|
Писатель и мошенник. Сюжет о "способности отпускать"Автор статьи: Рассказова Евгения Михайловна
Знакомо ли вам такое состояние, когда вы застряли в каких-то отношениях или в каком-нибудь конфликте, прокручиваете это постоянно и никак не можете отпустить? Важная способность нашей психики – расставаться с тем, что нам больше не нужно, и таким образом получить возможность для движения к чему-то новому. Я хочу рассказать вам историю, связанную с этой способностью. Михаил всю жизнь занимался разными видами бизнеса. Он объездил пол России, у него были разные периоды, бывало, он переживал успех, затем он всё терял, а потом снова поднимался… Он показался мне энергичным, пассионарным человеком. Я увлеклась, слушая историю его жизни. Однажды Михаил начал писать книги о своих путешествиях, и они хорошо раскупались. Две книжки он написал быстро, а в третий раз решил написать роман и застрял. Прошло два года, как он разработал замысел, персонажей, но никак не может понять, к какому финалу движется его сюжет. Как начинает думать над этим – в голове появляется туман. Он понял, что не справляется сам, и ему нужна помощь. Мы начали работу с того, что я попросила Михаила нарисовать свой «запрет писать». Он нарисовал высоченный забор. Я сказала: - Пойдите, пожалуйста, на роль забора и попробуйте понять, что он говорит? Михаил ответил из роли забора – самому себе: - У тебя ничего не получится! «Забор» произнёс эти слова с нажимом и с некоторой надменностью. А когда метафора разговаривает с таким сильным чувством, это обычно означает, что за этим образом стоит какой-то персонаж, человек. Я спросила: - Кто ты? Михаил не сразу понял: - Что вы имеете в виду? Я сказала: - Вы сейчас в роли забора, попробуйте оставаться в роли, что бы это ни значило, и я спрошу забор: «Ты человек, скажи, ты мужчина или женщина?» Михаил из роли забора сказал: - Я мужчина. – Сколько тебе лет? - Сорок. Я попросила Михаила выйти из роли забора и вспомнить, что за мужчина лет сорока был в его жизни два года назад? Михаил ответил, что два года назад у него был, и сейчас остаётся тренер по теннису, человек, которого он очень уважает. А ещё был один человек, который появился всего на один час, и он его давно забыл, а сейчас этот человек ему вспомнился. Он сказал: - Это был такой шулер – не шулер… полукриминальный такой товарищ, мошенник, человек, который занимался разными мошенническими схемами. Он пришёл предложить мне участвовать в одной из его схем. Пока Михаил говорил об этом, у него опустились плечи и шея, а голос стал приглушённым. - Это было вечером, он пришёл ко мне домой, сказав, что нашёл меня через знакомых. Он мне предложил быть организатором среднего звена в некоторой схеме, это такая вертикаль, в которую включены чиновники высокого ранга, и тут он назвал несколько известных имён. Мне нужно будет общаться с клиентами и брать с них деньги. Клиенты будут получать немного не то, на что они рассчитывали, но по некоторым причинам жаловаться они не станут. - Что вы ему ответили? - Я всё это выслушал и попросил уйти. - А как вы к нему отнеслись? - Мне он был отвратителен. - Вы сказали ему об этом? - Нет, я просто сказал: «Уходите». Я подумала, что Михаил застрял в чём-то, и что-то не смог до сих пор отпустить, что сильно его задело в этом разговоре. Я предложила ему вернуться к этой истории, поговорить с этим персонажем и высказать ему то, что не было высказано тогда. Как обычно в психодраме, мы поставили для персонажа пустой стул, и я предложила обратиться к нему, причём, это обращение должно состоять из трёх частей. Это называется «ассертивная техника работы с гневом». Первая часть – нужно сообщить о событии. Сказать, что произошло, максимально точно и подробно. Вторая часть - сообщить обо всех чувствах, которые возникли в связи с этим. И третья часть - сформулировать претензию или просьбу. Обычно такой способ обращения очень проясняет отношения, позволяет всё назвать своими именами и отпустить. Михаил сказал мошеннику: - Вы мне предложили поучаствовать в афере. Брать деньги, а услуги не оказывать. Это предложение мне неинтересно. Я чувствую исходящую из него опасность, и не хочу связываться. Я спросила, как они расстались. Михаил сказал персонажу: - Вы произнесли: «Возможно, мы еще увидимся». Я сказал: «Лучше не стоит». - Вы пытались поймать мой взгляд - я опустил глаза. Вы пожали мне руку, и мы расстались. После того, как вы ушли, я вычеркнул вас из жизни и старался не вспоминать. Так мы с Михаилом прошли первый этап, он сообщил своему антагонисту о событии. Пока он всё это произносил, я сама внутренне поёживалась, такой дискомфорт исходил от персонажа на стуле. Теперь я попросила сказать, какие чувства он испытал? Михаил ответил: - Мне было неприятно. - Что ещё? Разложила перед ним полный набор своих карточек с названиями эмоций и состояний и попросила выбрать из них. Он начал выбирать карточки одну за другой и называть, что он чувствовал. Михаил сказал мошеннику: - Пока вы говорили, я испытал сначала интерес, потом тревогу, потом радость и ощущение своей силы от того, что я не имею к этому отношения, потом презрение, и одновременно страх, стеснение и стыд от того, что вы ко мне обращаетесь с таким предложением, злость за то, что я стою и почему-то должен это слушать, ощущение запутанности и замешательства. Я испытал увлеченность и любопытство, и одновременно разочарование, ощущение опасности и обманутости, восхищение от такой нагло придуманной афёры, и одновременно возмущение, раздражение, отрешённость, чувство бессилия. Я видела, что произносить всё это Михаилу было не так просто, это требовало от него большого усилия. В любом случае, так он прошёл второй этап. Теперь я предложила высказать ему претензию или просьбу. Потребовать от этого персонажа какого-то поведения, то есть, чтобы он что-то сделал. Это бывает не очень привычно человеку, формулировать претензии, обычно бывает нужно помочь с формулировками в начале, а потом человек сам понимает, как это можно делать. Так совместными усилиями мы с Михаилом придумали эти формулы претензий, и он сказал своему собеседнику вот что: - Я требую, чтобы ты признал, что ты искушаешь и обманываешь меня. Чтобы ты признал, что ты пытаешься подставить меня. Признал, что ты меня пытаешься вовлечь в незаконное предприятие. - Я прошу тебя уйти, потому что, несмотря на то, что ты мне интересен как человек, я не хочу иметь ничего с тобой общего в будущем. - Я требую от тебя, чтобы ты меня научил быть таким же хитрым и пронырливым, как ты, возможно, в будущем мне это пригодится. - Я требую, чтобы ты всегда ходил, чтобы народ от тебя шарахался, и чтобы ты не смог больше никого обмануть. Чтобы ты носил чумную маску, по которой тебя можно было опознать, чтобы не испачкаться. - Требую, чтобы ты больше не подходил к моим товарищам, друзьям и знакомым. Чтобы они не пострадали. - Я требую, чтобы ты не очернял хороших людей. Чтобы ты обелил репутацию людей, которых подставил тем, что сообщил о них как о своих сообщниках. И наконец: - Я требую, чтобы ты вернул украденные деньги моим знакомым. На этом Михаил закончил своё обращение, выдохнул и выпрямился. Я поняла, что мы подходим к финалу. Спросила, как он себя чувствует, он сказал, что ему сейчас легче дышится. У него ясность какая-то возникла. И что он очень удивлён тем, что вот так неожиданно всплыла история, которая продолжалась-то меньше часу, а сколько в ней, оказывается, всего содержится. В заключение я попросила Михаила посмотреть на рисунок стены и спросила: «Можете ли вы что-то дорисовать?» Он сказал: «Да». И нарисовал на стене открывающиеся ворота. На этом наша встреча закончилась. Через два дня мы увиделись снова, и Михаил сказал, что его работа сдвинулась с мёртвой точки, что его роман пишется. Я, конечно, очень порадовалась. Что мы с Михаилом обнаружили на нашей сессии? Стало понятно, что он завис в своей ситуации, не смог сразу её отпустить. Давайте подумаем, что вообще мы можем отпускать. Мы можем отпускать, или, иначе говоря, утрачивать людей. Можем отпускать переживания. Можем утрачивать и отпускать вещи. Мы можем также отпускать статусы. Это особенная способность, отпускать статусы, чтобы со временем оказываться в новых статусах. Очень важно менять статусы с течением жизни, это даёт нам ощущение свежести и новизны. В случае с Михаилом, мне кажется, самим фактом обращения к нему этот персонаж поставил Михаила в статус, или присвоил ему статус мошенника. И почему-то Михаил в этом застрял. Как это произошло? Может быть, оттого, что он не высказал тогда же ему свою злость и свой протест. Может, оттого, что, несмотря на неприязнь, он даже в конце пожал ему руку. А сейчас, когда он высказал то, что он на самом деле чувствовал, сформулировал это, когда он всё назвал своими именами, это позволило ему отделиться от всего этого, отпустить и начать двигаться туда, куда он хотел. К новому статусу писателя*. А статус писателя в человеческом сообществе – это статус того, кто говорит людям правду о том, как устроена жизнь.
Друзья и коллеги, приглашаю на писательский тренинг "ПИШИ ЛЕГКО" с 16 по 28 августа в Москве https://www.psyoffice.ru/trainings/pishi_legko/ Буду рада вас видеть)
* Примечание: Согласие клиента на публикацию истории получено, анонимность соблюдена. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|