Если лучшее оставляет желать многого (смысл терапии)

 

Если лучшее оставляет желать многого смысл терапии

Есть ситуации, когда человек, пытаясь достичь желаемого, раз за разом терпит неудачу , и, в конце концов, получает нервный срыв или пролонгированное пограничное состояние  и даже некоторое соматическое заболевание. Почему?
Сильное желание удовлетворить ту или иную потребность, наличие сверхидеи, причём неважно какой, увеличивает, как ни странно, определённые риски нахождения в постоянном стрессе. Сильное желание может являться определённой угрозой для жизни, потому что оно сопровождается эмоциями.

Когда человек долго не может удовлетворить ту потребность, которая является жизненно важной для него, которая составляет некий смысл его жизни, то, кроме всего прочего, такой человек испытывает длительный стресс. 

По этому поводу можно вспомнить теорию функциональных систем, которая основана на идее, что поведение напрямую отталкивается от удовлетворения потребностей. Это не обязательно еда или подобное, это может быть и более сложная потребность, например, желание завести семью и удовлетворить потребность в принятии и любви. 

Такая потребность влечет за собой мотив - побудительную силу, далее принимается решение, а потом составляется план, как достичь желаемого. Потом человек действует и получает тот или иной результат. 

Самое главное - это сравнение результата с тем итогом, который должен быть в результате выполнения плана. Например, если женщина очень хочет выйти замуж и удовлетворить свою потребность в принятии и любви (и ещё какие-нибудь вместе с этим), и ей удаётся познакомиться, но не удаётся выйти замуж, и так повторяется раз за разом, то она, при условии, что потребность остаётся, оказывается в состоянии стресса. 

То есть, на наше эмоциональное состояние напрямую влияет не сам результат, а это сравнение ожидаемого с получившимся на самом деле. 

Если и результат и ожидание накладываются друг на друга "один в один", то мы радуемся, а вот чем дальше результат от ожидания, тем горше эмоциональное состояние, усугубляющееся индивидуальным проживанием этого состояния. Так, некоторые, не добравшие баллов по ЕГЭ, могут покончить жизнь самоубийством, а другие, имеющие те же баллы, радоваться им. 

Эмоциональное состояние очень зависит от личного отношения к ситуации удовлетворения -неудовлетворения потребности. 

Чтобы лучше понимать, от чего мы можем впасть в стресс, нужно учитывать, как устроен наш мозг. Можно представить мозг в виде матрёшки: все части матрёшки одинаково важны на самом деле, и выполняют определённые нужные функции.  

Самая маленькая матрешка - это древний мозг (мозг рептилии), который отвечает за самые простые функции - например, это дыхание или с или учащение пульса. Вторая матрешка, "побольше" - это "старый"  мозг, который ещё называют лимбической системой. Лимбическая система, например, регулирует сон и бодрствование, влияет на обучение, на работу внутренних органов, на обоняние, на эмоции, инстинктивное поведение.  На лимбическую систему человек напрямую влиять не может, но это не мешает этой системе участвовать в довольно сложных эмоциональных состояниях. 

А вот третья матрешка - неокортекс, или кора головного мозга, отвечает за то, что делает человека человеком - за высшую нервную деятельность (речь, письмо, решение задач и, конечно, сознание). И её производные мы можем отслеживать. Именно неокортекс помогает нам подгонять факты под внешнюю логику, оправдывать себя, и делать ещё много вещей, которые поддаются анализу с помощью того же неокортекса. 

По сути,

  •  "новый" мозг, или неокортекс отвечает за мышление и сознание, 
  • «средний» мозг, или лимбическая система, выдает "на гора" эмоции или чувства;
  • и «древний» (рептильный) мозг, отвечает за инстинкты, помогающие выжить(бей, беги, замри и спаривайся).

 Все три системы, конечно, взаимодействуют. Но вот что интересно: каждая из систем по-своему доносит до нас информацию из окружающей среды, например: мы реагируем на интонации благодаря "среднему" мозгу, и верим интонации больше, чем содержанию (содержание помогает усвоить неокортекс)К сожалению или к счастью, наше поведение во многом обусловлено работой древнего и старого мозга. И на них мы, как известно, повлиять не можем. По крайней мере, напрямую, а вот они влияют на нас очень даже). Например, слишком активная работа рептильного (древнего) мозга, как раз и является источником сильного страха или гнева. 

Лимбический мозг, имея тесную связь с эмоциями, периодически входит в некое противоречие с неокортексом, и тогда возникает ситуация, когда "головой я всё понимаю, но чувствую и делаю по-дурацки", ибо как раз лимбический мозг настроен на эмоциональную волну как результат прошлого опыта, что и влияет на нашу жизнь непосредственно. 

Собственно, вся история неудовлетворенных потребностей, и печальных последствий этого не удовлетворения, по-моему, непосредственно зависит от старого мозга. И генеральные стратегии жизни как раз и связаны не с сознательным анализом нового мозга (неокортекса), а с уловками хитрой работы среднего и древнего мозга. Но, поскольку все три системы, как я говорила, связаны - не всё так плохо. Стресс, вызываемый неудовлетворённой потребностью, как раз можно снизить, влияя  через сознание (неокортекс), на работу древнего и старого мозга. 

Нужно понимать, что имеющееся эмоциональное состояние влияет на работу всех систем организма, включая неокортекс, и первая задача - это успокоить лимбическую систему, потому что положительное эмоциональное состояние, так уж мы устроены, во многом по времени короче, чем негативное. Для этого и существует терапия, независимо от подходов - угомонить разбушевавшуюся древнюю и старую структуры мозга, найдя к ним путь через неокортекс. 



Просмотров: 330
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Информационный мусор" что это и как он влияет на мой мозг?
  • Двухслойное "пироженое", или как удовлетворить потребность
  • Про пищевое поведение и "крокодилий" мозг.
  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • Выключая "мозг рептилии"
  • А ларчик просто открывался или почему он постоянно "Выносит мне мозг"?
  • Почему мне "выносят" мозг?! Соматизация непереносимых эмоций.
  • Нейропластичность мозга. Для чего нужно развивать "серые клеточки"?
  • Практикуем осознанное питание: включить "мозг" перед едой
  • Женщины всегда будут "вскрывать мозг" мужчинам
  • Развиваем мозг при помощи упражнения "двойных рисунков".
  • Ресурсное состояние помогает настраивать cвой мозг!
  • Как я разгрузила свой мозг. Практика: "Камушки"
  • Как мозг нас обманывает: "принять на грудь" и обвинЯтельство
  • Отзыв на книгу Д. Сигела "Внимательный мозг"
  • Развиваем мозг. Упражнение " Наперстки " .
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • "NLPt-психотерапия. Практик". Шпаргалка через "Хорошо сформулированный результат"
  • Как стресс влияет на ваш мозг.
  • Потребность в любви. Как ребёнок "добирает" эту любовь.
  • Как выходить из стресса, если душевное состояние требует "ремонта"?
  • Частица "Не" Для мозга ее нет, а для подсознания - это стимул к агрессии и разрушению.
  • Зависть - "болезнь мозга" или неверно истолкованный феномен?
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Как избавиться от негативных мыслей. Перезагрузка мозга"
  • "Хочу чтобы она меня любила"... или основная потребность мужчины
  • Как образ жизни влияет на мозг
  • Потребность быть "хорошей"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь