Меня никто не понимает: как поколениям найти общий язык

Фраза из заголовка прочно прикрепилась к образу четырнадцатилетнего ребёнка. Вероятнее всего, каждый из нас будучи подростком хоть раз её говорил, а будучи родителем - хоть раз её слышал.

Что за ней стоит, и как собственно с ней справляться?

Восприятие мира у подростка максимально упрощено. Мир либо хороший, либо плохой, середины не бывает. Подросток находится в переходной стадии от безопасной среды до условно безопасной, в которой действуют причинно-следственные связи, и психике важно остаться целостной. Что она и пытается сделать всеми возможными способами, в том числе максимально отгородиться от ответственности. А заявление "Меня НИКТО не понимает" ни что иное, как попытка переложить ответственность за ситуацию на окружающую среду.
При возникновении малейшего когнитивного диссонанса сознание отгораживается от него. Проще сделать вид, что это мир делает что-то не так, чем признать происходящие в себе самом изменения. Гормоны, эмоции, тело, меняется всё, и в этот момент задача взрослых - дать понимание естественности этого процесса. 

"Меня не понимают" - на мой взгляд, лучшая отговорка на все времена. Меня не слышат, меня не понимают, и может даже не хотят слушать и понимать. Ребёнку страшно. Представьте, что вы оказались в обществе, где всё, что бы вы не сказали, не воспринималось бы всерьёз, где с вашим мнением бы не считались, где ваши потребности, даже базовые, не учитывались, или учитывались бы в последнюю очередь. Такой лайт-вариант тюрьмы. Вы же значимы, вы чего-то добились, вы личность, в конце концов! С ума сойти можно. Вот и подростковая психика не хочет сходить с ума, и ребёнок говорит о себе как можно громче. 

Чтобы стать личностью.

Конечно, это утрированно, конечно, это всё происходит неосознанно, подстрекательства и подлости здесь нет. Но дети продолжают кричать, хлопать дверью и считать себя правыми.

Если взрослый человек попадает в ситуацию конфликта интересов, он оценивает свои потребности и приоритеты, он ведёт аргументированный диалог и принимает взвешенное решение. Ребёнок чаще всего вести диалог не умеет, потому что с ним, как правило, такой диалог не ведут. Аргументация сводится к родительскому авторитету, не более, и это, в общем-то то же самое, что делает подросток, просто другими словами. 

Как ни странно, ребёнок очень хорошо понимает, чего хочет, другое дело, что не всегда его желания совпадают с реальной возможностью. Именно это необходимо донести тем самым диалогом. Если не получается вслух - можно пробовать письмо, только не мессенджеры, а бумагу. После эмоций, после отреагирования, важно начать диалог. Именно потому, что ребёнку-то действительно кажется, что его не слушают! 

Услышать мнение - не значит действовать в соответствии с ним, не значит "потакать" ребёнку. Дети могут быть несогласны с решениями родителей, это нормально. И для родителей принимать непопулярные решения тоже нормально. Важно, чтобы за всеми этими процессами был контакт между родителем и подростком. 

Самый простой способ его начать - сказать "Я пытаюсь понять, но у меня плохо получается, объясни мне". И действительно попытаться услышать потребность ребёнка.

Как продолжить - гораздо более сложный вопрос, упирающийся в способность обеих сторон проговаривать чувства и эмоции, в способность родителя увидеть в подростке формирующуюся личность, в желание наладить диалог, в конце концов. В способность отделить ребёнка от себя и принять его.

Это нелёгкий процесс, но результат стократно его компенсирует.



Просмотров: 353
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Прости меня" - что это значит?
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • "он назвал меня идиоткой, и я сразу поняла что это мой человек"
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • "Все равно его не брошу, потому что он хороший!"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • "Информационный мусор" что это и как он влияет на мой мозг?
  • Что это значит "прожить чувства"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь