Эта книга яркого представителя Французского Гештальта изначально заинтересовала меня, как возможность узнать, что же общего в наших методах (позитивной психотерапии и гештальта) и чем они отличаются. Уже с первых страниц авторы называют эту книгу путеводителем, карманным справочником (vade mecum – лат.) для всех, кто выбрал себе этот далеко нелёгкий профессиональный путь.
Забегая вперёд, подтверждаю именно практическую направленность книги. Как же много общих вопросов у молодых начинающих психотерапевтов! И неважно, в каком методе работает человек, важен транскультурный опыт уже практикующих «мэтров». Мне очень понравилось использование метафор, которые придают краски и позволяют лучше понять и описать разные явление и факты в нашей профессии. В общем, буквально «проглотив» эту небольшую по размерам, но богатую по содержанию книжечку, мне настолько понравился вкус, что захотелось приобрести столь ценную вещь в коллекцию, поделиться с коллегами и перечитывать снова и снова.
Книга имеет мою любимую чёткую структуру, где в отдельных главах собраны самые важные темы, интересующие практикующего психолога и психотерапевта. Если вы захотите узнать, как используется гештальт-терапия на практике, советую вам заглянуть в разделы посвящённые процессу психотерапии, деонтологии, техническим приёмам, клиентам,групповой работе, работе с парами. В приложении можно найти описание различных психотерапевтичных направлений в Европе и мире. Практический интерес представляют советы по устройству кабинета, маркетингу психотерапевтических услуг, вопросам оплаты, первого собеседования, трудных ситуаций. Я бы хотела поделиться выводами и цитатами, которые, ценны для моей личной практики и, на мой взгляд актуальны и важны для каждого, кто считает себя психотерапевтом, независимо от метода.
Начинает автор с определения психотерапии. «Психотерапия – это скорее искусство, чем наука или просто набор технических приёмов, и каждый специалист, клиент и ситуация особенны и неповторимы», - отмечает С. Гингер.
Мне близко разграничение между медицинской и немедицинской психотерапией, что позволяет рассматривать немедицинскую психотерапию как отдельную науку и профессию: «Выписать рецепт – «готовое руководство к действию» с позиции вышестоящего – это одно, а уметь вести герменевтичный диалог с личностью, несущей свою долю ответственности в совместных поисках истины ,- совершенно другое».
«Термин «клиент» подчёркивает то, что он самостоятельно принял решение пройти курс психотерапии и нести ответственность за свой выбор. Термин «пациент» вызывает у нас образ более пассивный, образ человека, который выполняет предписания врача».
Также авторы подчёркивают возрастающий интерес к психотерапии разных категорий людей. Психотерапия выступает профилактическим средством для всестороннего развития личности: «Психотерапия предстаёт как новая надежда и распространяется, охватывая все слои населения» Здесь сама психотерапия служит принципу надежды в ПП. И опять же, идея выхода психотерапии из медицинской парадигмы подтверждается высказыванием Фрица Перлза о своём методе гештальт-терапии: «Мой метод слишком хорош, чтобы служить только больным и сумасшедшим».
В ходе терапевтического процесса есть ключевые моменты, общие и важные для различных направлений психотерапии. Хотелось бы обратить внимание на терапевтические отношения. «Главное – создать благоприятную атмосферу на первой встрече. Это первый шаг к установлению психотерапевтического альянса.... Иногда психотерапевтический альянс устанавливается медленно. Доверие надо заслужить». Ещё одно важное замечание: «Профессии «клиент» тоже нужно научиться. Это зависит от мастерства психотерапевта найти общий язык».
Касательно цели психотерапевтической работы, автор мудро заметил: «Психотерапия не ставит своей целью изменение хода событий; достаточно изменить взгляд на события… Объективно она не влияет ни на прошлое, ни даже на настоящее, но позволяет «пересмотреть» как настоящее, так и будущее с «субъективной» точки зрения» «Интерпретация питает симптом», - сказал Жак Лакан. Вместо того, чтобы разбираться откуда взялись трудности, отмечает Гингер, лучше проанализировать то, что удалось. «Любые препятствия и даже любые поражения могут стать источником обогащения.» Данные утверждения перекликается с техникой позитивной реинтерпретации в ПП и главной её ориентацией на будущее. «Если точно проанализировать прошлое, этого бывает недостаточно, чтобы предопределить будущее»
«Если фонарь поместить позади повозки, он не сможет освещать дорогу вперёд». Лао Цзы
«Вода прозрачней не станет, если постоянно поднимать тину со дна»
«Психотерапия, призванная умело совмещать археологию и перспективу исследования, должна расчистить заросли прошлого и проложить стопы будущего. На психотерапевтическом пути надо соблюдать осторожность, чтобы не увязнуть в мутной трясине детства». «Понять – не значит излечиться». Это лишь только второй уровень психотерапевтической работы. Дальше нужно действовать.
«Психотерапевтическая «битва» за равновесие и гармоничность личности больше похожа на восточные единоборства; это ежеминутный компромисс между силой, интеллектом и «творческой приспособленностью» к настоящему моменту. Жизненным событиям не всегда возможно противостоять, однако есть возможность побудить клиента посмотреть на них с положительной стороны», - вот вам и Позитум-подход!
«Одна из целей психотерапии – это лучше узнать себя и понять других. Однако психотерапевт не может ВСЁ узнать и ВСЁ понимать. …Каждый имеет право взращивать свой тайный сад…Природа не прозрачна, и если корни обнажить, дерево рухнет. Психотерапевт вовсе не должен знать всю правду о клиенте. Он должен уважительно относиться к автономии клиента, свободе его выбора раскрыть только то, что пожелает, а об остальном - умышленно умолчать (на какое-то время)… Психотерапевт – не судья и не сыщик…» Темп работы определяет клиент, он сможет поднять только то, на что хватит сил на данный момент. Задача психотерапевта – помочь ему набраться сил и поднять это.
«Если тянуть растение за верхушку, чтобы быстрее выросло, можно и с корнем вырвать»
«Важно не то, что сделали из меня, а что делаю я сам из того, что сделали из меня» Жан-Поль Сартр
Особое внимание необходимо уделять и развитию самого психотерапевта: как профессиональному, так и личностному.
«Чтобы сделать счастливым всех тех, кого любишь, наилучшее средство – счастливым будь сам» (Ален «Мысли о счастье», 1925)
Авторы убеждённо заявляют, что «изучение психопатологий и супервизии – самое удачное «вложение» времени и денег начинающего психотерапевта», и я, как психотерапевт, полностью согласна с ними.
Как вывод для своей дальнейшей работы я беру две цитаты:
«Для продвижения вперёд необходима карта, но она не догма: можно свернуть на просёлочную дорогу, которая на карте отсутствует. Главное- знать, где ты находишься и в каком направлении двигаешься»
«Психотерапевт – не «целитель», он больше напоминает иглоукалывателя, который «колет» в нужное место для стимуляции внутренних ресурсов субъекта»