|
Воспитывать нельзя просто любить.Автор статьи: Тараканова Анна Викторовна
Стремление к идеальности формирует избыточную родительскую ответственность за будущее детей. Мы не идеальны, мы совершаем ошибки и хвала всем родителям, которые на них учатся. Воспитание детей – что это за понятие? Исходя из представлений большинства – это целенаправленное воздействие, т.е. указания, критика, в лучшем случае – разъяснение. Достоверно никто не может знать какое родительское воздействие и как отразится на будущем ребёнка и, более того, как оно выразится в его поведении: реакциях на стресс, взаимодействии в социуме, любви/нелюбви к себе и т.д. Известно множество случаев, что, в так называемых благополучных семьях, где родители в своём стремлении дать своим детям лучшее (игрушки, одежду, образование и т.д.). вырастали очень неблагополучные дети. С другой стороны, в семьях, где родители работали много, чтобы «сводить концы с концами», но свободные минуты использовались на то, чтобы узнать, чем «дышит» их ребёнок – вырастали надёжные, целеустремлённые и успешные дети. Однозначно сказать, что воспримет ребёнок из воздействия среды на него, непросто. Некоторые наши посылы могут восприниматься ребёнком как инструкция к действию, которой он будет следовать. Некоторые, как нечто противоестественное и он сделает с точностью до наоборот. Дети слышат, что им говорят, но ориентируются на интонацию, поведение, модель семьи. Пример: учителя обращают внимание родителей на то, что в школе их сын часто дерётся, дерзит, ударил девочку. Родители раздражаются, ведь они так много говорили сыну, как надо себя вести, а всё «как об стенку горох». Вечером отец не сдерживается при разговоре с тёщей и высказывает резким тоном недовольство жене (и заметьте, это происходит регулярно). Хотелось бы знать, на что рассчитывают родители, внушая сыну правила поведения в социуме? На толерантность сына к окружающим и женскому полу, в частности? С чего бы это? Воспитывать ребёнка занятие бесполезное, если не совершенствуются модели вашего поведения. Ребёнок воспримет не то, что ему говорят, а то что видит. Стоит ли стремиться быть идеальным родителем? На мой взгляд, важно оставаться достаточно хорошим родителем, а не стремиться стать совершенством. Рядом с таким родителем ребёнок, совершая ошибки, будет чувствовать себя неудачником. Но родитель, способный обнаружить и исправить свои ошибки, учит ребёнка отделять важное от неважного, оценивать результаты своей деятельности, влияния этой деятельности на других людей и окружающую действительность. Ирина Юрьевна Млодик, в своей «Книге для неидеальных родителей…» отметила, что говорят по этому поводу психологи:
Исходя из выше сказанного, можно говорить о важности ненаправленного воздействия, т.е. не прямых указаний и нравоучений, а демонстрации собственного опыта и взаимодействия с другими. Если хотим, чтобы дети были счастливыми надо самим научиться быть счастливыми, чтобы они были успешными – самим быть успешными и активными, чтобы ребёнок был хорошим самим быть хорошими и т.д. Неидеальным родителем можно быть, мы неидеальны, но важно помнить, что мы делимся с детьми своими моделями поведения, жизненными взглядами, ценностными ориентациями, формируя их у детей. Справедливости ради, следует отметить, что не только родители влияют на сценарий жизни своих детей. Встречая на своём пути других взрослых, дети анализируют и их поведенческие паттерны, и взгляды. Что-то из этого арсенала они возьмут и себе в копилку. Если ребёнку (и даже взрослому) удастся осознать, почувствовать и принять то, что можно создавать собственный сценарий, трансформировать его – шанс прожить свою собственную жизнь увеличивается. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|