|
Подготовка к экзамену,.Автор статьи: Николай Козел
Сдача экзаменов, ЦТ. Рекомендации родителям
«Экзамен» в переводе с латинского означает «испытание». Любое испытание гораздо легче пройти, когда у тебя есть хороший тренер и группа поддержки. Родители могут стать лучшими тренерами для своих детей, желающих сдать экзамены и ЦТ. Потому, что вы можете помочь своему сыну или дочери подготовиться к предстоящему испытанию. Вы можете принять участие в создании условий, в которых потенциал и способности вашего ребенка раскроются и помогут ему показать лучшие результаты. Но вы можете оказать и негативное влияние на этот процесс, не относясь серьезно к своей роли в нем. В этот период именно родители являются ключевыми людьми, способными внушить уверенность детям в своих силах или повысить в них уровень тревожности и стресса. Именно Ваша поддержка нужна в этот период прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки. Основной задачей родителей в этот период является снижение напряжения и тревожности у детей и создание необходимых условий для усвоения знаний. Для того, чтобы помочь родителям, нами разработан этот материал.
1.Определите сами, или с помощью психолога, личные особенности присущие вашему ребенку, знание которых поможет вам создать для него благоприятные условия подготовки. Узнайте какой тип памяти свойственен для вашего ребенка: зрительная (визуальная) память: легче запоминает если видит картинки, моторная (кинестетическая) память: во время заучивания присутствует потребность что-то держать в руках, двигаться, легче запоминает материал переписывая его, звуковая (аудиальная): легче запоминает материал прослушивая его или читая в слух. Кокой тип биоритмов соответствует вашему ребенку. Совы и жаворонки - распространенное деление типов людей на бодрствующих утром и днем (жаворонок) и вечером и ночью (сова). "Жаворонок" - человек, который склонен просыпаться рано утром и отходить ко сну, как правило, до полуночи. Именно утром, с раннего подъема до полудня, у жаворонков лучшего всего работает голова, больше всего бодрости и энергии. Наряду с «жаворонками» существуют "совы" - люди, которые предпочитают просыпаться ближе к середине дня (или позже) и засыпать, как правило, после полуночи. Нередко упоминают третью разновидность людей: голубей. Голуби встают чуть позже жаворонков, весь день очень активно трудятся, ложатся спать около 23 часов. Какой тип темперамента у вашего ребенка. холерику необходимо создать значимую мотивацию деятельности и помочь не торопиться, перепроверять себя; сангвинику важно осознать ответственность деятельности подчинить себя плану и контролю со стороны; меланхолику нужно помочь верить в себя, успокоиться, не переутомляться; флегматику важен самоконтроль и следование плану.
Если у вашего ребенка есть хронические заболевания или нарушения другого плана, проконсультируйтесь с его лечащим врачом, возможно имеется ряд особых рекомендаций в таких случаях.
Обычная ошибка, которую допускают не только дети, но и родители, это ошибочность того, что времени для подготовки достаточно. Это не редко приводит к тому, что ребенок приступает к выучиванию материала в последние недели, или дни. Составьте совместно, или попросите это сделать ребенка, план подготовки. Распределите материал, который необходимо выучить на месяцы, недели, дни (оставшиеся до экзамена), это поможет постепенно продвигаться, не перегружая ребенка. Включите все праздники и возможные пропуски, чтобы избежать перегрузок и нагромождения невыученного материала. Разбивка материала позволит более понятно осуществлять контроль: ежедневно, еженедельно, ежемесячно. Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте детей ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка для подготовки были различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий в интернете). Если ребенок готовит шпаргалки, не препятствуйте ему, но помогите принять решение прибегать к ним только в исключительном случае. Будьте постоянны в вопросах контроля, пройденного материала. Не забывайте поощрять ребенка при хороших результатах: отпускать провести время с друзьями, поощрить материально, побаловать вкусняшками. Постарайтесь создать условия для обучения: книги, место для занятий (желательно не проходное), при необходимости, компьютер. Уберите все лишнее, что может отвлекать ребенка от подготовки (телефон, игрушки, игры, доступ с соц. сети, и. тд) Если ребенок привык заниматься под музыку, важно, что бы это была музыка без слов. Если это возможно, освободите ребенка от части семейных обязанностей и дел, не содействующих улучшению желаемых результатов экзамена. Помогите ему поставить подготовку к экзамену в более значимую позицию, чем развлечения, прогулки с друзьями, и другие процессы, не способствующие улучшению результатов на экзамене. Посоветуйте ему объяснить друзьям, свою временную занятость необходимостью подготовки. Если ребенку легче готовиться к предстоящему экзамену в компании друзей, не препятствуйте ему, но тем не менее не снимайте с себя ответственность за регулярные контроль выученного. Определите метод и интервал контроля выученных материалов. Составьте график дня, в котором будет отведено место подготовке к экзамену, учитывая при этом личностные качества, озвученные в пункте 1.
А также следите за тем, чтобы ребенок достаточно времени уделял сну, отдыху, перерывам во время подготовки и прогулкам на свежем воздухе. Способствуйте снижению нагрузок на мозг (просмотр фильмов, слушание музыки со словами, чтение книг, не имеющих отношения к подготовке к экзамену.) Проявляйте интерес к общему самочувствию ребенка, чтобы определить не перегружен ли он.
Постарайтесь не мешать ребенку излишним контролем, который не только не помогает, но и повышает неуверенность в себе. Не ставьте ребенку невозможные ориентиры, постарайтесь быть реалистичнее. Не сравнивайте его с кем-то или с собой в его возрасте. Проявляйте свою поддержку похвалой и подбадриванием. Для этого подойдут фразы: «Ты у меня все сможешь…», «Ты справишься с экзаменами…», «Я тобой горжусь…», «Чтобы не случилось ты для меня самый лучший…», «Я люблю тебя независимо от того каким будет результат…» Родительская любовь для ребенка вещь не очевидная; если родители никак не проявляют своих теплых чувств, то ребенок может решить, что его не любят. Это сформирует у него чувство беспомощности и незащищенности в себе. Преодолеть это чувство помогает телесный контакт. Можно просто погладить ребенка по голове, обнять, посадить на колени. Это никогда не будет лишним. Постарайтесь справиться со своим волнением и собственной неуверенностью в положительных результатах, так как ваше волнение и неуверенность будут оказывать влияние на вашего ребенка. Если ребенок готовит шпаргалки, не препятствуйте ему, но помогите принять решение прибегать к ним только в исключительном случае.
Помогите ребенку собраться, проследите за тем, чтобы на кануне экзамена все необходимые предметы и одежда были приготовлены. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Обязательно проследите за тем, чтобы ребенок позавтракал. Можете дать ему с собой шоколад, который желательно скушать до экзамена.
Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее: пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам, уже предполагают ответ и торопятся его вписать); если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться; если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант. В независимости от результата, не критикуйте ребенка после экзамена. Если результат положительный подкрепите это небольшим семейным праздником. Помните: главное - снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
Хороших результатов вам и вашим детям! Психолог, Николай Козел.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|