Очень часто, да практически всегда, к психологу, психотерапевту приходят люди и испытывают страдания при общении с мало знакомым человеком. В чем заключается страдание? В том, что совершенно постороннему человеку нужно рассказать такую информацию о себе, которую не знает никто, в которой даже самому себе признаться страшно. Как это проявляется в кабинете? Клиенты тревожатся, говорят страные речи, ищут где сесть, чтобы чувствовать себя в безопасности, да и вовсе, хотят уйти. И, как ни странно, это нормально! Все мы разные и индивидуально реагируем на новые обстоятельства и людей. Есть такое выражение - реакция на нового человека. В чем она заключается? При появлении в окружении или микросообществе, нового человека или группы людей, нам становится тревожно: Кто это? Зачем он здесь? Как его появление повлияет на меня? И тут все зависит от механизмов совладающего поведения, кто-то становиться чрезмерно болтлив и эмоционален, кто-то замыкается и молчит, кто-то выжидает и наблюдает, а для кого-то свойственна агрессия. То же самое происходит и в кабинете, для кого-то важно произвести первое впечатление, кто-то оценивает профессионализм специалиста, кто-то готов сразу решить свою проблему и забывает о социально приемлемом поведении.
Достаточно часто от коллег психологов я слышу вердикт (или даже диагноз) на то или иное поведение клиентов, и руководствуются они первым впечатлением, включаются свои защиты, травмы, невротические реакции.
Но задача психолога на первой встрече выслушать и понять, чем он может помочь/или нет. До прояснения симпломокомплекса, если он есть, идёт длительный диагностический этап. И я действительно восхищаюсь специалистами, которые сходу могут ответить кто перед ними, у меня так не получается и я медленно и дотошно проверяю все информацию, полученную от клиента, провожу дифференциальную диагностику, исключаю психиатрию (при необходимости и только с врачом!).
Да это долго, да это скучно и иногда, нудно, клиентам бывает нужно срочно, но я в ответе за результат своей работы и делать её интуитивно на коленке сложно мне и не эффективно для клиента.