Диагностика характера в психологическом консультировании.

Диагностика характера в психологическом консультировании

Первый диагноз – Жизнь…


Диагноз второй – Характер.

Не озаботившись крикнуть:

«Ложись!», 
вершит он свои теракты.

Взрывает покой и сжигает мосты

меж самыми близкими душами,

И там, на осколках, среди маеты,

мешает и слышать, и слушать нам.

Характер – диагноз. Характер – судьба.

И, значит, нелепы протест и борьба(?)…

                                 Татьяна Славская

        Ритм жизненных процессов в современном мире неизменно ускоряется, требуя от человека быстрых реакций и решений, поэтому психотерапия постоянно обогащается все новыми подходами, ориентированными на помощь клиенту в решении  его проблем в краткосрочной перспективе. И как эффективнее помочь клиенту в этом процессе, волнует многих психологов и меня в том числе.

     В этой статье я хочу затронуть вопрос диагностики характера и актуального состояния клиента в психологическом консультировании. Диагностирование с помощью тестов применяется довольно широко, начиная от  патопсихологии и заканчивая сферой образования и бизнеса. В психологическом консультировании диагностика проводится, как правило, с помощью интервью, а иногда этот этап вообще не рассматривается как отдельная стадия процесса. Я в своей практике использую не только интервью, но и психологические тестирование с помощью опросников, причем, один метод дополняет другой. Разумеется, диагностика состояния человека с помощью тестирования, определение его характерологических особенностей имеет смысл только, если она применяется с целью дальнейшего использования результатов в выработке стратегии психологической помощи.

    Тестирование позволяет психологу сократить время для принятия решения относительно дальнейшей работы в соответствии с запросом клиента. Выбор стратегии обычно производится с помощью диагностического интервью, но это не значит, что тестирование с помощью других методик в конкретных случаях окажется бесполезным. На мой взгляд, тестирование сокращает время проведения диагностического этапа в структуре сессии. Качественно проведенная диагностика с использованием комплексного подхода, позволяет максимально быстро и точно понять особенности характера человека, быстро получить представление о его актуальном состоянии, что, в свою очередь, вызывает доверие самого клиента. Так, полученный, в результате диагностики психологический портрет, представленный клиенту для дальнейшего уточнения, дает человеку ощущение, что его проблема понята максимально точно и быстро.

     Я не призываю описывать человека, типологизируя, составляя психологический портрет личности ради того, чтобы маркировать проблему, навесить ярлык, тем самым ограничивая возможность корректировки получаемых в процессе консультирования сведений и представлений. Я предлагаю использовать такой подход в рамках краткосрочного консультирования, где стандартная полноценная диагностика ограничена, а данный метод (в совокупности с имеющимися) лишь расширят эти возможности, помогает быстрее разобраться в проблеме клиента.

    В дистанционном консультировании, где формат работы еще больше ограничивает возможности консультанта, такой подход может оказаться наиболее эффективным. В ограниченном формате обычная диагностика с помощью интервью весьма затруднена, а в некоторых форматах невозможна, поэтому, диагностика с помощью тестов вполне может восполнить этот недостаток.

      Тестирование вообще широко применяется в очном консультировании, например, в когнитивно-поведенческом подходе, где оно входит в структуру процесса консультирования. Регулярное контролирование состояния клиента путем определения его уровня депрессии и тревоги, является даже обязательным. Как правило, клиенты позитивно реагируют на такое тестирование, так как эта процедура позволяет отслеживать эффективность работы.

    Важное место в диагностике, на мой взгляд, должно занимать типологическое тестирование. Типологизация личности (типология характера) хотя и возникла впервые в рамках клинического подхода для диагностики различного рода патопсихологических состояний, в настоящее время применяется далеко за рамками даже психотерапевтической практики. Да и в рамках психотерапевтических подходов, не использующих понятие диагноза, активно использует такой метод, как составление психологического, характерологического портрета.

    Я, в частности, практикую диагностику с целью определения основных черт характера и стилей поведения человека в ситуации профотбора, профподготовки, при решении вопросов психологической совместимости людей. Подобного рода описания применяются также при оценке деловых, личностных и организаторских качеств руководителя  и др..

   В этой статье я ограничусь применением такого подхода только в ситуации психологического консультирования.

     Как писал К.Г. Юнг в своей книге «Психологические типы»:

«…Не следует забывать, что живой человек, хотя и принадлежащий к какому-то из типов личности, не станет всегда проявлять типологические черты. Речь идет лишь о предпочтениях: ему удобнее, легче поступать в соответствии со своим психологическим типом. Каждый человек успешнее в деятельности, свойственной его типу личности, но он при желании имеет полное право развивать в себе и применять в жизни и в работе и свои слабые качества».

  Выявление таких «предпочтений» клиента в ситуации, когда полноценное психологическое интервью невозможно (дистанционное, онлайн-консультирование), может сильно облегчить психологу разработку стратегии психологической помощи. Р. Мэй в «Чтении характера» писал: «Чем глубже наше понимание человека, тем эффективнее будет наша консультация».

   Главная цель построения подобного портрета состояла и состоит прежде всего в надежной адекватной оценке качеств индивидуальности научно-обоснованными методами.

    На первых этапах для достижения своих целей специалисты довольствовались подходящими решениями в этой области в виде описаний тех или иных типов личностей, которые устойчиво повторяются среди множества индивидуальностей. Очевидными, но все же требующими своего научного обоснования, критериями для такой классификации, для дифференциации на типы, служили самые различные основания: расовые и культурные различия, антропометрические особенности человеческого организма и особенности течения различных нервных процессов, характеристики темперамента и интеллекта, особенности воли, характера, социальных установок и индивидуальных ценностей, и т.д..

   Описание типов характера, создание психодиагностических опросников, анкет, тестов представляет собой попытку схематизации неявно выраженных представлений психолога не только или не столько на интуитивном или феноменологическом уровне, сколько на основе теорий личности, лежащих в основе основных психотерапевтических подходов, таких как психоанализ, когнитивно-поведенческая, гуманистическая психология.

    Так психоанализ положил начало классификации защитных механизмов психики человека и его совладающего поведения. Типоведческие идеи подхватили не только западные гуманистические психологи, но и российские (советские), хотя, в свое время, они игнорировали психоанализ и основывались на других критериях в своих классификациях. Но это в прошлом. Психологическая практика в настоящее время обогатилась огромным количеством методик, но что касается тестов, используемых в диагностике характера в психотерапевтической практике, то здесь и сейчас существует ограниченный набор.

   Разумеется, индивидуальных черт личности бесконечное множество, но, если применить такие критерии как акцентуированные черты личности или стратегии психологической защиты, то окажется, что таких вариаций не так уж и много.

   Если К. Леонгард в своей широко известной концепции акцентуации личности сосредоточивает внимание, в основном, на поведенческих аспектах акцентуации, а Р.Плутчик ограничивается описанием защитных стратегий, то мы, как пигмеи на плечах гигантов, можем использовать и ту и другую методику для комплексного изучения актуальной проблемы клиента и особенностей его характера, основных, используемых им приемов в решении своих проблем.

    Так, применяя опросник Life Style Index Р. Плутчика, основанный на психо-эволюционной теории эмоций, мы получаем информацию о стратегии психологической защиты клиента. О том, когда в онтогенезе она могла возникнуть, какие негативные эмоции она призвана изолировать, спонтанное выражение каких эмоций она  провоцирует и какая потребность не может быть удовлетворена, инициируя проблему клиента. Используя эту методику, можно проследить связь психологической защиты с акцентуацией характера.

   В свою очередь, методика Леонгарда-Шмишека позволяет связать выявленные акцентуации характера с актуальным состоянием клиента и его запросом в психотерапии.

   Типологизированное типирование это экспертный метод. Он в большей степени основан на профессиональном опыте, психологической интуиции самого консультанта.  Он оказывается незаменимым везде, где не разработаны стандартизованные процедуры (например, определение актуального состояния). Экспертные методы часто оказываются более эффективными по отношению:

  • к психическим явлениям, плохо поддающимся объективации (субъективные переживания, личностные, глубинные слои опыта);
  • к чрезвычайно изменчивым явлениям для которых трудно создать модель (динамика состояний, настроение и др.).

   Если их применяет эксперт высокой квалификации, они оказываются более надежным средством в случае индивидуальной диагностики.

     Теоретической основой для возможности применения двух типологий К. Леонгарда и Р. Плутчика в моей практике, выступил типоведческий подход к изучению психического склада личности - это концепция психологических типов К.Г.Юнга, которая до сих пор находит свое применение, например, в типологии Майерс-Бриггс, широко применяемой в бизнесе.

   Типология К.Юнга опирается на обширное исследование культуры человека, начиная с античных времен до нового времени. Глубокий анализ представлений о типологиях личности, существовавших в искусстве, философии, психологии, позволил ему выдвинуть общую концепцию экстра- и интра-версии, представляющую собой сложное единство осознанного и неосознанного, активного и пассивного в целостной структуре личности. Вместе с тем, в основание этой концепции легли сложившиеся в психологии начала двадцатого века представления о доминировании базовых психических функций внутри общей структуры психики: мышления и интуиции, ощущения и чувства. По словам Е.С.Романовой, занимавшейся адптацией методики Life Style Index: «Его (Юнга) учение являет собой полнейший переворот в психологии, которому фрейдианство дало лишь крайне односторонний толчек».

  Типология Юнга отчетливо перекликается с 8-ю типами механизмов психологической защиты по Плутчику и с 8-ю акцентуациями характера по Леонгарду. Более того, эту классификацию можно расширить и на клиническую область. Так известно, что ненормативное, сверх сильное использование психологической защиты и особенно выраженная акцентуация характера могут привести к психической патологии, поэтому эта типология находит свое отражение в классификации психических расстройств.

    Хорошим дополнением к такой диагностике является методика Леонгарда-Шмишека. Результатом диагностики является не выявление акцентуации, а определение актуальной проблемы, ее вероятностной направленности, приблизительного временного интервала, в котором разворачивается проблемная ситуация, вероятности тех или иных соматических нарушений. Так в предлагемой модели, основанной на устойчивом анализе неустойчивых параметров,   к примеру,  одновременный рост показателя по шкале «демонстративность» и «циклотимия» может указывать на ресурсное состояние клиента, на его способность в данный момент адаптироваться. Это и многое другое важно учитывать при оценке уровня возможностей клиента  в психотерапевтическом процессе.

       Поскольку социальное поведение определяется индивидуально-типологическими особенностями личности, которые могут характеризоваться акцентуациями характера и типами защитной психологической стратегии, то применение таких классификаций индивидуально-типологических черт помогает концептуализировать проблему.

      Еще раз повторю, что такой подход не может заменить диагностическое интервью полностью, но может повысить эффективность выработки консультантом стратегии психологической помощи.

     Более того, применяя методики составления психологического портрета личности и его актуальной проблемы, можно значительно расширить границы в диагностике межличностных конфликтов.

   Тестирование не исключает и другие диагностические приемы, например, самоописание. Как писал в 70-х годах 20 века К. Леонгард: «…Прежде всего можно попросить обследуемого высказаться о собственном отношении к своему характеру. Мы предлагаем ему набросать психологический портрет, спрашиваем, как он смотрит на жизнь, как справляется с ее сложностями. Уже при одном таком самоописании можно выявить важные моменты: одни не могут смотреть на жизнь просто, другие отличаются чрезмерной чувствительностью и возбудимостью, у третьих жизнь протекает спокойно, они любят общество, веселье. Итак, заявления обследуемого могут служить лишь ориентиром, критерий же определения личности- это особенности поведения человека в конкретных ситуациях. Я сказал бы, что это, пожалуй, важнейший методический пункт  в анализе личности».

   Таким же образом (с помощью диагностики, основанной на типологических описаниях) можно выявить и предпочтения человека в межличностном общении и сделать прогнозы относительно интертипных отношений. Так в исследованиях Юнга была высказана гипотеза о совместимости противоположных типов, что нашло свое применение в соционике, захватывающей область знаний между  психологией и социологией.

  Решение многих прикладных задач требует знания особенностей индивидуальности, надежной диагностики и оценки ее свойств как целостной системы, в конечном счете, именно понимание индивидуальности лежит в основе эффективной психотерапии.



Просмотров: 255
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Экспресс-диагностика личности и характера. Ч1.
  • Кто такой нарцисс и в чем особенности его характера
  • Экспресс-диагностика личности и характера. Ч2. Психодинамика.
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Клиент и особенности его характера
  • Что такое акцентуации характера и как с ними жить
  • Характеристика клиента, обращающегося за психологической помощью
  • "Чем границы личности отличаются от механизмов психологической защиты?".
  • Секреты характера: Яркие личности
  • Кем быть: Черты характера и его влияние на выбор профессионального пути
  • Что волнует клиента перед первой сессией и как его успокоить?
  • Модель диагностики уровня психического состояния клиента
  • Эдипальная фаза развития и ее влияние на формирование некоторых особенностей характера человека
  • Что дает танатотерапия как метод психологической помощи при снижении веса?
  • Какова цена представлений об устойчивости личности для человека?
  • Самодостаточность и независимость личности человека что это?!
  • Какие черты характера и особенности поведения предрасполагают к депрессии?
  • Особенности психологической работы с религиозными переживаниями психотического клиента
  • Как поддержать клиента и выявить его ресурсы?
  • 5 секретов работы с мотивационной сферой личности клиента.
  • Методики для диагностики насилия в семье и определения психологического портрета абьюзера .
  • Арт - анализ как универсальный метод психологической диагностики
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Кто такой шизоид? Особенности шизоидного характера.
  • Форматы психологической помощи. Как и где можно получить помощь психолога
  • Особенности истероидного характера, или театральный характер
  • Шпаргалка для клиента и его психолога
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Оральный тип характера и его телесная структура.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь