Как управлять собой с помощью силы мысли. Часть 3

Убеждения

     В двух предыдущих 1 и 2 частях https://www.psyoffice.ru/article/112124/  и  https://www.psyoffice.ru/article/113420/   говорилось о том, как обнаруживать автоматические мысли и как давать на них адаптивные ответы. С третьей части работы мы переходим на более глубокий уровень управления собой - путем выявления и изменения ограничивающих, иррациональных убеждений.

      Роль убеждений в жизни каждого из нас трудно переоценить. Но, всегда ли мы придаем должное значение их существованию и последствиям, которые они имеют для нас?

     Итак, разберемся с этим важным для каждого из нас понятием  - убеждением. Тем более есть с чем разбираться. Сам термин «убеждение» до сих пор неоднозначен и не имеет четкого определения. В третьей части предстоит ближе и глубже ознакомиться с убеждениями и прийти к четкому и ясному пониманию феномена самих убеждений. Найти ответ на вопрос – почему, иногда так сложно решаются проблемы и достигаются цели, а иногда решение проблем и достижение целей превращается в приятное путешествие в глубины собственного «Я». И как вы догадываетесь, - все дело в убеждениях, осознаваемых и подсознательных.

 

1.Глубинные убеждения

Все мы рождаемся без своих личных убеждений.      Но, начиная с детства с развитием второй сигнальной системы, у людей формируются определенные убеждения о самих себе, других людях и окружающем мире. Самые главные из них получили название - глубинные убежде­ния(А.Бек) или центральные(А.Эллис). Глубинные убеждения настолько глубоки и фундаментальны, что люди часто не могут их четко выразить и даже просто осознать.

 Джудит Бек/1/, приводит  простой  пример, ставший классическим, того как люди воспринимают незнакомый материал при чтении новой книги. При чтении новой книги в зависимости от наличия тех или иных глубинных убеждений, ивосприятие материала будет идти по-разному.  Джудит Бек условно выделяет в данной ситуации пять характерных типов отношения читателей к чтению новой книги.

Представьте себе, например, что несколько человек читают книгу об основах когнитивной терапии. У всех возникают различные эмоцио­нальные ответы на полученную информацию в зависимости от того, о чем они думают во время чтения.

Читатель А рассуждает так: "Хм, а это действительно толковая информа­ция. Эта книга поможет мне стать хорошим терапевтом!" Читатель А приятно взволнован.

Читатель Б, напротив, думает: "Это чепуха. Очень поверхностный подход. Это не сработает". Он разочарован.

Читатель В думает так: "Эта книга не оправдала моих ожиданий. Я зря по­тратил деньги". Он раздражен.

Читатель Г думает: "Наверное, мне стоит попробовать применить это в сво­ей работе. Но получится ли у меня?" - и его одолевает тревога.

Мысли читателя Д таковы: "Это очень сложно. Наверное, мне никогда этого не понять. Я не смогу стать хорошим терапевтом". Читатель Д крайне огорчен.

Остановимся на последнем случае, читателе Д.

Читатель Д расценивает свои мысли как чистую правду просто потому, что так "есть". Он подумал, что он не способен усвоить текст, и мог иметь сле­дующее глубинное убеждение: "Я ни на что не способен". Подобное убеждение может влиять на этого человека только тогда, когда он страдает депрессией, или же быть активным большую часть времени. Когда этот глубинный взгляд активизируется, читатель Д интерпретирует все происходящее с ним через призму этого убеждения, несмотря на то что с позиций здравого смысла соответствующие объяснения могут быть откровенно ошибочными. В данном случае читатель Д, вероятно, склонен принимать во внимание только ту информацию, которая подтверждает его глубинное убеждение, игнорируя или недооценивая информацию, которая ему противоречит. Так он поддерживает глубинное убеждение, даже если оно ошибочное и дисфункциональное(по А.Эллису – иррациональное).

Например, читатель Д не учитывает, что многие умные и образованные люди не всегда способны полностью разобраться в незнакомом материале при первом прочтении. Он не принимает в расчет и возможность того, что автор мог изложить материал недостаточно доходчиво и понятно. Ему не приходит вголову, что трудности с пониманием текста могли возникнуть из-за рассеянности, а не глупости. Он забывает, что всегда испытывал трудности, сталкиваясь большими объемами новой информации, но впоследствии нередко добивался завидного успеха. Находясь под влиянием активизировавшегося убеждения в собственной неспособности, этот человек автоматически интерпретирует си­туацию преувеличенно негативным способом и обвиняет в мнимой неудаче  самого себя.

По Аарону Беку глубинные убеждения бывают двух видов – категории беспомощности и категории неприятия. Наиболее типичные из них приведены в таблице:

Глубинные убеждения категории беспомощности

Я беспомощен 

Я ни на что не способен

Я бессилен

Я неуспешен

Я не контролирую ситуацию

Я никчемный 

Я слаб 

Я неудачник

Я уязвим   

Меня не уважают; меня презирают

Я нуждаюсь е помощи и поддержке 

Со мной что-то не так (в не такой, как другие)

Я в ловушке

Я недостаточно хорош (в плане достижений)

Глубинные убеждения категории неприятия

Меня не любят 

Я ничего не стою

Я непривлекателен 

 

Со мной что-то не так (другие люди

не любят меня)

Я нежеланный 

Я недостаточно хорош (чтобы быть

любимым другими людьми)

Меня не хотят 

Мне суждено принимать отказы

Обо мне не заботятся 

Мне суждено быть покинутым

Я плохой

Мне суждено страдать от одиночества

 

Глубинные убеждения – это фундаментальный уровень убеждений; они всеобъ­емлющие, сверхобобщенные, укоренившиеся и трудно поддающиеся изменениям. Их проработка и изменение требует от человека больших усилий и предварительной  подготовки.

Автоматические мысли, о которых шла речь в  двух предыдущих частях настоящей работы, являются наиболее поверхностным уровнем познавательной деятельности. Между глубинными убеждениями и автоматическими мыслями находятся промежуточные убеждения.

 

 

2.Промежуточные убеждения

 

          На основе глубинных убеждений формируются промежуточные убеждения (которые также зачастую не поддаются четкому выражению словами), вклю­чающие отношения, правила и предположения. Читатель Д, например, может иметь следующие промежуточные убеждения.

Отношение: "Как ужасно быть ни на что не способным!"

Правила/ожидания: "Я должен постоянно упорно трудиться".

Предположение: "Если я буду упорно трудиться, я, возможно, смогу до­стичь того, чего другие люди добиваются без особых усилий".

Такие промежуточные убеждения по своей сути, также являются дисфункциональными(иррациональными).

По А.Эллису промежуточные, иррациональные  убеждения существуют только в четырех формах, приведенных в следующей таблице:

 

Четыре иррациональные формы убеждений

 

Иррациональное убеждение

 

Рациональное убеждение

Требования

Х должно (или не должно),

Происходить, существовать

Предпочтения

Я бы хотела, чтобы Х произошло (не произошло), но это вовсе не значит, что так должно быть

Катастрофизирующие прогнозы

Если Х произойдет, это будет ужасно

Антикатастрофизирующие убеждения

Если Х случится, это будет плохо, очень плохо, но это не конец света

 

Убеждения, связанные с низкой толерантностью к фрустрации

Если Х произойдет, я этого не вынесу

 

Убеждения, связанные с высокой толерантностью к фрустрации

Если Х случится, это будет трудно вынести (пережить), но я смогу это сделать и еще буду счастлива

 

Обесценивающие убеждения

Если Х произойдет (или не произойдет), это значит, что я – никчемное существо (ничтожество)

Убеждения, связанные с принятием

Если Х случится, то это ни в коей мере не будет означать, что я – никчемное существо. Я – просто человек, а людям свойственно ошибаться

 

 

Легко заметить сходство в формах дисфункциональных по А.Беку и иррациональных по А.Эллису промежуточных убеждениях. Правила в точности совпадают с требованиями. Предположения находят выражение в катастрофизации и низкой толерантности к  фрустрации, отношение коррелируют с обесцениванием, хотя отношение шире и может быть отношением не только к себе, но и к кому-то или чему-то другому.

 

 

3.Взаимосвязь эмоций, поведения, автоматических мыслей и убеждений

Промежуточные убеждения влияют на восприятие человеком ситуации, которое в свою очередь определяет способ его мышления, и как следствие его эмоции и поведение. Взаимосвязь этих промежуточных убеждений, глубинных убеждений и авто­матических мыслей можно представить следующим образом:

 Как управлять собой с помощью силы мысли Часть 3

 

Рис. 1. Взаимосвязь между глубинными убеждениями, промежуточными убеждениями и автоматическими мыслями

 

В определенной ситуации скрытые убеждения человека (глубинные и про­межуточные) влияют на восприятие им этой ситуации, вследствие чего воз­никают автоматические мысли, характерные именно для этой ситуации. Эти мысли в свою очередь обуславливают эмоциональные, физиологические и поведенческие реакции.

Ниже взаимосвязь эмоций, поведения, автоматических мыслей и убеждений представлена на конкретном примере, женщины, которая приняла участие в семинаре: «Сам себе психолог».

 

 

 Еще один пример из практики – когнитивная модель, реакций человека страдающего паническими атаками:

 

 

 

4.Откуда берутся глубинные и промежуточные убеждения?

    Ранее отмечалось, что постепенно словесные инструкции, которые мы получаем от других людей и формируем сами, запоминаются, усваиваются, переходят во внутренний план и принимают вид внутреннего монолога или диалога с самим собой. В конце концов, они «сворачиваются» и перестают осознаваться, превращаясь в «истины в последней инстанции». В итоге словесные инструкции приобретают  форму убеждений.

 

 С раннего дет­ства люди стремятся постичь окружающий мир. Чтобы адаптироваться к раз­личным обстоятельствам и организовать свой опыт в определенную систему, они ищут в происходящем с ними логические взаимосвязи (Rosen, 1988). Взаимодействие с миром и другими людьми приводит к формированию и усвоению определенных выводов, то есть убеждений, точность и функциональ­ность которых могут варьироваться. Особо важен тот факт, что человеку под силу отказаться от дисфункциональных убеждений и приобрести новые, которые будут более функциональными и реалистичны­ми. Этой цели можно достичь в процессе когнитивной терапии.

В большинстве случаев первоначальное внимание терапевта обращено на автоматические мысли пациента, которые ближе всего к сознательному уров­ню. Чтобы улучшить самочувствие пациента и обнадежить его, терапевт учит его выявлять, оценивать и менять дисфункциональные автоматические мысли. И лишь затем тера­певт обращается к убеждениям, которые и являются причиной этих автоматических мыслей. Значимые промежуточные убеждения и глубинные убеждения подверга­ются всестороннему анализу и затем изменяются, с тем, чтобы изменилось вос­приятие пациентом себя, других людей и окружающего мира. Эти глубинные изменения снижают вероятность рецидива расстройства в будущем (Evans и др., 1992; Hollon, DeRubeis, &Seligman, 1992)

 

 

 

5.Авторское определение термина «Убеждение»

 

     Как было отмечено выше термин «убеждение» до сих пор неоднозначен и не имеет четкого определения. И употребляется в двух смыслах. «Убеждение» - как процесс, когда один человек склоняет(убеждает) другого человека или группу людей к чему-то, какому-то мнению или действию. Другими словами  убеждает в чем-то. Например, я убедил ее не идти сегодня вечером в кино.

  Второй смысл слова  «Убеждение»  - это личностный конструкт, когнитивное образование, который человек сам создал для себя и пользуется им в повседневной жизни. Именно, употребление термина «убеждение» в этом во втором смысле нас и интересует.

    По своей сути – убеждение это вербальное описание какой-то части объективно существующей реальности. Это идея. Но не просто идея, а идея, к которой у человека существует высокая степень доверия. Здесь характерно следующее - то, что я думаю об этом, так и есть на самом деле. Важно понять, что это устойчивое образование, идея, которая буквально владеет человеком. И  это то, чего при рождении у человека не было, это образование, которое человек сам создал в процессе анализа и обобщения своего жизненного опыта, хотя ему могли в этом «сильно помочь».

   С точки зрения нейрофизиологии – убеждение – это программа мозга, которую он выполняет автоматически и  безукоризненно. Это объясняет всем хорошо известный феномен – почему хочу одно, а делаю совсем другое.

     Мечта человека знать все обо всем. Это заложено в природе человека. Удобно,  точно знать, что и как будет происходить дальше. Поэтому человек стремиться постигать окружающую его реальность. Но, насколько глубоко и объективно он это делает? Насколько хорошо он тестирует реальность? Стремление знать все обо всем приводит к «сглаживающим», обобщающим описаниям реальности. Такие описания будут искажать реальность. С другой стороны описание реальности в какой-то ее части может быть переусложнено. И, следовательно, опять ей не соответствовать. И то и другое будет означать отрыв от реальности и тем насколько удачна эта попытка(вербального описания) определяется соответствием убеждения реальности и его логичностью.

Реальность всегда многообразнее, изощреннее, чем мы думаем о ней. Все знать обо всем невозможно, но решения в жизни часто  приходится принимать в условиях неполной информации.

    Кроме этого убеждения могут выполнять функцию замещения знаний, которые отсутствуют в опыте человека. А иногда человек начинает просто верить в небылицы,  опираясь на ложные сведения о ком-то или о чем-то. У такого человека плохо сформированы навыки тестирования реальности, т.е. – проверки получаемой информации на ее соответствие реальности. Работая на протяжении многих лет в школе КПТ, я перестал удивляться тому, что вопрос во время сеанса: «Ваше убеждение соответствует реальности?»  - приводит людей в замешательство. «Что значит - соответствует реальности?» - этот вопрос слышу довольно часто.

    Итак, на основании вышесказанного приходим к следующему определению термина «убеждение»:

 

     Убеждение – это попытка вербального описания части реальности на основе полученного опыта, знаний и размышлений, к которому  у человека существует высокая степень доверия, и на которую человек опирается в процессе мышления,  принятия решений и реагирования./С.И.Бочаров/

 

    Убеждение – это, прежде всего, идея, это структурная единица, некоторое суждение, утверждение, сведения о чем-то или ком-то, порция информации, информационный узел повышенной значимости, столп мировоззрения.

Убеждение концентрирует и обобщает опыт, упрощая процедуру восприятия и выработки способа реагирования.

Убеждения напрямую связаны с тем, что имеет значимость для человека. Убеждения отвечают на вопрос: «Что важно?». Поэтому, убеждения являются достаточно высоким уровнем регулирования восприятия событий, мышления, эмоционального реагирования, физиологических реакций и поведения человека, влияют на достижимость целей, на его здоровье и продолжительность жизни.

 

    Убеждения играют ключевую роль в восприятии событий. Убеждения хранят обобщенный опыт и информацию, которым предается повышенное значение. Убеждения – это инструмент интерпретации собственного поведения и поведения других людей. Убеждения есть призма, через которую человек воспринимает окружающий мир и самого себя, как часть этого мира. Опираясь на свои убеждения, человек мыслит и принимает решения. Опираясь на свои убеждения человек вырабатывает стратегии решения проблем, поведения, удовлетворения потребностей и достижения жизненных целей.

Убеждения являются источником мыслей, «матрицей для отливки» мыслей.

    Убеждения есть полезный и эффективный инструмент для оценки событий и принятия решений, если они соответствуют реальности и источником проблем, если они не соответствуют реальности.

    По своей сути убеждение – это идея, прочно овладевшая сознанием и подсознанием человека - психологическая программа мозга, которая выполняется им автоматически. Иногда убеждения настолько сильно владеют человеком, что он готов ради них умереть. А иногда овладевшая людьми идея сводит их с ума.

    История дает нам немало примеров, когда ради идей, т.е. собственных убеждений люди шли на костер и висельницы. С оружием в руках, брат шел на брата, сын - на отца. Часто за психическими расстройствами людей, которые не лечит нынешняя психиатрия, стоит всего лишь одно глубинное дисфункциональное убеждение, которое полностью овладело сознанием  человека.

 

6.Общие и частные убеждения

Общие убеждения – это убеждения о жизни, мире, природе, человеке, о себе самом – те, которые лежат в основе модели мира(мировоззрение).

Частные убеждения – это убеждения в сфере определенной предметной деятельности.

Примеры общих убеждений:

«Человек может все, для этого достаточно хотеть».

«Не любой человек, не  во всем и не всегда может достичь успеха».

«Люди сами не знают, что они творят».

«Если отнестись к человеку с пониманием, то и человек отнесется к тебе с пониманием».

«Если мне до сих пор не удалось найти хорошую работу, это означает, что я никчемный человек, я просто неудачник».

«Окружающий мир враждебен по отношению ко мне».

Примеры частных убеждений:

   «Для того, чтобы мне инженеру-электрику хорошо решать практические задачи,  необходимо понимать закон Ома».

«Мои клиенты чаще всего склонны обращаться за помощью в выходные дни»

 

7.Свойства убеждений 

1.Истинность  убеждений не вызывает сомнений у человека.

2.Убеждение  - это всегда широкое обобщение опыта.

3.Убеждение немыслимо без себя самого  - оно обладает свойством принадлежать мне, т.е. «быть моим», «быть частью моей личности».

 

8.Основные функции убеждений

 

  1. Основной функцией наших убеждений является доказательство того, что нечто истинно, а не проверка того, истинно ли это или нет на самом деле

    Разум человек, «захваченный» мощным убеждением будет всегда доказывать себе и другим, то предписание, которое содержится в убеждении. Приводить доказательства того, что это так и есть, игнорируя, противоречащую ему информацию. Главное здесь заключается в том, что если мы уж в чем-то убеждены, мы будем вести себя так, чтобы это убеждение подтвердилось. Т.е. если мы, например, искренне верим, что нас не любят, то и вести себя будем так, чтобы это верование подтвердилось — капризно, враждебно, подозрительно и т.д. и т.п.

    В известной истории, а точнее анекдоте, который любят рассказывать психотерапевты, как раз наглядно демонстрируется это свойство убеждений . Правда, есть сведения, что история эта на самом деле имела место в терапевтической практике А. Маслоу, однако сведения эти непроверенные.

Итак, жил-был пациент, который был твердо уверен, что он труп. Все попытки психотерапевта переубедить этого «живого мертвеца» неизбежно заканчивались крахом, и тогда он решился на крайнее средство.

Во время очередного сеанса он спросил своего пациента:

— Могут ли трупы кровоточить?

— Что вы, доктор, — снисходительно-покровительственно ответил пациент. — Вроде взрослый и умный человек, а не знаете такой простой вещи. Конечно, трупы не могут кровоточить!

И тогда психотерапевт достал припрятанный скальпель и быстро полоснул им по руке пациента. Полилась кровь, на которую воззрились оба присутствующих—один с недоумением, а второй с торжеством и надеждой (я думаю, вы догадались, кто).

— Так что вы теперь скажете? — первым не выдержал паузы психотерапевт.

— Да, доктор, — ответствовал пациент. — Теперь я вижу, что вы правы, а я не прав... Трупы могут кровоточить!

 

2.Убеждения функционируют как фильтры восприятия и мышления

     Вся информация, которая поступает человеку от органов чувств, а также периодически возникающие воспоминания из жизни человека фильтруется. Во внимание принимается та информация, которую человек считает для него важной, ценной и игнорируется та, которую человек такой не считает. Средством фильтрации как раз и являются убеждения, которые по своей сути отвечают на вопрос: «Что важно, что ценно[1]?»

И если конкретное убеждение человека искажено, оно может игнорировать ту информацию, которая на самом деле важна для человека и придать не соответствующую действительности повышенную значимость не существенной для человека информации.

Пример: У женщин с паническими атаками, на практике часто обнаруживается следующее промежуточное убеждение: «Если я останусь одна, и мне станет плохо, я могу упасть, потерять сознание, некому будет вызвать скорую помощь и это будет конец всему».

Это катастрофизирующее, не соответствующее действительности убеждение. Здесь ставится акцент и придается повышенная значимость сочетанию двух событий - угроза того, что может стать плохо и угроза остаться одной(т.е. остаться без посторонней помощи).

На самом же деле убеждение не искаженно воспринимающее сочетание этих событий звучит так: «Если я останусь одна, и мне станет плохо, это будет просто плохо или даже очень плохо, но это не конец света».

 

3.Убеждения определяют реакцию

    Почему убеждения определяют эмоциональные, физиологические и поведенческие реакции человека? Потому что человек имеет вторую сигнальную систему и опирается в восприятии событий именно на нее – вторую сигнальную систему – речь. Внутренний монолог или диалог интерпретирует(истолковывает) находит объяснение событиям (сигналам полученным от первой сигнальной системы – системы органов чувств) в рамках жизненного опыта, который для удобства использования хранится виде структурированной системы убеждений, верований и собственных образных представлений.

Пример: Женщина с ОКР. Поддерживает исключительную, излишнюю чистоту на кухне и в ванной, бесконечно и тщательно намывает посуду на кухне, избегает прикасаться руками к продуктам.

Промежуточное убеждение: «Если я перестану намывать посуду, поддерживать идеальную чистоту на кухне и в ванной, буду трогать руками продукты, то мой сын и муж получат от меня грязь, потому что я грязная»

 

4.Убеждения заполняют разрывы в знаниях

 

    Когда нам не хватает знаний о чем-то или о ком-то, нам нужны убеждения для заполнения этих разрывов. На основе полученных знаний, человек делает выводы о других ситуациях по аналогии. Такую процедуру  математики называют интерполяцией данных, если ситуация находится  в промежутке между уже полученными  данными и  экстрополяцией, если делается предсказание за пределами полученных данных, например о будущем.

Пример:   Женщина 27 лет рассуждает: моя бабушка и мама до тридцати лет имели стройные фигуры и нормальный вес, после тридцати они обе располнели. Это означает, что я после тридцати лет располнею, независимо от того, какой образ жизни я буду вести(экстрополяция тенденций в будущее).

Еще пример:  Женщина 55 лет рассуждает: моя старшая дочь развелась. Моя младшая дочь развелась. Это означает, что средняя дочь тоже разведется(интерполяция).

 

5.Убеждения придают смысл жизни, помогают сформулировать цели и выработать поведенческие стратегии

      Однажды я работал с клиентом, у которого была алкогольная зависимость. Причем инициатором его появления у меня была жена(что довольно часто бывает). На первой консультации он меня внимательно слушал, наконец, задал вопрос – я не пойму, куда вы клоните, вы что хотите, чтобы я вообще прекратил пить?

-А разве недостаточно аргументов за то, чтобы принять правильное решение?

-Так зачем мне такая жизнь вообще нужна, если даже выпить нельзя?

Его центральное убеждение - «Пить надо» определяет смысл его жизни. Жить имеет смысл, только если можно выпить.

 

6.Убеждения являются самоисполняющимися пророчествами, и  самореализующимися предсказаниями

 

         Роль убеждений в жизни людей часто недооценивается. Люди ищут причину своих переживаний и невозможность удовлетворять потребности и желания в чем угодно, но только не в своих убеждениях. Тем не менее, как  это справедливо заметил П. Вацлавик, убеждения человека являются самоисполняющимися пророчествами или иначе самореализующимися предсказаниями. То есть в жизни вы и видите, и делаете, и получаете только то, в чем убеждены, – в полном соответствии с библейским «каждому по его вере».

 

    Весьма просто и доступно это важнейшее положение было раскрыто Д. Леонгардом и Ф. Лаутом в их книге «Ребефинг»:

 «Если Вы, – пишут данные авторы, – имели твердое убеждение, что люди изначально злы и склонны к обману, то встретив кого-нибудь, кто обходится с вами доброжелательно, Вы, естественно, предполагаете, что он имеет какое-то плохое намерение. Эта интерпретация поведения человека побудит Вас вести себя таким образом, что заставит этого человека стать злым по отношению к Вам. Если Вы считаете себя плохим водителем, Вы естественно, среагируете на эту мысль плохим вождением. Если Вы думаете, что у Вас есть тенденция стать бедным, то Вы будете делать все, чтобы привести себя к бедности. Есть много отличных способов объяснить феномен превращения мыслей в реальность, включая некоторые мистические толкования, но утверждение, что мысль создает поведение, а поведение производит результаты,– это точно и легко для понимания».



    В ныне ставшем классическим эксперименте группа американских психологов, проводя тестирование на интеллект в одной из школ, то ли случайно, то ли намеренно перепутали результаты, вследствие чего в группу «умников и умниц» попали те, которые никак не должны были в ней находиться, и наоборот. Каково же было удивление этих психологов, когда через полгода, вновь навестив эту самую школу, они убедились, что почти все учащиеся из ранее хронически отстающей группы выбились в лидеры по успеваемости! Ответ на то, почему так произошло, вполне ясен. Учителя, естественно, были ознакомлены с результатами тестирования и сформировали на основании полученных данных собственные убеждения о каждом из учеников. А убеждения – это, как вы теперь уже знаете, самореализующиеся предсказания или иначе самоисполняющееся пророчество. И одних только их хватило для того, чтобы полностью перевернуть педагогическую реальность.

Дело в том, что убеждения относятся к одному из высших уровней регуляции человеческого поведения и деятельности.

 

    Один наиболее важный для практики вывод, убеждения, выполняя для человека важную позитивную роль как мощный инструмент быстрого реагирования на события и принятия правильных решений,  могут оказаться весьма коварными для человека. Коварство убеждений в том, что они часто принимаются людьми без доказательств, как истина в последней инстанции, но на самом деле могут и не являться таковыми.

Важно осознать различие между истиной и убеждениями людей, которые по своей природе являются идеями. Убеждения человека – это всего лишь идеи, но не истина.

И как было показано ранее, нежелательные реакции в виде дисфункциональных чувств, неконструктивного поведения и неприятных и болезненных физиологических реакций – С, возникают у человека в одном единственном случае, когда искажено восприятие В события А.

    Если у человека появляются такие нежелательные реакции, то это означает, что за этим стоит искаженное, не соответствующее реальности убеждение. И естественно, такое убеждение нужно обнаружить и изменить.

       В следующей четвертой части настоящей работы мы поговорим о том, как можно выявить у себя иррациональные убеждения и как можно их изменить.

1.    Бек, Джутит. С. Когнитивная терапия: полное руководство. : Пер. с англ.— М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2017. – 400 с. :ил. – Парал. тит. англ.

 

 

[1] На вопрос «Что ценно?» отвечают не убеждения, а ценности человека. Ценности человека – это смысловые универсалии, выработанные обществом в процессе его развития. Например, для многих людей ценностью является семья. Это обстоятельство обязательно порождает убеждение типа: «Семья для меня имеет большую ценность и значит для меня очень многое или все». Т.е. любая ценность всегда отображается в убеждениях человека.



Просмотров: 485
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Убеждения – защита от страхов. Или почему мы не отпускаем свои убеждения.
  • "По вере Вашей..." - как влияют на жизнь человека его верования и убеждения
  • Как послания и убеждения влияют на жизнь человека?
  • Убеждения человека
  • Глубинные убеждения, которые формируются в детстве.
  • Навыки (убеждения) уверенного (ассертивного) человека.
  • Как изменить свои глубинные убеждения?
  • "Любовь? Её зарабатывают!" Что такое глубинные убеждения (КПТ)
  • Глубинные убеждения: молоток, который мы держим в руке
  • Токсичные убеждения про тревогу, которые у вас есть.
  • Семейное НЛП. Как убеждения успешных людей могут улучшить вашу семейную жизнь.
  • Автоматические мысли и глубиные убеждения с точки зрения КПТ
  • Кривые убеждения, которые мы "дарим" детям.
  • Убеждения, которые мешают вам быть счастливыми
  • Уверенность в себе 5. Убеждения и ценности, которые поддерживают неуверенность.
  • Убеждения, которые мешают справиться с паническими атаками
  • Мифы и убеждения про то, как устроен наш мир, которые всем портят жизнь
  • Как прошлое влияет на настоящее: глубинные негативные убеждения и их влияние на самооценку
  • Как убеждения влияют на нашу жизнь и можно ли стать хозяином своей судьбы благодаря работе с ними?
  • Какими бывают мысли и убеждения. Точка зрения когнитивной терапии.
  • Узнайте, есть ли у вас токсичные убеждения о себе.
  • В какой сфере жизни вы несчастны, там ваши убеждения и правила не действуют
  • Как убеждения могут испортить жизнь
  • Ложные убеждения о детях, которые портят нам жизнь
  • Убеждения, которые препятствуют выздоровлению
  • Убеждения, которые вы усвоили в детстве, но они до сих пор мешают вам жить.
  • Знания - Убеждения, Установки, которые мешают жить.
  • Про неосознаваемые убеждения, школу и меня.
  • Откуда "не берутся" деньги, или цена за наши убеждения.
  • Найти и обезвредить убеждения. Практика, которая позволяет достигать финансовых целей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь