|
"Чем заняться с ребенком перед школой"Автор статьи: Савина Марина Сергеевна
«Чем заняться с ребенком перед школой?» До поступления ребенка в школу остается один учебный год. Нередко родители задаются вопросами: « Как с пользой для будущего ученика прожить это время, на что обратить внимание?». В последние годы считается даже неприличным, если ребенок идет в школу и не умеет считать и читать. Однако, я не знаю документа на государственном уровне, где было бы сказано, что ребенок , поступающий в первый класс, владеет этими навыками (счет и чтение). Это явление современности. Нагрузка сегодняшних детей велика и тревога родителей обоснована. Несомненно, если ребенок уже читает, у него есть преимущества, своего рода, трамплин в начале школьного обучения. Но, давайте разберемся, только ли умение считать и читать может быть залогом успешного обучения в школе. Отечественные психологи считают, что ребенок, идущий в школу не должен быть «готовым школьником». Но все его развитие находится на таком уровне, что с помощью взрослого он без труда овладеет всеми умениями и навыками ученика. Т.е. он готов научиться читать, решать примеры, работать в коллективе и другое. В психологии существует понятие «Психологическая готовность к обучению в школе». Диагностика данной готовности позволяет понять, готов ли ребенок перейти на новую социальную ступень – в школу. И выявить риски, которые могут влиять на обучение в школе. Психологическая готовность к школе включает в себя достаточный уровень развития -физической и физиологической сфер ребенка; -интеллектуальной сферы ребенка; -волевой; -эмоционально-личностной; -мотивационной. В случае, если какая–то из сфер западает, можно прогнозировать трудности при обучении в школе. И тогда направить усилия еще до поступления в школу на преодоление этих трудностей. Например, у ребенка достаточно для освоения школьной программы развита интеллектуальная сфера, а вот волевая - западает. Тогда, потенциально ребенок может быть успешен в обучении, но ему трудно себя дисциплинировать и высидеть целый урок. Он может вставать на уроке и перемещаться по классу. Часть информации «проходит» мимо, ребенок начинает отставать становится неуспешным и т.д. Итак, давайте кратко рассмотрим каждую сферу отдельно и наметим, чем можно наполнить время до школы. Физическая и физиологическая сфера. Физически готовый к школьному обучению ребенок выносливый , да просто доросший до парты. Есть так называемый «Филиппинский тест». Попросите ребенка достать ,например, правой рукой до левого уха , заведя руку над головой. Ребенок 5-6 лет не справится с таким заданием – руки коротки. Дело в том, что к концу дошкольного детства у детей возникает «полуростовой скачок». При этом результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто более важное- степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию , т.е. готовность организма ребенка к многотрудному процессу школьного обучения. Интеллектуальная готовность. К интеллектуальной готовности относят достаточный уровень развития внимания, памяти, речи, воображения, мышления, восриятия. Внимание. Обратите внимание ! Обучение в школах в основном - вербальное , т. е. дети много информации воспринимают «на слух». В связи с такой особенностью хорошо было бы, чтобы дети к школе были так сказать « наслушавшимися» . Т.е. умели внимательно слушать. Как это можно сделать? - Включите в жизнь ребенка: аудиосказки, дети вслушиваются в то, что и как говорят. Обязательно читайте ребенку сами. Это очень полезно, так как во-первых обогащается словарь, развивается внимание, обогащаются знания об окружающем мире, развивается воображение. И конечно это хорошая возможность вместе провести время. -Отдавайте предпочтение мультфильмам с речью. Так как во время просмотра мультфильма, дети в основном воспринимают зрительный ряд. -Включайте детское радио. Мышление. Под дошкольными формами мышления понимают развитие наглядно-образного мышления и зарождение словесно-логического мышления. Наглядно-образное мышление развивается у дошкольников в присущей им деятельности: рисование, аппликация, лепка, конструирование, мозаика, пазлы, разные игры. Постепенно к наглядно-образному мышлению добавляется словесно-логическое. Ребенок уже может находить причинно –следственные связи, находить общее и различное, устанавливать логические связи. В школе дети все чаще будут пользоваться словено-логическим мышлением , но опираться будут на наглядно-образное . -Развивать логическое мышление можно используя разные приемы, например, спросите у ребенка : «Чем похожи и чем отличаются кошка и мышка?» «Дудочка и пианино?» . Найди лишнее в группе предметов. «Чего не хватает» и т.д. Воображение Умение нестандартно мыслить зачастую оказывается залогом успешной работы и блестящей карьеры. Сегодня творческое мышление часто называют креативностью. Прорастает она из детских фантазий и воображения. - Для развития воображения ребенку можно предложить, например, такие задания : - Давай придумаем известной сказке другую концовку; - А что будет, если в сказке появится другой герой; - А какой прибор получится, если соединить пылесос и зонт? Память. Хорошая или плохая память не дана ребенку от рождения , она развивается , как и сам ребенок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Кроме того, наиболее сенситивный период для развития памяти - до 10 лет. Учите с ребенком стихи, потешки, считалки. Используйте разные приемы запоминания. Важно , чтобы ребенок понимал то, что нужно запомнить. Восприятие Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные впечатления и ощущения. Чем лучше развито восприятие, тем богаче, разнообразнее и глубже впечатления , на основе которых строится индивидуальная картина мира. Однако наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее , чтобы ребенок умел их самостоятельно добыть и применить. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование качеств , необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности, самостоятельности. Речь. Уже сейчас перед поступлением в школу , обратите внимание на речь ребенка. Если ему требуется логопедическая помощь, позаботьтесь об этом. Сложности с речью могут вызвать сложности при письме. Знаки. - Чтение – это не просто «сканирование» букв и знаков. В процессе чтения для ребенка раскрывается смысл слов, предложений , в его голове всплывают образы. Оказывается, научить понимать человеческую речь, постигать смысл текстов намного сложнее , чем просто узнавать значки- буквы. В повседневной жизни мы часто пользуемся знаками и символами , буквы и цифры – тоже знаки. -Обращайте внимание детей на схемы автодорог, линий метро, на знаки, расположенные в городе, транспорте. -Придумывайте свои значки – картинки , которые можно использовать в игре. -Играйте в настольные игры –бродилки. Зрительно-моторная координация В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что может привести к формированию неправильной технике письма. Важно обратить внимание как рука слушается мозг. Ребенок тренирует все свое дошкольное детство мелкую моторику через рисование , аппликацию, лепку, конструирование. Но нередко, это умение недостаточно развито к школе. Тогда в руке ученика будет чувствоваться напряжение. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга. Волевая сфера. Часто учителя говорят: «Не учите писать и считать, научите сидеть за партой определенное количество времени слушать и слышать». -Играйте с детьми в игры с правилами, так как оно может стать средством осознания своего поведения и овладения им. -Побуждайте детей планировать свою деятельность. -Предлагайте задания , где есть образец и правило. - Побуждайте проверять выполненную работу, задание. Эмоционально-личностная сфера В норме у ребенка-дошкольника самооценка завышена. Эта особенность позволяет ребенку начинать новое дело несмотря на неудачи. К концу дошкольного возраста ситуация с самооценкой меняется. Она дифференцируется. Ребенок уже оценивает себя не как самого-самого во всем. Он выделяет и других детей более успешных в чем то , чем он сам. Эта особенность нам сигнализирует, что ребенок взрослеет. Занимаясь с дошкольником, важно обращать внимание на то, как реагирует ребенок на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Похвалите ребенка за упорство (он смог одолеть трудное дело). Необходимая , вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои силы и возможности , укрепляют его положительное отношение к себе и стимулируют желание справляться с тем, что сразу не получается. Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое дело до конца, а если не получается, обращаться за помощью к взрослому. Но взрослый каждый раз внимательно должен оценивать ситуацию , действительно ли ребенку нужна помощь или ему лень трудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у ребенка все получится. Желание… (мотивационная сфера) Именно желание идти в школу, изменить привычный образ своей жизни и составляет важный компонент психологической готовности ребенка к школе. Говоря о мотивации, мы говорим о побуждении к чему-то. В данном случае о побуждении к учебе. А это значит, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое. Поддерживайте любознательность. Именно потребность во впечатлениях и новой информации об окружающем мире первоначально лежит в основе учебно – познавательном мотиве. -Относитесь серьезно и уважительно к учению и к самому ребенку, стоящему «на пороге школы». Если родители с гордостью вспоминают свои школьные годы , рассказывают ребенку о том, каким интересным и важным делом может быть учение , то и у ребенка скорее всего появится такое же отношение к школе.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|