Меня никто не понимает: как поколениям найти общий язык

Фраза из заголовка прочно прикрепилась к образу четырнадцатилетнего ребёнка. Вероятнее всего, каждый из нас будучи подростком хоть раз её говорил, а будучи родителем - хоть раз её слышал.

Что за ней стоит, и как собственно с ней справляться?

Восприятие мира у подростка максимально упрощено. Мир либо хороший, либо плохой, середины не бывает. Подросток находится в переходной стадии от безопасной среды до условно безопасной, в которой действуют причинно-следственные связи, и психике важно остаться целостной. Что она и пытается сделать всеми возможными способами, в том числе максимально отгородиться от ответственности. А заявление "Меня НИКТО не понимает" ни что иное, как попытка переложить ответственность за ситуацию на окружающую среду.
При возникновении малейшего когнитивного диссонанса сознание отгораживается от него. Проще сделать вид, что это мир делает что-то не так, чем признать происходящие в себе самом изменения. Гормоны, эмоции, тело, меняется всё, и в этот момент задача взрослых - дать понимание естественности этого процесса. 

"Меня не понимают" - на мой взгляд, лучшая отговорка на все времена. Меня не слышат, меня не понимают, и может даже не хотят слушать и понимать. Ребёнку страшно. Представьте, что вы оказались в обществе, где всё, что бы вы не сказали, не воспринималось бы всерьёз, где с вашим мнением бы не считались, где ваши потребности, даже базовые, не учитывались, или учитывались бы в последнюю очередь. Такой лайт-вариант тюрьмы. Вы же значимы, вы чего-то добились, вы личность, в конце концов! С ума сойти можно. Вот и подростковая психика не хочет сходить с ума, и ребёнок говорит о себе как можно громче. 

Чтобы стать личностью.

Конечно, это утрированно, конечно, это всё происходит неосознанно, подстрекательства и подлости здесь нет. Но дети продолжают кричать, хлопать дверью и считать себя правыми.

Если взрослый человек попадает в ситуацию конфликта интересов, он оценивает свои потребности и приоритеты, он ведёт аргументированный диалог и принимает взвешенное решение. Ребёнок чаще всего вести диалог не умеет, потому что с ним, как правило, такой диалог не ведут. Аргументация сводится к родительскому авторитету, не более, и это, в общем-то то же самое, что делает подросток, просто другими словами. 

Как ни странно, ребёнок очень хорошо понимает, чего хочет, другое дело, что не всегда его желания совпадают с реальной возможностью. Именно это необходимо донести тем самым диалогом. Если не получается вслух - можно пробовать письмо, только не мессенджеры, а бумагу. После эмоций, после отреагирования, важно начать диалог. Именно потому, что ребёнку-то действительно кажется, что его не слушают! 

Услышать мнение - не значит действовать в соответствии с ним, не значит "потакать" ребёнку. Дети могут быть несогласны с решениями родителей, это нормально. И для родителей принимать непопулярные решения тоже нормально. Важно, чтобы за всеми этими процессами был контакт между родителем и подростком. 

Самый простой способ его начать - сказать "Я пытаюсь понять, но у меня плохо получается, объясни мне". И действительно попытаться услышать потребность ребёнка.

Как продолжить - гораздо более сложный вопрос, упирающийся в способность обеих сторон проговаривать чувства и эмоции, в способность родителя увидеть в подростке формирующуюся личность, в желание наладить диалог, в конце концов. В способность отделить ребёнка от себя и принять его.

Это нелёгкий процесс, но результат стократно его компенсирует.



Просмотров: 419
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "У меня плохой ребёнок!"
  • Он должен продолжать меня добиваться даже, если я говорю ему "нет"
  • "Узнаешь ли ты меня, если меня подменят киборгом?" О любви и сомнении
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Откровенный разговор. "Мой ребёнок меня раздражает. А ваш?"
  • "Хочу чтобы она меня любила"... или основная потребность мужчины
  • Анализ сна: "На следующий день, после этого сна, меня предал близкий друг"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Пять элементов" в отношениях с подростками. Элемент №1 "Диалог".
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • "Мой ребёнок меня не уважает!"
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • "Почему у меня именно столько денег и сколько я стою?"
  • Как можно навредить ребёнку фразой "мой хороший!"
  • "Я толстая, потому что у меня медленный обмен веществ"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Работа с МАК". Расклад "Диалог с 3-х позиций восприятия".
  • Чувство вины и комплекс неудачницы: "Я хорошая, если у меня все плохо"
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • "Меня никто не любит!" - обиженным и недолюбленным посвящается...
  • "Расщепленный диалог" как инструмент решения проблемы собственными силами
  • "Никто меня не любит" Почему?
  • "Тело все помнит!" или "Почему меня колотит?"
  • "Мамочка, можно я встану в угол?" О наказании и прощении ребёнка и (или) себя.
  • "Начинаю с себя!" или "не смотри на меня так"!
  • "Полюби меня такой, какая я есть!.."



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь