Как "включить" интеллект на 100%

Автор статьи: Александр Орлов
Уже давно известно, что даже непродолжительное прослушивание классической музыки может стимулировать и усиливать способности детей к математике, речи и пространственной ориентации. Оливер Сакс "Музыкофилия"

Почему так происходит? Потому что различные способности нашего интеллекта стимулируют, дополняют, поддерживают развитие друг друга. Даже если на первый взгляд они кажутся несвязанными. Знание этого - один из важнейших ключей к развитию интеллекта. А пример из книги знаменитого невролога доктора Сакса - лишь одно из многих доказательств этого.

Вы узнаете больше, прочитав эту статью.

Интеллект - это не просто совокупность всех познавательных способностей. Он сложен и многогранен. Это целая система, которую можно легче и лучше понять, если представить все множество способностей объединенными в группы - виды. Вот какие виды интеллекта (И.) описаны на сегодняшний день:

Кристаллизовавшийся и подвижный интеллект (Р. Кэттелл)

Подвижный И. - это способность к решению новых задач, обучению, индуктивному, дедуктивному и абстрактному мышлению. Для него важен объем рабочей памяти. Чем он больше, тем выше возможности этого вида И. Без рабочей памяти человек неспособен научиться чему-то новому. Такое происходит, например, на ранних стадиях болезни Альцгеймера.

Кристаллизовавшийся И. - это уже накопленные в памяти знания и навыки, которые можно использовать в привычных ситуациях. Чем они глубже и объемнее, тем эффективнее решаются проблемы. Высокий уровень речевых способностей и долговременной памяти - эти признак развитого кристаллизовавшегося И. Именно они разрушаются уже на средней и поздней стадиях болезни Альцгеймера, что приводит к деменции - утрате человеком большей части своего интеллекта.

Множественный интеллект (нейропсихолог Г. Гарднер)

Лингвистический И. выражается в устной и письменной речи, способностях к  грамматике, чтению, рассказу, письму, поэзии, сочинительству и юмору. Особенно развит у писателей, поэтов, рассказчиков. Рождаясь, ребенок не владеет ни речью, ни языком, осваивая все постепенно. В тоже время он может вырасти полиглотом, который свободно разговаривает на дюжине языков и диалектов, без труда переключаясь между ними.

Логико-математический И. объединяет способности к логическому, абстрактному мышлению, владению символами и числами. Ярко выражен у научных работников, программистов, юристов. 

Визуально-пространственный И. - это все о рисовании, скульптуре, дизайне, архитектуре, рекламе и  даже игре в шахматы. Его ключевая способность - образное мышление. 

Кинестетический И. отражает способности владению собственным телом, пластикой мышц, мимики, ориентировки во времени и пространстве. Это о танцорах, спортсменах, хирургах, актерах.

Музыкально-ритмический И.  - это развитая чувствительность к к звукам и тональности, различению голосов и ритмов, музыкальный слух, умение играть на музыкальных инструментах.

Межличностный И. включает в себя развитые коммуникативные способности, умение сотрудничать, общаться, чувствовать и понимать других людей. Он особенно развит у психотерапевтов, менеджеров, политиков.

Внутриличностный И. - это хорошее понимание самого себя, своих чувств, желаний, стремлений. Это развитая интуиция и самоанализ, глубокое комплексное "схватывание" действительности.

Комбинации двух последних видов еще называют социальным и эмоциональным интеллектом.

Все способности интеллекта тесно связаны между собой и влияют друг на друга.

Наглядный, но необычный пример этого - синестезия (единство чувств), когда, например, цифры, буквы, ноты или сами звуки (символы) имеют цвет или расположение в пространстве и наоборот. А у синестета Шерешевского, описанного у Лурии в "Маленькая книжке о большой памяти" были объединены все пять чувств, что позволило ему стать выдающимся мнемонистом и запоминать сразу и навсегда огромные объемы информации.

Интеллект развивается. Эффективнее делать это гармонично, то есть развивать не один-два, а все его виды, стимулирующие и поддерживающие друг друга. Благодаря этому решаются казалось бы "нерешаемые" при обычном подходе проблемы. 

Вот пример этого из теории множественного интеллекта: ребёнок, который легко обучается умножению, не обязательно умнее, чем ребёнок, который имеет большие трудности в обучении этому процессу. Ребёнок, который тратит больше времени, чтобы освоить простое умножение: 1) может лучше научиться умножению через другой подход; 2) может преуспеть в поле за пределами математики; или 3) возможно, даже смотрит на понимание процесса умножения на принципиально более глубоком уровне или, возможно, как на совершенно другой процесс. Такое принципиально более глубокое понимание может привести к тому, что внешне выглядит как медлительность, но на самом деле может скрыть математический интеллект, потенциально более высокий, чем у ребёнка, который быстро запоминает таблицу умножения, несмотря на менее глубокое понимание процесса умножения как такового. Источник

Самые передовые системы образования любой эпохи используют именно такой метод развития интеллекта. От 7 свободных искусств в античности до STEAM-образования сегодня в детском саду, школе и дома. S.T.E.A.M - это объединение науки (Science), техники (Technology), инженерии (Engineering), искусства (Art) и математики (Mathematics). STEAM объединяет эффективные методик развития всех перечисленных видов интеллекта. Одна из этих методик (но и самостоятельный метод тоже) - система Ф. Фрёбеля, которой будет посвящена одна из следующих публикаций. Другие методики - робототехника, анимация, экспериментирование с природой, математика и т.п.

Результат - человек с развитым интеллектом (интеллектуал). Он может успешно решать простые и сложные жизненные задачи в меняющемся нестабильном мире благодаря постоянному самообучению. Он умеет использовать накопленный опыт в новых ситуациях, а если опыта не хватает из-за новизны ситуации - способен выйти за его пределы (креативность, творческие способности). Другими словами, он использует свой интеллект на все 100%, а не только отдельные его виды.

Важно: интеллект имеет материальную основу - мозг. И без учета особенностей развития мозга все разнообразие видов интеллекта формироваться не будут. Поэтому в следующей статье я расскажу, какие факты нужно знать о мозге ребенка, чтобы эффективно развивать его интеллект.

Эта статья - часть проекта "Интеллектуал". Больше статей и информации читайте здесь.


Просмотров: 393
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что такое "ИНТУИЦИЯ"? (из теории "социального интеллекта" И.В. Герасимова)
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • Если вы столкнулись с человеком, у которого деменция (потеря памяти и интеллекта)
  • Техника "Достижение цели" в стиле арт. ("коллаж желаний+интеллект-карт")
  • Интеллект родителей и умственные способности ребенка
  • "Аффект тормозит интеллект". Как сделать процесс обучения приятным для ребенка.
  • Многосторонний интеллект выбирает профессию: визуально – пространственный интеллект (образный)
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Что может быть важнее интеллекта?
  • Методики для исследования интеллекта и способностей у детей и взрослых.
  • Чем может помочь арт-терапия. Наглядный пример: "Несуществующее животное"
  • Мужские сексуальные проблемы. "Кто отец ребёнка?" — иногда лучше этого не знать
  • Может ли психологическая диагностика интеллекта помочь в профориентации?
  • Психологические игры. Как "мафия" развивает эмоциональный интеллект?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Многосторонний интеллект выбирает профессию: социальный (межличностный) интеллект
  • "Мой ребёнок окончил школу". О том, как одно слово может изменить жизнь.
  • Что значит "Простить"? Многие этого даже не знают!
  • Анализ сна: "На следующий день, после этого сна, меня предал близкий друг"
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Логико-математический интеллект (по Г.Гарднеру)
  • "Хорошая жена может наскучить. Хороший муж может встать поперек горла". Это как?
  • Навыки для развития Эмоционального Интеллекта (EQ)
  • Может ли ваш ребёнок ответить на вопрос: "Кто я?"
  • Писатель и мошенник. Сюжет о "способности отпускать"
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь