Внутренний критик

Внутренний критик

Если каждый раз, когда вы планируете что-то сделать, язвительный голос внутри вас говорит, что вы недостаточно хороши, а потом начинает перечислять, в чем именно; если вы хотите провести время с удовольствием, а он напоминает, что вы тратите время зря; если у вас что-то действительно хорошо получилось, а он спрашивает: «И это все?», у вас большие проблемы с внутренним критиком.

Согласно теории Фрейда за это надо сказать спасибо особым психическим инстанциям, которые он назвал «Идеал-Я» и «Сверх-Я».

Идеал-Я формируется в раннем возрасте, когда ребенок еще наделяет родителей магическими способностями. Это модель, образ прекрасных и всемогущих родителей, и ребенок стремится достичь этой высоты путем идентификации. Кто-то продолжает делать это и во взрослом возрасте, но идентифицируется уже не с родителями, а с неким собирательным образом или с вполне конкретным человеком, который является для него образцом. Если такая идентификация проходит успешно, у ребенка формируется чувство удовлетворенности собой. Родители не всегда в этом помогают, они могут сравнивать ребенка с другими, и не в его пользу. Критикуя ребенка, они закладывают прочную основу для того, чтобы ребенок не ценил себя и считал себя никчемным. Ребенком не любуются, на него смотрят разочарованно: до Идеала-Я родителей он не дотягивает. 

Позже формируется Сверх-Я – интериоризированный родительский запрет – не делай то, что считаешь недостойным, перечень недостойного прилагается. Функции Сверх-Я – следить за тем, чтобы поведение соответствовало нормам морали. Сначала этим занимаются родители: они одобряют или не одобряют поведение ребенка. После того, как нормы поведения усваиваются, ребенок начинает опираться на внутренние ощущения, сделал ли он то, что «дóлжно». Чаще всего эта цензура осуществляется бессознательно, мы даже не задумываемся, почему решили, что «дóлжно» то или это, мы как будто знаем это.  

Обе инстанции формируются очень рано, когда для ребенка характерна категоричность, и мир делится на «хорошо» и «плохо». Нет золотой середины, нет полутонов, внутренние фигуры, следящие за соблюдением правил, жесткие и требовательные, а картинка, которой хочется соответствовать – гротескная и недостижимая. Реальность вносит свои коррективы, но нормы пересматриваются неохотно, отсюда и жестокость взрослых людей к самим себе, когда, по их мнению, они поступают аморально или не достигают идеала – они все еще опираются на опыт детства. 

Несоответствие Идеалу наполняет стыдом, нарушение моральных запретов – виной. И внутренний критик не прекращая следит за тем, чтобы все предписания выполнялись. Такой жесткий надзор сильно напрягает, но если в детстве ребенок усваивает нормы морали автоматически и создает идеальный образ, основываясь на своем небогатом опыте, то почему так важно следовать этим правилам во взрослом возрасте? Почему не пересмотреть список своих убеждений с учетом взрослого себя и не решить, что из этих норм актуально, а что уже утратило свою силу. Так ли важно пытаться поддерживать идеальный образ и заниматься самоедством, потому что сделать это невозможно, или лучше принять себя как есть, без попыток подретушировать картинку, и потратить время на что-то действительно важное?



Просмотров: 370
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Откуда берется идеальный образ ребенка в головах родителей
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Когда ребенок в раннем детстве теряет одного из родителей
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Если хотите, чтобы ваш ребенок читал.
  • Почему ребенку важно "принять себя" в раннем возрасте
  • Сепарация от родителей во взрослом возрасте. Как же всё-таки это сделать?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Во взрослом- ребенок или почему все проблемы из детства.
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Что делать, если ребенок пытается ударить, укусить,схватить родителей
  • Что делать, если маленький ребенок пытается ударить, схватить, укусить родителей
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Что делать, если ребенок проявляет агрессивное поведение?
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не говорит о своем страхе
  • Что делать, если поведение ребенка из ряда вон?
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Если Ваш ребенок плохо говорит
  • Ребенок случайно увидел, как родители занимаются сексом: как вести себя взрослым?
  • Когда ребенок начинает спрашивать про Смерть
  • Почему, если есть ребенок с особенностями, то нужна семейная терапия
  • Почему дети врут? Что делать, если ребенок обманывает?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Как воспитывать ребенка, если он ведет себя как дикарь?
  • Почему ребенок не хочет ходить в школу? И что с этим можно сделать



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь