|
Как "включить" интеллект на 100%Автор статьи: Александр Орлов
Уже давно известно, что даже непродолжительное прослушивание классической музыки может стимулировать и усиливать способности детей к математике, речи и пространственной ориентации. Оливер Сакс "Музыкофилия" Почему так происходит? Потому что различные способности нашего интеллекта стимулируют, дополняют, поддерживают развитие друг друга. Даже если на первый взгляд они кажутся несвязанными. Знание этого - один из важнейших ключей к развитию интеллекта. А пример из книги знаменитого невролога доктора Сакса - лишь одно из многих доказательств этого. Вы узнаете больше, прочитав эту статью. Интеллект - это не просто совокупность всех познавательных способностей. Он сложен и многогранен. Это целая система, которую можно легче и лучше понять, если представить все множество способностей объединенными в группы - виды. Вот какие виды интеллекта (И.) описаны на сегодняшний день: Кристаллизовавшийся и подвижный интеллект (Р. Кэттелл) Подвижный И. - это способность к решению новых задач, обучению, индуктивному, дедуктивному и абстрактному мышлению. Для него важен объем рабочей памяти. Чем он больше, тем выше возможности этого вида И. Без рабочей памяти человек неспособен научиться чему-то новому. Такое происходит, например, на ранних стадиях болезни Альцгеймера. Кристаллизовавшийся И. - это уже накопленные в памяти знания и навыки, которые можно использовать в привычных ситуациях. Чем они глубже и объемнее, тем эффективнее решаются проблемы. Высокий уровень речевых способностей и долговременной памяти - эти признак развитого кристаллизовавшегося И. Именно они разрушаются уже на средней и поздней стадиях болезни Альцгеймера, что приводит к деменции - утрате человеком большей части своего интеллекта. Множественный интеллект (нейропсихолог Г. Гарднер) Лингвистический И. выражается в устной и письменной речи, способностях к грамматике, чтению, рассказу, письму, поэзии, сочинительству и юмору. Особенно развит у писателей, поэтов, рассказчиков. Рождаясь, ребенок не владеет ни речью, ни языком, осваивая все постепенно. В тоже время он может вырасти полиглотом, который свободно разговаривает на дюжине языков и диалектов, без труда переключаясь между ними. Логико-математический И. объединяет способности к логическому, абстрактному мышлению, владению символами и числами. Ярко выражен у научных работников, программистов, юристов. Визуально-пространственный И. - это все о рисовании, скульптуре, дизайне, архитектуре, рекламе и даже игре в шахматы. Его ключевая способность - образное мышление. Кинестетический И. отражает способности владению собственным телом, пластикой мышц, мимики, ориентировки во времени и пространстве. Это о танцорах, спортсменах, хирургах, актерах. Музыкально-ритмический И. - это развитая чувствительность к к звукам и тональности, различению голосов и ритмов, музыкальный слух, умение играть на музыкальных инструментах. Межличностный И. включает в себя развитые коммуникативные способности, умение сотрудничать, общаться, чувствовать и понимать других людей. Он особенно развит у психотерапевтов, менеджеров, политиков. Внутриличностный И. - это хорошее понимание самого себя, своих чувств, желаний, стремлений. Это развитая интуиция и самоанализ, глубокое комплексное "схватывание" действительности. Комбинации двух последних видов еще называют социальным и эмоциональным интеллектом. Все способности интеллекта тесно связаны между собой и влияют друг на друга. Наглядный, но необычный пример этого - синестезия (единство чувств), когда, например, цифры, буквы, ноты или сами звуки (символы) имеют цвет или расположение в пространстве и наоборот. А у синестета Шерешевского, описанного у Лурии в "Маленькая книжке о большой памяти" были объединены все пять чувств, что позволило ему стать выдающимся мнемонистом и запоминать сразу и навсегда огромные объемы информации. Интеллект развивается. Эффективнее делать это гармонично, то есть развивать не один-два, а все его виды, стимулирующие и поддерживающие друг друга. Благодаря этому решаются казалось бы "нерешаемые" при обычном подходе проблемы. Вот пример этого из теории множественного интеллекта: ребёнок, который легко обучается умножению, не обязательно умнее, чем ребёнок, который имеет большие трудности в обучении этому процессу. Ребёнок, который тратит больше времени, чтобы освоить простое умножение: 1) может лучше научиться умножению через другой подход; 2) может преуспеть в поле за пределами математики; или 3) возможно, даже смотрит на понимание процесса умножения на принципиально более глубоком уровне или, возможно, как на совершенно другой процесс. Такое принципиально более глубокое понимание может привести к тому, что внешне выглядит как медлительность, но на самом деле может скрыть математический интеллект, потенциально более высокий, чем у ребёнка, который быстро запоминает таблицу умножения, несмотря на менее глубокое понимание процесса умножения как такового. Источник Самые передовые системы образования любой эпохи используют именно такой метод развития интеллекта. От 7 свободных искусств в античности до STEAM-образования сегодня в детском саду, школе и дома. S.T.E.A.M - это объединение науки (Science), техники (Technology), инженерии (Engineering), искусства (Art) и математики (Mathematics). STEAM объединяет эффективные методик развития всех перечисленных видов интеллекта. Одна из этих методик (но и самостоятельный метод тоже) - система Ф. Фрёбеля, которой будет посвящена одна из следующих публикаций. Другие методики - робототехника, анимация, экспериментирование с природой, математика и т.п. Результат - человек с развитым интеллектом (интеллектуал). Он может успешно решать простые и сложные жизненные задачи в меняющемся нестабильном мире благодаря постоянному самообучению. Он умеет использовать накопленный опыт в новых ситуациях, а если опыта не хватает из-за новизны ситуации - способен выйти за его пределы (креативность, творческие способности). Другими словами, он использует свой интеллект на все 100%, а не только отдельные его виды. Важно: интеллект имеет материальную основу - мозг. И без учета особенностей развития мозга все разнообразие видов интеллекта формироваться не будут. Поэтому в следующей статье я расскажу, какие факты нужно знать о мозге ребенка, чтобы эффективно развивать его интеллект. Эта статья - часть проекта "Интеллектуал". Больше статей и информации читайте здесь. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|