В сентябре начинаю вести долгосрочную ежемесячную супервизорскую группу.
Ну и как обычно я делаю накануне своих проектов,
пишу лонгрид о том, куда я приглашаю, делюсь своими мыслями, опытом.
*******
Моё восприятие супервизии сильно менялось в процессе обучения и практики супервизии, как в качестве супервизанта, так и в качестве супервизора.
Поначалу обращаться за супервизией было стыдно, сложно было сфокусироваться и оформить то, о чём хотелось бы поговорить, были идеи, что есть «правильная работа» и «правильный анализ работы», и отход от него в сторону - признак непрофессионализма.
Я помню свои первые супервизии на обучающих группах, там много было стыда и желания, чтобы группа и тренер оценили работу как хорошую, одобрили то, что я делаю.
Сейчас для меня супервизия - это ситуация мультимодальных возможностей, множества дорог. Какие, как я буду их использовать, буду ли - это вопрос моего личного выбора в этой ситуации.
Супервизия это также форма заботы терапевта о себе, поэтому важно как её видит сам терапевт, что важно самому терапевту.
Что я, например, несу на свои супервизии - в первую очередь это может быть интерес обсудить что-то, для себя в чем-то разобраться, может быть, наоборот, интерес к отсутствию интереса, растерянность, напряжение в какой-то ситуации, в каких-то отношениях.
Я могу говорить о том, что именно меня цепляет в работе, смотреть как фигура из терапии переходит в супервизию, как я обращаюсь со своими переживаниями в работе, где и за счёт чего теряю свободу, с чем это может быть связано, как придаю смысл происходящему, о чём выбираю говорить, о чём нет, как то, что происходит в моей жизни, влияет на мою работу, например с группами, в практике в общем.
Я также могу говорить о себе и о своей работе с коллегой. Могу говорить, например, о том, что я вижу и как я понимаю, что я делаю с конкретными клиентами, в своей практике, на группе, с группой, в сообществе, рефлексировать, получать отклик, обратную связь.
Сам процесс проговаривания часто позволяет мне самой сформировать для себя более ясное видение терапевтической ситуации, себя в ней, позволяет увидеть то, что было недоступным сознанию и влияло на меня, на процесс, на группу, если я в состоянии это увидеть, взять, осознать.
Бывает также очень важно получить поддержку проф.идентичности в случаях, когда что-то её подкосило, расшатало. Тогда супервизия- это возможность восстановиться после сложных работ, получить поддержку, не впасть в тотальное обесценивание. Просто наличие таких отношений (с супервизором, в супервизорской группе) и возможность в них размещать свои сложные переживания (не важно о чём говорить) уже ценно.
Супервизия - это также возможность увидеть что мне важно в сообществе, от кого, как я обращаюсь с этим и с собой в контакте с коллегой.
Супервизия для меня это не только про клиентов, группы, но и про сообщество. Не только в понимании, что я - часть сообщества, но и супервизор - коллега, у которого есть это место в сообществе. Здесь может быть интересно, как я выбираю супервизора, кто это в сообществе, что мне важно получить от него в связи с этим и в каждом конкретном случае, контексте супервизии.
Как это ограничивает или высвобождает меня в предъявлении своей работы, своих реакций. Как это влияет на мою практику?
Чего я избегаю в супервизиях, как супервизант? Как супервизор? С чем это связано?
Понимаю ли я как это связано с моей жизнью, как это влияет на мою работу? Куда и зачем я иду, если это делаю.
Анализ с этой стороны позволяет более панорамно посмотреть на то, что и как я делаю в сообществе и что бы что, и как это влияет на мою практику и мою жизнь.
Здесь также могут быть разные фокусировки- как я обращаюсь со своими ценностями, своим пониманием работы, своим профессиональным видением, пониманием теории, методологии, философии гештальт-терапии в качестве супервизора и супервизанта.
Как обращаюсь с разным отношением к этическим принципам в работе, если вижу, что они разные.
В общем, как обращаюсь с разностью восприятия между мной ( если я супервизор) и коллегой-терапевтом, и мной (я-супервизант) и супервизором.
Для обучающихся терапевтов могут быть важными другие задачи. Не только для обучающихся, для практикующих тоже, но в процессе обучения они обычно более остро и насущно стоят и не по одной, а сразу множество от большого количества тревоги и страхов - обучиться способности опираться на свои чувства, устойчивости к неопределённости, определить что могу, а что не могу в терапии (ограничения), как опираться на теорию, как быть с тем, что я чего-то (многого) не знаю,
не умею, « не пролеченный»,
имею ли я право практиковать с клиентами,
страх внешней оценки,
кто за что отвечает в терапии, границы моей ответственности, как терапевта, право на творчество, индивидуальный стиль,
важность в этом быть поддержанным и смочь перейти к опорам на внутренние ценности, страх начала, страх стыда и т.д. и т.д.
Что ещё мне интересно в работе - искать фигуры избегания, которые переходят из терапевтических отношений в супервизорские.
Вопросы- о чём не спросил, о чём думал, но не сказал, какие чувства не разместил в работе, если бы разместил, то что? - вот вопросы, которые помогают в этом сориентироваться.
Супервизия - как и терапия, процесс в котором много неопределённости.
Никогда не ясно, куда поведёт впечатлённость происходящим в процессе супервизии, не подведёт ли чувствительность к тому, что происходит между терапевтом и супервизором, как, то, что происходит будет откликаться у терапевта и у супервизора.
Из того, что мне ещё важно в супервизии как супервизору - поиск формы для отклика, зачем я это говорю терапевту (чтобы что? - что я хочу поддержать или наоборот фрустрировать, как я обращаюсь со своим интересом как в качестве терапевта, так и в качестве супервизора, что мне важно, как контекст, ситуация, в которой идёт супервизия влияет на сам процесс супервизии...
Что я ещё люблю делать и делаю в супервизии, если складывается подходящая ситуация- поддерживаю уникальный терапевтический стиль, считаю его большим ресурсом, основой автономности и тем, на что можно опираться в сложные времена.
В длительных супервизорских отношениях я обращаю внимание на особенности работы терапевта и когда удаётся и складывается общая картинка - например, смелость, устойчивость, способность ясно говорить о сложном, выдерживать паузы,
в чём изюминка работы этого терапевта, я возвращаю это ему и спрашиваю, знает ли он это о себе, замечает ли в себе?
Из личного опыта знаю, как меня в своё время это поддерживало и формировало мой индивидуальный стиль, подсвечивало мои особенности в паре с осознанием как эти качества связаны с моей историей жизни ( на супервизии практики).
На что я сильно опираюсь в работе супервизором - это на понимание поля и его влияния на работу. Здесь очень важно доверие к себе, к тому, что я чувствую, чувствительность к тому, что происходит и свобода обращения со своими реакциями, которые не случайны, свобода экспериментировать, доверие к тому, что другой человек, которого я признаю как профессионала, коллегу, терапевта способен сам сориентироваться, организовать себе ситуацию, в которой он может взять и дать то, что ему важно,
а если что-то будет затруднять его действия, в том числе я, как супервизор,
то он будет способен об этом говорить, если не сразу, то со временем, пробовать связывать это с динамикой его работы с клиентами,
с его практикой, с тем, как его личные способы организации контакта и удовлетворения своих потребностей способствуют чему-то или мешают.
В этом смысле я очень доверяю полю- всё со всем связано и всё на всё влияет.
Отсюда так же и следует, что выбор терапевтом меня как супервизора тоже не случаен и мне как супервизору интересно, что я могу взять и чему меня учит, с чем сталкивает, на что обращает моё внимание этот терапевт.
Это ещё один мой интерес в супервизии.
У своих супервизантов я тоже учусь. Мне интересно видеть другие способы думать, другие фокусировки, и если есть возможность об этом говорить - это радует и заряжает энергией.
(с)Алёна Швец