арт-терапии в психологической научной среде классифицируются как терапия творчеством. Указанные способы в узком смысле - это терапия творческим самовыражением. [1].

В статье также затрагивается аспект, связанный с психологической помощью психологу в рамках проблемы профвыгорания. В связи с этим, встречаются ряд барьеров социально-личностного характера: часто практикующие психологи неохотно занимают место клиента; психолог-клиент может болезненно оценивать уровень компетентности психолога-терапевта; иногда возможны заявления психологов о том, что у них «всегда все в порядке, на то они и профессиональные психологи»; психолог-клиент может активно конкурировать, пытаясь защититься от процесса психологической помощи своей собственной компетенцией; у психолога-клиента могут возникать опасения по поводу самомнения и внешнего мнения о собственной компетентности, и др.[3]. Для решения таких вопросов необходимо работать индивидуально каждому (решение личностных проблем: самотерапия и обращение к другим психологам) и объединениям психологов (решение вопросов помощи психологам, как направление работы психологической службы), так как, проблема организации работы психологов для психологов (психологов-супервизоров) еще только на стадии становления. В дальнейшем, вероятно, будут созданы обучающие программы специализирующиеся только на обучении психологов для психологов. На данный же момент времени есть способы и приемы, которые уже сейчас психолог может применять в целях самотерапии и самопомощи.

Следовательно, самотерапия творчеством, может быть одним из способов самопомощи и также, предлагается как способ эффективной самоподдержки и саморазвития. Во-первых, это требует мало затрат в материальном, техническом, территориальном и временном плане. Во-вторых, самотерапия творчеством создает и углубляет чувство безопастности, позволяет быть открытыми без ощущения раскрытости и высказываться без страха и оглядки на социальную цензуру. В-третьих, центральная фигура в арт-терапевтическом процессе — не пациент (как больной человек), а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей. И эта особенность является характерным признаком для стимула и использования психологом, в целях самопомощи, арттерапии. В-четвертых, в строгом смысле, арттерапия не предполагает обязательного активного вмешательства терапевта. Здесь рисунок и текст выступают как способ коммуникации и послания. [4]. А значит, есть объективная возможность самоорганизации терапевтического процесса.

Теперь уместно сказать о векторе контакта. О, так называемой, дистанции свободы между «Я», т.е. субъектом убеждений, и самими убеждениями. Иначе говоря, нужен некоторый зазор между личностью и обитающими в ее сознании убеждениями, установками и верованиями [5]. Или смена ролей: автор рисунка – наблюдатель, новое состояние личности [1]. В нашем случае речь идет о направленности энергии от самонаблюдения к самоотождествлению с проблемой и в обратном направлении. Это, условно, линейное движение от проблемы к ее наблюдению/рассмотрению. Тогда, мы получаем возможность рассматривать моменты изобразительного творчества и восприятия благодаря их разделенности во времени. Также, можно выделить еще один условный вектор- «объемный» или объективный или круговой, позволяющий быть в позиции наблюдаемого за самоотождествлением и самонаблюдением: рисунок и сочинение отчуждены от его автора. Тогда, основным качественным эффектом самотерапии становится возможность психолога занимать разные рефлексивные уровни/позиции по отношению к самому себе или векторы контакта.

Таким образом, полагаем, что вектор контакта добавляет динамики в процесс самотерапии и позволяет реализовать ее в качественном смысле. Здесь проявляются эффекты арттерапии, которые условно можно разделить на связанные с: собственно процессом творчества; изображением как вынесенными вовне, и таким образом, открытыми внутреннему диалогу переживаниями [4].

Тогда, пятым преимуществом арттерапевтических методов рисования и стихосложения, будет возможность обращаться к продуктам своего творчества в последующее время после их создания. Это позволяет проверять «живость» переживаний, их продолжение или завершенность/свершенность, А также расширение и укрепление процессов ассимиляции на этапе обновления эмоциональных сил и восстановления энергии жизнедеятельности.

Для иллюстрации процессов самотерапии творчеством с помощью рисунка и стихосложения используем собственный опыт и продукты творчества.

В процессе взаимодействия с клиентами разных возрастов и разных «запросов» для консультации и терапии, происходит активизация внутренних откликов/реакций на проблемы клиентов, на их состояния. Неизбежно высвечиваются собственные внутренние вопросы, порой, самым неожиданным образом. Эти «высвеченные» территории и являются объектами и предметами для самотерапии. Тогда, принимая один из векторов контакта можно встретиться с проблемой ближе и самовыразиться. Вектор контакта «самоотождествление»: язык рисунка и стихосложения о чувствах и состояниях:

(отрывок)

…ожиданья и обиды

слезы-грезы

и нервы литрами,

межсезонные панихиды

о разбитых мечтах с презентами.

для того ли пахали души,

чтобы в грудь каблуки впивались?

для того ли пахали души,

чтоб вулканы-шипы извергались?

Часто после сочинения, перечитывая по нескольку раз то, что получилось, можно заметить изменение вектора контакта от самоотождествления к «наблюдатель-слушатель». Также, отмечается отстраненность и отдаленнее, рассеивание, ранее болезненных образов и чувств, существующих, теперь, только в сочинении.

На основе самонаблюдения в дальнейшем, можно сказать о появлении потребности в развенчании вектора контатка «самоотождествление» и либо, сразу выход в вектор контатка «самоподдержка», либо усиление позиции критика, как способа направления энергии на обесценивание и осознание искусственности и паразитической культивации болезненной территории. Очень помогает «черный юмор».

(отрывок)

невротик депрессивный

стоит в лесу в носках,

от мыслей негативных

тошнит звезду в руках…

…кривит его и тужит

наперекос и в бок,

с ним здесь никто не дружит…

лишь вопли от сорок.

Сочинительство проявляется как сильная потребность в выражении ритмических проявлений чувств через слова и рифму. Так это осознанется автором статьи, и так получаются стихотворения. В дальнейшем происходит сочинительство, выражающее желания и/или самоподдержку:

хочу …пусть будет переход от сна отсутствия и дел поспешных,

хочу …пусть будет переход от суеты и мелочей безбрежных,

к тем берегам, где нега и согласье, к тем островам, где солнечные дали,

к тем уголкам, где мягко и приятно...когда -то мы синицу увидали.

*

(отрывок)

вот тебе клубочек

намотай на палец

там среди деревьев

светит желтый заяц…

...распусти сирени

в волосах и гривах,

набери в ладони

солнца переливы.

перелей, наполни

что душе теплее

и пусть в сердце ветер

самый теплый веет

*

(отрывок)

длинной вереницей

дни рожденья празднуем.

сны нам будут сниться

каждый день и разные!...

… выбери удачу,

выбери везенье,

выбери на счастье!

всем на загляденье!

выбери страницу,

выбери рассказ,

выбери наряды -

чтобы в самый раз!

выбери минуту,

выбери часы.

выбери движенье

белой полосы.

…пусть очнется жизнь!

запестрит листвой!

пусть приснится сон

выбранный тобой!

Исторически сложилось так, что терапия искусством представляла собой альтернативный вариант работы с тяжелобольными пациентами, детьми или взрослыми, для которых вербальное выражение мыслей и чувств в общении с терапевтом было затруднено. Например, многие упражнения из области терапии искусством могут помочь ускорить процесс самопознания у чрезмерно вербализированных участников. [6]. Терапия искусством (рисование), на наш взгляд, также представляет собой альтернативный вариант самотерапии, для специалистов помогающих профессий, чья деятельность обычно является чрезмерно вербализированной и требует больших интеллектуальных и энергетических затрат. В самотерапии рисованием вектор контакта меняется также, как указано в предыдущей части статьи. (Рис.1 «Неопределенность», Рис.2 «Страх сердечного приступа). /Рисунки к статье см. в разделе 2Мои материалы: Фотографии.Альбом "Самотерапия творчеством"/

Тогда через рисование и чувствование можно выразить больше состояний, переживаний, а в дальнейшем выйти на уровень интерпретаций.

Рисование, как процесс и рисунок, как продукт, также позволяют быть в разных векторах контакта с внутренними переживаниями и состояниями. И также как в работе с стихотворениями существует разделение во времени. К рисункам можно обращаться как к источникам самоподдержки (пополнение силы, уверенности). (См.: Рис.3 «Мандала: Мирность», Рис.4 «Цветение силы», Рис.5 «Танец: Потребность движения»).

Без сомнений, занятия искусством могут служить средством для вытеснения эмоций или односторонностей, инструментом для диагностики, а также способствовать развитию профессиональных навыков, свободного художественного творчества, эстетических вкусов [7].

Возвращаясь к основной идее данной статьи и проблеме профвыгорания, отметим важный аспект: среди существующих исследований феномена профвыгорания оказывающего негативное воздействие на психофизическое здоровье и эффективность деятельности специалистов, занятых в социальной сфере, есть данные вызывающие особый интерес. В одном из них выдвигается гипотеза, согласно которой у педагогов с высокими творческими потенциалами реже наблюдается ухудшение психологического и физического здоровья. Автором исследования была сделана попытка раскрыть проблему взаимосвязи профессионального выгорания с уровнем развития творческого потенциала педагога. В результате были получены следующие результаты: на уровень профессионального выгорания влияет как творческий потенциал, так и другие факторы наследственности и среды. А творческий потенциал является одним из факторов, способствующий продуктивной деятельности и саморегуляции психического состояния. Творческая личность не приемлет рутины и однообразия, а поэтому всегда ищет и находит нечто новое, оригинальное в своей работе. Созидать, творить, выдумывать, пробовать - это его обычное профессиональное состояние [8].

Эти положения, были приняты автором статьи за основу при разработке тренинга по проблеме профвыгорания со специалистами КГУ ЦЗН Чугуевского района. Основными заданиями и упражнениями на тренинге были приемы атртерапии (рисование). Такие задания охотнее воспринимаются и они имеют кардинальное отличие от общей специфики профдеятельности участников.

Таким образом, при самоорганизации и организации определнной работы по освоению арттерапевтических приемов, нами видится реальная возможность развивать способы самопомощи не только у психологов (как профессионалов, имеющих в своем инструментарии арттерапевтические методы по роду профессии), но и специалистов других помогающих профессий и социальной сферы.

Обобщая изложенное:

1) терапевтические возможности арттерапии являются благоприятной базой для развития способов самотерапии специалистов помогающих профессий;

2) самотерапия творчеством, может быть одним из способов самопомощи и также, предлагается как способ эффективной самоподдержки и саморазвития;

3) самотерапия рисованием и сочинительством позволяет оказывать скорую и доступную психологическую самопомощь;

4) существуют реальные возможности арттерапевтических приемов для развития творческих способностей как способа профилактики и решения негативных последствий профвыгорания.

Список литературы.

1.Ткаченко Н. Введение в арт-терапию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psy-creation.pp.net.ua/publ/1-1-0-6

2. Словопедия. Энциклопедия Кольера. Вектор. - Режим доступа: http://www.slovopedia.com/14/194/1011690.html

3. Ширяев И., Ширяева Л. Психологическая помощь психологу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uspeshnie-mozgi.ru/clause18.html

4. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста - СПб.: Издательство «Питер»,1999.- С.665-666.

5. Кувакин В. Возвращение себя. К психологии внутриличностных отношений. //Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия / Вып. 1/2006 (8), стр. 106-112 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/_kuvak01.htm

6. Проблемы терапии искусством //Психология //Психология цвета. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.inomir.ru/psyhology/psyhology_of_color/57885.html

7. Ещенко Н.Техника безопасности в арт-терапии // Газета «Школьный психолог» - 2006. - № 10. -Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200601003

8. Севастьянова Н. В. Изучение профессионального выгорания и творческого потенциала педагогов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://festival.1september.ru/articles/527419



Просмотров: 413
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Понимание механизмов развития депрессивных состояний - типичных и атипичных, а также панических реакций
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Опыт общения клиента с психологами (а также психиатрами, неврологами и одним кинезиологом).
  • Рефлексия эмоционального состояния как способ предупреждения эффекта профессионального выгорания педагогов и психологов
  • Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) у специалистов помогающих профессий: проявления и самопомощь
  • "Использование методов самотерапии в работе психолога с клиентами». Часть 4.
  • «Использование методов самотерапии в работе психолога с клиентами». Часть 2.
  • «Использование методов самотерапии в работе психолога с клиентами». Часть 1.
  • «Использование методов самотерапии в работе психолога с клиентами». Часть 3.
  • Случай из долгосрочной терапии: способ контакта
  • Из Супервизирования...Терапевт блокирует процесс работы на границе контакта собственной тревогой.
  • О сопротивлении в гештальт-терапии: Механизмы прерывания контакта или способы его формирования?
  • ИГРА С ПЕСКОМ (способ развития и самотерапии ребенка)
  • Коррекция движений развития контакта как ресурс
  • 3 статьи по профилактике выгорания педагогов и психологов
  • Хочу быть правой! (с вопросами для самотерапии).
  • Кто Я. Или как детские проблемы задают вектор развития и определяют выбор профессии.
  • О дружбе эзотерики и психологии, а также о гуманности и человечности в них
  • Кривая контакта как универсальная схема описания жизненных процессов
  • Функции привязанности, общее между ГТР и депрессией, а также "Не могу его бросить"
  • Заимствованные чувства (2) — ты не обязан чувствовать также, как другие
  • Арт-терапия - это интересная и увлекательная психология. Исцеление творчеством.
  • Профессиональное выгорание специалистов помогающих профессий
  • Профилактика профессионального выгорания у специалистов профессий особого риска
  • Сеанс арт-терапии или исцеление творчеством
  • О чём здесь статьи психологов.
  • Все также убегаете от счастья?
  • Цикл контакта и механизм прерывания контакта в гештальтерапии
  • Проблема вторичной травматизации специалистов «помогающих профессий».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь