|
Внутренний критикАвтор статьи: Семиколенных Надежда Владимировна
Если каждый раз, когда вы планируете что-то сделать, язвительный голос внутри вас говорит, что вы недостаточно хороши, а потом начинает перечислять, в чем именно; если вы хотите провести время с удовольствием, а он напоминает, что вы тратите время зря; если у вас что-то действительно хорошо получилось, а он спрашивает: «И это все?», у вас большие проблемы с внутренним критиком. Согласно теории Фрейда за это надо сказать спасибо особым психическим инстанциям, которые он назвал «Идеал-Я» и «Сверх-Я». Идеал-Я формируется в раннем возрасте, когда ребенок еще наделяет родителей магическими способностями. Это модель, образ прекрасных и всемогущих родителей, и ребенок стремится достичь этой высоты путем идентификации. Кто-то продолжает делать это и во взрослом возрасте, но идентифицируется уже не с родителями, а с неким собирательным образом или с вполне конкретным человеком, который является для него образцом. Если такая идентификация проходит успешно, у ребенка формируется чувство удовлетворенности собой. Родители не всегда в этом помогают, они могут сравнивать ребенка с другими, и не в его пользу. Критикуя ребенка, они закладывают прочную основу для того, чтобы ребенок не ценил себя и считал себя никчемным. Ребенком не любуются, на него смотрят разочарованно: до Идеала-Я родителей он не дотягивает. Позже формируется Сверх-Я – интериоризированный родительский запрет – не делай то, что считаешь недостойным, перечень недостойного прилагается. Функции Сверх-Я – следить за тем, чтобы поведение соответствовало нормам морали. Сначала этим занимаются родители: они одобряют или не одобряют поведение ребенка. После того, как нормы поведения усваиваются, ребенок начинает опираться на внутренние ощущения, сделал ли он то, что «дóлжно». Чаще всего эта цензура осуществляется бессознательно, мы даже не задумываемся, почему решили, что «дóлжно» то или это, мы как будто знаем это. Обе инстанции формируются очень рано, когда для ребенка характерна категоричность, и мир делится на «хорошо» и «плохо». Нет золотой середины, нет полутонов, внутренние фигуры, следящие за соблюдением правил, жесткие и требовательные, а картинка, которой хочется соответствовать – гротескная и недостижимая. Реальность вносит свои коррективы, но нормы пересматриваются неохотно, отсюда и жестокость взрослых людей к самим себе, когда, по их мнению, они поступают аморально или не достигают идеала – они все еще опираются на опыт детства. Несоответствие Идеалу наполняет стыдом, нарушение моральных запретов – виной. И внутренний критик не прекращая следит за тем, чтобы все предписания выполнялись. Такой жесткий надзор сильно напрягает, но если в детстве ребенок усваивает нормы морали автоматически и создает идеальный образ, основываясь на своем небогатом опыте, то почему так важно следовать этим правилам во взрослом возрасте? Почему не пересмотреть список своих убеждений с учетом взрослого себя и не решить, что из этих норм актуально, а что уже утратило свою силу. Так ли важно пытаться поддерживать идеальный образ и заниматься самоедством, потому что сделать это невозможно, или лучше принять себя как есть, без попыток подретушировать картинку, и потратить время на что-то действительно важное? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|