В своей практике лечения психосоматических расстройств, психологу часто приходится сталкиваться с трудностями выбора методов работы с пациентами.
Как показывает опыт, свободные ассоциации и интерпретации примитивных форм психологической защиты при работе с психосоматическими пациентами не всегда дают позитивного эффекта, а иногда и ухудшают состояние.
Одним из альтернативных методов работы является Арт-терапия. Методики арт-терапии базируются на том, когда человек рисует спонтанно, в получившихся образах отражается его «Я». Выражение своих переживаний на языке образов и символов является наиболее адекватным для пациентов с психологическими нарушениями, сформированными в самих ранних довербальных периодах индивидуального развития. Когда неосознаваемые психологические переживания невозможно объяснить словами, их можно выразить с помощью зрительных образов, минуя цензуру сознания. При этом эмоциональная безопасность обеспечивается тем, что процесс рисования создает условия для социально приемлемого выражения негативных и агрессивных эмоций посредством механизмов так называемого графического отреагирования.
Техника свободных ассоциаций с помощью визуализации является идеальным инструментом для получения материала о вытесненном или приобретенном на очень ранних стадиях развития опыте, так же как и механизм переноса является прекрасным способом адаптивной реконструкции такого опыта. Кроме того, эта хорошая возможность получить от пациента символический материал в достаточно безопасной форме.
При данном подходе эта техника является синтезом психоаналитических и арт –терапевтических техник психодиагностики и психотерапии.
Данный подход позволяет работать с образными представлениями без вербальных интерпретаций. В результате можно минуя когнитивный контроль, что очень важно для психосоматических больных, выявить ядерную проблему, например, конфликтную тему отношений. В процессе арт-анализа удается структурировать изначально диффузное представление о его проблеме и собственном «Я». Проработка травматических ситуаций происходит одновременно с включением механизмов ранних объектных отношений, а эмоциональное отреагирование происходит в безопасных границах переноса на объект рисования, а не на психолога, позволяет более точно идентифицировать невротические проблемы .
Задача психолога – связать симптом болезни с объектными отношениями пациента, выявить суть внутриличностного конфликта. А также выяснить тип организации характера пациента, уровня организации личности.
В ходе индивидуальной терапии можно выявить постоянно повторяющиеся способы взаимодействия с окружающими, которые часто на бессознательном уровне управляют поведением человека и создают болезненные ситуации.
В отечественной психологии данный подход более известен под названием как проективный рисунок. Удачно используется в работе с детьми и подростками в сочетании с другими методиками.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.