Качество жизни и духовность

Качество жизни и духовность.

Духовность раскрывается через систему ценностей, как конкретного человека, так и любого общества и культуры, таких, как добро, идеалы, справедливость, смысл, надежда, любовь, счастье, которые определяют направленность духовных усилий человека, выражают их глубину и напряженность, оказывают регулятивное влияния на формирование у людей мотивов их поведения и поступков.

Духовность - это интегративный, системообразующий фактор качества жизни  и социального качества в целом. Главное в этом определении это способность духовности быть смыслообразующим началом в жизни человека, без наличия и развития которого разговор о качестве жизни превращается в гонку за достижением все большего и большего комфорта безотносительно целей такого достижения. Существует несколько культур отношения к качеству жизни и требований предъявляемых к качеству. Они определяются, теми нормами духовности, которые приняты в обществе несущим данную культуру. Меньше всего бы хотелось противопоставлять одну культуру другой, ориентируясь на разность подходов того, что считается необходимым для достижения определенного качества жизни. Мне видится более полезным рассмотреть место духовности в жизни человека, фокусируясь на «вертикали»: индивидуум – сообщество - человечество. 

Существует определение качества жизни, как «интегральной качественной характеристики жизни людей, раскрывающей по отношению к обществу, в целом критерии его жизнедеятельности, условия жизнеобеспечения, а также условия жизнеспособности общества, как целостного социального организма».

Современное развитие человечества находится на такой высокой ступени развития материальных средств  и достижения качества товаров и услуг, что понятие качества, как стандарта прочно вошло во все сферы жизни человека. Это и качество здоровья, и качество образования, и качество благосостояния, и качество потребления, и качество культуры и использования свободного времени, и качество окружающей среды.

 

Влияние духовности на качество жизни можно понимать в разных смыслах:

а)  в узком - влияние духовности на качество жизни конкретного индивида

б)  в  широком  - ее влияние на качество жизни больших и разделенных, какими либо признаками общностей людей (организаций, корпораций, сообществ), занимающихся производством, того, что является носителем атрибута качества, то есть производителями товара.

в) и во всеобъемлющем – влияние духовности на качество жизни всего человечества в целом, как вида, и его способности не только к выживанию в условиях данной ему реальности, но и к постоянному его прогрессу и продвижению по пути, как внешнего (материального), так и внутреннего (духовно-нравственного) развития.  

 Массовое производство породившее глобальную конкуренцию заставило по-особому относиться к качеству, как к категории экономической. В то же время технический прогресс, рост населения на планете, широкое распространение образования, изменение экологической ситуации заставило человечество  по-другому смотреть на категорию качества. Человек столкнулся с тем, что просто повышение качества товаров и услуг сами по себе не ведут к автоматическому увеличению качества жизни в целом, как категории, описывающей удовлетворенность своей жизнью. 

Что это за высокое качество жизни, от которого по собственному желанию отказываются счастливые обладатели этой самой жизни? Именно такой простой показатель удовлетворенностью качеством жизни, как уровень самоубийств, то есть фактическое отрицание какой бы-то ни было ее ценности, показывает, что абсолютные показатели качества продуктов и уровень их потребления сами по себе не дают удовлетворенности качеством жизнью. Именно экономически развитые страны, чьи усилия направлены на достижения все большего уровня жизни, все более высокого уровня материальных достижений и накоплений  по этому показателю находятся  далеко впереди. 

Когда речь идет о качестве жизни, обычно представляются вещи вполне материальные, описывающие достижение, или недостижение, определенного уровня качества материальной жизни. 

Безнравственность же, как отсутствие духовного образования, является главным фактором сдерживающим не только достижение определенного качества жизни на индивидуальном уровне, но и, в известной мере, лишает способности личности воспользоваться теми возможностями, которые дает этот высокий уровень. Неразвитость сферы смысла, на индивидуальном уровне также порождает  неспособность не только оценить, но организовать достижение определенного качества жизни человеком.  

Если взять модель баланса в позитивной психотерапии, то в ней есть четыре сферы познания: тело, деятельность, контакты, и смысл (фантазии). Место последней сферы, вполне определенно и узаконено. То, с чем нам сейчас приходится сталкиваться на индивидуальном уровне, так это с неразвитостью и нераскрытостью сферы смысла, именно, за счет недообразованности в области духовности. 

Именно этот перекос не позволяет человеку понимать смысл сложных социальных перемен в жизни, как нашего общества, так и человечества в целом.

Отсутствие духовного видения, опирающегося на такие базовые концепции, как концепция видения человека, его пути, предназначения, смысла его жизни, казалось бы такие абстрактные и отдаленные от повседневной жизни темы, напрочь лишают смысла его повседневную, рутинную жизнь. 

В то время, как именно духовное видение является той движущей силой, которая заставляет человека продвигаться на пути внутреннего духовного прогресса  в повседневной жизни и осознавать всю свою жизнь, как цепь серьезных испытаний подталкивающих его и приводящих к духовному развитию. 

В широком смысле, на уровне организаций, можно рассмотреть несколько имеющихся тенденций. 

С одной стороны, тенденции к монополизации крупных компаний и транснациональных концернов, экономические богатства которых порой превосходят ресурсы целых государств. Крупные компании стремятся к расширению зон влияния и эксплуатируют своих работников в целях достижения большей выгоды. Следуя этим тенденциям, с ростом власти и силы таких компаний, эксплуатация труда своих работников должна была бы по идее дойти до максимума, так как, пользуясь своей властью, они могли бы ее неуклонно наращивать. 

Однако, во всем мире существует другая тенденция, которой уделяется все большее внимание. 

Это следование нравственным законам, когда  определенную важность в жизни огромного предприятия занимают забота о своем работнике. По отчетам, крупнейших компаний,  они вкладывают огромные деньги в развитие инфраструктуры обеспечения качества жизни своих служащих. 

Строятся школы, колледжи, университеты, больницы, детские сады, оплачиваются страховки, увеличиваются отпуска. Потому, что здесь смыкаются законы нравственного поведения организации по отношению к ее сотруднику и экономическая выгода. Это просто невыгодно не заботься о своем работнике. 

И согласно нравственным и духовным нормам, постепенно появляется новый тип организаций. Процветающие транснациональные компании, обслуживающие всемирный рынок, которые больше не называют себя американскими, японскими или европейскими.

Они считают себя предприятиями мирового масштаба, стремятся выйти за рамки национального уровня, стараются достичь более высоких стандартов качества, как своих товаров и услуг, так и жизни своих работников. 

Успех таких производственных монстров в наш век нарастающей глобализации зависит от того, насколько заинтересованы и преданы своей работе ее служащие и работники. Насколько они умеют сочетать стремление к овладению новыми навыками и совершенствованию с уважительным отношением к взглядам и подходам других участников производственного процесса. 

Для таких компаний очень важно действовать, как единая и слаженная команда, оптимально организованный, целостный организм. Поэтому неотъемлемой чертой такого предприятия является отсутствие предрассудков, на организационном уровне. Таких, как национальные, расовые, гендерные, а так же любых других, противоречащих нравственному отношению организации к человеку.

Неизбежно возникает и новая модель управления, которая включает в себя духовные общечеловеческие ценности, сообразно нарастающему уровню зрелости человечества и с учетом формирующегося  мирового рынка. 

Неотъемлемой частью такого предприятия должно стать равновесие материальных и духовных ценностей, среди которых внимание к потребностям других, осознание значимости каждого участника труда, терпимость к иным мнениям, способность к сотрудничеству и заботе о других. Вне этих норм ни одно крупное предприятие не будет способно будет достичь того качества, к которому стремится. 

С одной стороны, требования времени усложняют задачу организаций, заставляя переходить от простого обеспечения своих членов прибылью, к принятию реальной ответственности перед своими сотрудниками, заказчиками, поставщиками, и в широком смысле,  перед всем обществом. 

С другой стороны, расширяется само понятие предприятия, где кроме структуры, иерархии, беспрерывной цепи команд и проверок, организация вбирает в себя и иные аспекты, такие, как ценности, этические нормы, обязательства, культура, стиль. 

Новая, духовно ориентированная корпоративная культура учит организации и предприятия жертвовать материальными выгодами для поддержания высоких стандартов этих сторон корпоративной жизни предприятия и организации. 

Даже полностью уверенные в том, что такое нравственно ориентированное корпоративное поведение и в дальнейшем не принесет материальной выгоды, такие предприятия продолжают выстаивать в этом, по сути духовном, конфликте между осознанием необходимости привития миру новых глубоко человеческих традиций в производстве с одной стороны и жесткими требованиями прежних традиций, ориентированных только на повышение качества товаров, с другой. 

Однако, именно обладание глубоко нравственным видением процессов происходящих в экономике, основанном на духовных требованиях соблюдения определенных обязательств одного человека перед другим и стараниями выполнять духовные законы, как на индивидуальном, так и на корпоративном уровне, позволяет производствам нового типа быть уверенным, что со временем выживет именно новый стиль экономических взаимоотношений, ориентированный не на конкуренцию и обогащение одних за счет других, а на сотрудничество и более равномерное распределение материальных ресурсов. 

Уже сейчас понятно, что качество жизни, достигнутое прогрессивным технократическим обществом - это тупик, и его несостоятельность  доказывается теми событиями в мире, где человек ставя на материальное упускает собственно смысл и духовное содержание технического прогресса и научного развития. 

Такой тип развития отношения с реальностью, не может дать достойных результатов, ибо только понимание духовных законов развития материального мира, поможет человечеству прийти к миру, сотрудничеству и прогрессу в достижения более высокого качества жизни.

Рассматривая значение духовности для людей во всеобъемлющем смысле, приходится признать, что только следование всего человечества, как единого вида, духовным законам, данным в разное время ему Богом, и составлявшим основу всего его развития, может привести к достижению достойного качество жизни. 

Духовность, это не только попытки понять смысл существования себя, как конкретного индивида, призванного пройти долгий путь внутреннего духовного развития в течение этой жизни и всего существования, но и способность осознавать, жизнь всего человечества, как непрерывный духовное продвижение, по пути которым ему дано пройти. 

По пути от не осознающего себя практически животного, не владеющего ничем, и занимающегося только своим выживанием, до существа понимающего основы мироздания и заботящемся о себе, своем будущем и всем том мире, который его окружает.

Осознание духовности, как аспекта смыслообразующего, давно никем в мире не воспринимается как парадокс, ибо жизнь это не только материальное качество. 

На одном только материальном качестве человечеству не удается долго устоять, потому, что его природа отлична от природы всего живого на планете. Именно способность осознавать себя, как духовное существо, способное познавать свое предназначение и смысл, выходящие за рамки этой реальности, этих осязаемых и видимых вещей, позволяют человечеству, заниматься такими вещами, которые его впрямую не касаются.

 Например, охрана окружающей среды, как комплекс совершенно убыточных проектов. Кто из живых существ думает о будущем и заботится о нем, кроме человека. Человек же тратит огромные материальные ресурсы, огромное количество времени и сил на то, плодами чего он сам не сможет  воспользоваться. 

Все говорят о том, что через двести лет исчезнет такой-то вид или температура на планете повысится на 5 градусов. И всех это серьезно занимает, хотя ни один из тех, кто об этом беспокоится сейчас и тратит дни и годы своей жизни, никогда не сможет при этом лично присутствовать и лично от этого пострадать. И тем не менее, человек занимается своим будущем, вкладывая в него, отрывая от настоящего. 

Это иллюстрирует способность человека к трансцендентности, к выходу за рамки обыденности, за рамки прагматичности. Но именно эта трансцендентность, позволяет человеку быть наиболее выживающим существом, не только обеспечивающим развитие себя, как вида, но и осуществляющего продвижение своей вечноразвивающейся цивилизации на основе видения духовных законов, по которым это развитие осуществляется. 

Только осознание человечества себя единой цивилизацией, только способность постижения единства человечества, как одной страны, а всех людей, как его граждан может дать новый уровень качества жизни. 

Невозможно говорить об удовлетворенности качеством своей материально обеспеченной жизни, если рядом идет война и одни люди убивают других. 

Или, если человек в том государстве, где он живет, может быть дискриминирован по какому-либо признаку: по социальному ли, по половому, по национальному, расовому, или какому-либо другому. 

Только духовное осознание человечеством своего единства, как творения; равенства каждого человека перед Творцом, может помочь постичь необходимость борьбы с существующими предрассудками и суевериями, научиться уважать чужую культуру и религию, как часть разнообразного, но при этом единого человечества.

 Именно религия в течение тысячелетий давала основные духовные ценности, которые позволили человечеству, не только продвигаться на пути внутреннего духовного развития, но и развиваться на пути научно-технического прогресса. 

«Религия и наука - два крыла, с помощью которых взмывает в высоту человеческое мышление и развивается человеческая душа. На одном крыле летать невозможно: если бы кто-то попытался полететь лишь на одном крыле религии, то вскоре он упал бы в болото предрассудков, но если кто-нибудь попробовал бы лететь на одном крыле науки, то он тоже не продвинулся бы вперед, а сорвался в безнадежную трясину материализма».

Только использование двух равнозначных и взаимодополняющих путей познания: научного и духовного, позволит человечеству гармонически развиваться, достигая высших ступеней качества жизни, наполненной внутренней целостностью и характеризующейся пониманием смыслов, ценностей своей жизнедеятельности, как на уровне отдельного индивида, так и на уровне всего человечества в целом.



Просмотров: 526
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Влияние гендерных характеристик на оценку качества своей жизни.
  • Влияние ключевых посланий на качество жизни человека
  • Повышение качества жизни.
  • Качество моей жизни и жизни клиента
  • Качества, способствующие позитивным изменениям в себе и в жизни
  • Программа по улучшению здоровья и качества жизни
  • Некоторые ориентиры в работе над улучшением качества жизни
  • Изменение персонального качества жизни в социуме с помощью применения коучингового подхода
  • Изменить качество своей жизни
  • Простые правила для улучшения качества жизни.
  • Волшебная таблетка для повышения качества жизни!
  • Практика «осознанности» для улучшения качества жизни
  • Не пользуйтесь МАК - грозит учучшением качества жизни!
  • Новогодняя почта, как лайфхак в повышении качества жизни
  • Психосоматическая проблема с позиций реконструкции качества жизни
  • Три практические техники для повышения качества Вашей Жизни
  • Как повысить качество жизни, следуя законам природы.
  • Как улучшить качество жизни, почувствовав себя
  • Влияние детства на качество жизни
  • Влияние эмоций на качество жизни.
  • Социальная поддержка пациентов. Роль семьи в обеспечении качества жизни психически больных
  • О границах применимости парадоксальной теории изменений Арнольда Бейссера в практике реконструкции качества жизни
  • Влияние SFT на преодоление зависимого поведения и качество жизни в семьях с наркотической зависимостью
  • Топ 5 ограничений, которые сильно повысят качество вашей жизни
  • Влияние тревоги на качество жизни и методы самопомощи.
  • «Качество жизни» – Зачем психология обычному человеку? (Просто, как пять копеек!)
  • Смерть – это не отсутствие жизни, скорее иное качество бытия.
  • Качество жизни зависит от выбора предназначения!!!
  • Как улучшить качество жизни, если первая попытка провалилась?
  • Как гармонично развиваться в жизни. Сферы жизни. Часть вторая



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь