"Чем заняться с ребенком перед школой"

«Чем заняться с ребенком перед школой?»

До поступления ребенка в школу остается один учебный год. Нередко родители задаются вопросами: « Как с пользой для будущего ученика прожить это время, на что обратить внимание?». В последние годы считается даже неприличным, если ребенок идет в школу и не умеет считать и читать. Однако, я не знаю документа на государственном уровне, где было бы сказано, что ребенок , поступающий в первый класс, владеет этими навыками (счет и чтение). Это явление современности. Нагрузка сегодняшних детей велика и тревога родителей обоснована. Несомненно, если ребенок уже читает, у него есть преимущества, своего рода, трамплин в начале школьного обучения. Но, давайте разберемся, только ли умение считать и читать может быть залогом успешного обучения в школе.

Отечественные психологи считают, что ребенок, идущий в школу не должен быть «готовым школьником». Но все его развитие находится на таком уровне, что с помощью взрослого он без труда овладеет всеми умениями и навыками ученика. Т.е. он готов научиться читать, решать примеры, работать в коллективе и другое. В психологии существует понятие «Психологическая готовность к обучению в школе».   Диагностика данной готовности позволяет понять, готов ли ребенок перейти на новую социальную ступень – в школу. И выявить риски, которые могут влиять на обучение в школе.

Психологическая готовность к школе включает в себя достаточный уровень развития

-физической и физиологической сфер ребенка;

-интеллектуальной сферы ребенка;

-волевой;

-эмоционально-личностной;

-мотивационной.

В случае, если какая–то из сфер западает, можно прогнозировать трудности при обучении в школе. И тогда направить усилия еще до поступления в школу на преодоление этих трудностей. Например, у ребенка достаточно для освоения школьной программы развита интеллектуальная сфера, а вот волевая - западает. Тогда, потенциально ребенок может быть успешен в обучении, но ему трудно себя дисциплинировать и высидеть целый урок. Он может вставать на уроке и перемещаться по классу. Часть информации «проходит» мимо, ребенок начинает отставать становится неуспешным и т.д.

Итак, давайте кратко рассмотрим каждую сферу отдельно и наметим, чем можно наполнить время до школы.

Физическая и физиологическая сфера.   Физически готовый к школьному обучению ребенок выносливый , да просто доросший до парты. Есть так называемый «Филиппинский тест». Попросите ребенка достать ,например, правой рукой до левого уха , заведя руку над головой. Ребенок 5-6 лет не справится с таким заданием – руки коротки. Дело в том, что к концу дошкольного детства у детей возникает «полуростовой скачок». При этом результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто более важное- степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию , т.е. готовность организма ребенка к многотрудному процессу школьного обучения.

Интеллектуальная готовность.

К интеллектуальной готовности относят достаточный уровень развития внимания, памяти, речи, воображения, мышления, восриятия.

Внимание.

Обратите внимание ! Обучение в школах в основном - вербальное , т. е. дети много информации воспринимают «на слух». В связи с такой особенностью хорошо было бы, чтобы дети к школе были так сказать « наслушавшимися» . Т.е. умели внимательно слушать.

Как это можно сделать?

- Включите в жизнь ребенка: аудиосказки, дети вслушиваются в то, что и как говорят.

Обязательно читайте ребенку сами. Это очень полезно, так как во-первых обогащается словарь, развивается внимание, обогащаются знания об окружающем мире, развивается воображение. И конечно это хорошая возможность вместе провести время.

-Отдавайте предпочтение мультфильмам с речью. Так как во время просмотра мультфильма, дети в основном воспринимают зрительный ряд.

-Включайте детское радио.

Мышление.

Под дошкольными формами мышления понимают развитие наглядно-образного мышления и зарождение словесно-логического мышления. Наглядно-образное мышление развивается у дошкольников в присущей им деятельности: рисование, аппликация, лепка, конструирование, мозаика, пазлы, разные игры. Постепенно к наглядно-образному мышлению добавляется словесно-логическое. Ребенок уже может находить причинно –следственные связи, находить общее и различное, устанавливать логические связи. В школе дети все чаще будут пользоваться словено-логическим мышлением , но опираться будут на наглядно-образное .

-Развивать логическое мышление можно используя разные приемы, например, спросите у ребенка : «Чем похожи и чем отличаются кошка и мышка?»   «Дудочка и пианино?» . Найди лишнее в группе предметов. «Чего не хватает» и т.д.

 Воображение

Умение нестандартно мыслить зачастую оказывается залогом успешной работы и блестящей карьеры. Сегодня творческое мышление часто называют креативностью. Прорастает она из детских фантазий и воображения.

- Для развития воображения ребенку можно предложить, например, такие задания :

- Давай придумаем известной сказке другую концовку;

- А что будет, если в сказке появится другой герой;

- А какой прибор получится, если соединить пылесос и зонт?

Память.

Хорошая или плохая память не дана ребенку от рождения , она развивается , как и сам ребенок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Кроме того, наиболее сенситивный период для развития памяти   - до 10 лет. Учите с ребенком стихи, потешки, считалки. Используйте разные приемы запоминания. Важно , чтобы ребенок понимал то, что нужно запомнить.

Восприятие

Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные впечатления и ощущения. Чем лучше развито восприятие, тем богаче, разнообразнее и глубже впечатления , на основе которых строится индивидуальная картина мира. Однако наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее , чтобы ребенок умел их самостоятельно добыть и применить. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование качеств , необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности, самостоятельности.       

Речь.

Уже сейчас перед поступлением в школу , обратите внимание на речь ребенка. Если ему требуется логопедическая помощь, позаботьтесь об этом. Сложности с речью могут вызвать сложности при письме.

Знаки.

- Чтение – это не просто «сканирование» букв и знаков. В процессе чтения для ребенка раскрывается смысл слов, предложений , в его голове всплывают образы. Оказывается, научить понимать человеческую речь, постигать смысл текстов намного сложнее , чем просто узнавать значки- буквы. В повседневной жизни мы часто пользуемся знаками и символами , буквы и цифры – тоже знаки.

-Обращайте внимание детей на схемы автодорог, линий метро, на знаки, расположенные в городе, транспорте.

-Придумывайте свои значки – картинки , которые можно использовать в игре.

-Играйте в настольные игры –бродилки.

Зрительно-моторная координация

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что может привести к формированию неправильной технике письма.

Важно обратить внимание как   рука слушается мозг. Ребенок тренирует все свое дошкольное детство мелкую моторику через рисование , аппликацию, лепку, конструирование. Но нередко, это умение недостаточно развито к школе. Тогда в руке ученика будет чувствоваться напряжение. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга.

Волевая сфера.

Часто учителя говорят: «Не учите писать и считать, научите сидеть за партой определенное количество времени слушать и слышать».

-Играйте с детьми в игры с правилами, так как оно может стать средством осознания своего поведения и овладения им.

-Побуждайте детей планировать свою деятельность.

-Предлагайте задания , где есть образец и правило.

- Побуждайте проверять выполненную работу, задание.

Эмоционально-личностная сфера

В норме у ребенка-дошкольника самооценка завышена. Эта особенность позволяет ребенку начинать новое дело несмотря на неудачи. К концу дошкольного возраста ситуация с самооценкой меняется. Она дифференцируется. Ребенок уже оценивает себя не как самого-самого во всем. Он выделяет и других детей более успешных в чем то , чем он сам. Эта особенность нам сигнализирует, что ребенок взрослеет.

Занимаясь с дошкольником, важно обращать внимание на то, как реагирует ребенок на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Похвалите ребенка за упорство (он смог одолеть трудное дело). Необходимая , вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои силы и возможности , укрепляют его положительное отношение к себе и стимулируют желание справляться с тем, что сразу не получается. Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое дело до конца, а если не получается, обращаться за помощью к взрослому. Но взрослый каждый раз внимательно должен оценивать ситуацию , действительно ли ребенку нужна помощь или ему лень трудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у ребенка все получится.

Желание… (мотивационная сфера)

Именно желание идти в школу, изменить привычный образ своей жизни и составляет важный компонент психологической готовности ребенка к школе. Говоря о мотивации, мы говорим о побуждении к чему-то. В данном случае о побуждении к учебе. А это значит, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое. Поддерживайте любознательность. Именно потребность во впечатлениях и новой информации об окружающем мире первоначально лежит в основе учебно – познавательном мотиве.

-Относитесь серьезно и уважительно к учению и к самому ребенку, стоящему «на пороге школы». Если родители с гордостью вспоминают свои школьные годы , рассказывают ребенку о том, каким интересным и важным делом может быть учение , то и у ребенка скорее всего появится такое же отношение к школе.

 

 

 

 

 



Просмотров: 363
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Скоро в школу I Готов ли ребенок к школе?
  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
  • Готовим ребенка к обучению в школе. Хорошая ли у него память?
  • Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе
  • Готовимся к школе. Развиваем слуховое ВНИМАНИЕ ребенка .
  • Готовимся к школе. Развиваем зрительное ВНИМАНИЕ ребенка.
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Если ваш ребенок в этом году идет в школу
  • Психологическая готовность к школе ребенка
  • Ребенок и школа. Что такое готовность к школе?
  • Справка о готовности ребенка к обучению в школе
  • Готовим ребенка к обучению в школе. Память - это не просто память
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Психологическая подготовка ребенка к школе. Помощь в адаптации
  • Готовность ребенка к школе: тест
  • Спортивный психолог: что делать если ребенка бьют в школе?
  • Если Вашего ребенка травят в школе...
  • Психологическая подготовка ребенка к школе. Помощь в адаптации. Заключение.
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Зачем нужна диагностика готовности ребенка к школе?
  • Что делать, если ребенка прессингуют в школе, во дворе, в компании сверстников?
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Готовность ребенка к школе.
  • Готовность ребенка к школе.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Если ребенок не хочет идти в школу...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь