|
"Мой ребёнок меня не уважает!"Автор статьи: Шмыгановская Наталья Петровна
«Мой ребёнок меня не уважает» Часто так бывает, что вырастая наши дети начинают вести себя как-то очень странно, не так как всегда. Это настораживает родителей. Отношения между одним из родителей (как правило это мама) и ребёнком уже не такие милые и нежные, а то и вовсе дети подростки становятся отстраненными и замкнутыми. Отношения со вторым родителем (это, как правило, папа) вообще оставляют желать лучшего - постоянная грубость в ответах, хорошо что хоть скандалы с криками - «вы меня не понимаете» происходят не каждый день. Согласитесь картина не радужная и жить в таких «семейных» условия с каждым днём становится всё сложнее и сложнее. Почему так происходит? Думаю многие мамы и папы задают периодически себе такой вопрос. Я попробовала разобраться в данной ситуации. Но перед тем как начать обсуждение предлагаю немного научной теории по данному запросу. За период своей жизни человек проходить несколько стадий или этапов становления своей личности. Это начинается с момента его рождения и продолжается почти до самой смерти. По некоторым источником становление личности наступает с момента зачатия, так называемое внутриутробное развитие, пренатальная психология плода. Первые стремительные шаги к самостоятельной жизни ребёнок делает в 3 года, это так называемый кризис 3-х лет. На самом деле как такового кризиса нет, просто ребёнок делает первые попытки совершать какие-либо действия самостоятельно, без маминой помощи: есть кашу, одеваться, обуваться, разбирать игрушки, что бы узнать что там находится в нутрии. И вот тут очень важна мамина чуткость и внимательность в отношении к малышу, ведь от того как мама будет реагировать на его самостоятельность зависит его будущее. Как в будущем этот уже подросший молодой человек или девушка будет реагировать на принятие самостоятельных решений, с честью и достоинством, уверенностью в своих действиях (естественно не противоречащих уголовному законодательству и социальным нормам общества) или же этот человек вырастет совершенно не приспособленный к самостоятельному принятию решений, уверенный в том что он всегда не прав и у него ничего не получится, поскольку за него всегда всё решала мама, не давая возможности к каким либо самостоятельным действиям. Почти сразу за периодом самостоятельности наступает момент, когда малыш снова никак не может обойтись без маминой помощи. В этот период многим мамам очень сложно понять поведение своего чада, буквально на прошлой недели он злился если ему не давали свободу самостоятельности, а тут вдруг снова не может шага ступить без мамы. Что это? Мой малыш заболел или он всё это делает мне на зло, знает же как маме тяжело со всем этим справляться, и всё равно не хочет ей помочь? Признайтесь, возникали такие или подобные мысли, когда ваш малыш был примерно в этом возрасте? На самом деле, ваш малыш просто ещё слишком маленький, что бы заниматься своей самостоятельностью до конца и с безудержным рвением. Это его первая попытка сделать что-то самому, он пробует себя в разных делах и оценивает, на своём уровне конечно, на сколько хорошо или плохо они у него получаются. А когда попыток сделано достаточно, оценки проставлены, балы умения или не умения посчитаны, малыш готов снова возвращаться к своему прежнему состоянию – быть ребёнком и практически полностью зависеть от своей мамы. Но этот период взросления малыша не проходит бесследно. На этом возрастном этапе малыш получает новообразование в виде умения самостоятельно совершать поступки и действия, теперь уже он в некоторой степени умеет принимать решения и делать выбор. И это основной момент для чего и возникает так называемый кризис 3-х лет – научение самостоятельности. Это первый большой период сепарационного отделения от мамы на психологическом уровне (до этого было только физическое отделение – процесс рождения). Следующим периодом сепарационного отделения является школьный период. В это время ребёнок начинает активно познавать окружающую действительность на научном уровне, если можно так выразится. Т.е ему официально объявляют о том что он уже и так знал. В официальном учебном учреждении специальная тётя, которая называется учительница, ещё раз учит его читать и писать, а кроме того, рассказывает много нового, о чём не рассказывали мама и папа. Т.е получается, что тётя знает больше чем мама? Как такое может быть? И ребёнок впервые на бессознательном уровне начинает сомневаться в родительской компетенции. Для него открывается новый мир – мир знаний и науки, по сути того же самого о чём говорили его родители (если говорили), но с совершенно другой стороны, со стороны научных знаний. Ребёнок постепенно принимает мысли, что не все обстоятельства в жизни зависят от его родителей, что родители не Боги и не могут изменить ход времени. И родитель всё больше начинает отходить на второй план в познании мира, всё ещё оставаясь при этом основным источником жизнеобеспечения: накормить, одеть, помочь с уроками, отправить в школу, потому что ребёнок не может ещё обеспечить себя сам. По окончании этого периода полученное ребёнком новообразование сводиться к миропониманию своими глазами, а не глазами своих родителей. Уже будучи подростком, ребёнок начинает осознавать, что мир это не часть его семейной системы, а как раз наоборот – он и его семейная система это часть мира. И то, каким будет его мир, зависит в первую очередь от него самого. Это второй большой период сепарационного отделения на уровне «я и мой родитель». Здесь уже не только физиологическое и психологическое отделение от мамы, тут нечто большее - у ребёнка-подростка в голове начинают заводится мысли о себе, совеем бытии и месте в этом мире, и он начинает их думать. Кроме того появляется возможность самостоятельного заработка – а это означает что подросток всё меньше зависит от родителей. И с каждым годом его взросления надобность в них как бы отпадает, хотя на самом деле это совершенно не так. Резюмируя всё вышесказанное, вырисовывается следующая картина. Получается, что с каждым новым «кризисом» взросления, ребёнок получает что-то новое в плане психологического развития. А именно – каждый год взросления характеризуется получением умения для самостоятельной жизни. С начала это умения самостоятельно держать ложку и завязывать шнурки, т.е отказ от родительской помощи в пользу проявления самостоятельности. А в подростковом возрасте – это оформление индивидуальной личности со своим личным мнением и взглядом на жизнь и, опять таки, тот же отказ от родительской помощи в пользу самостоятельности, НО... Когда вашему малышу 3 годика, и он пытается сам завязывать шнурки, то это просто здорово: он учится, он помогает маме, он взрослеет; это классно и замечательно. И в этом случае маму совершенно не пугает его самостоятельность. А вот когда малышу 15 лет и он сам хочет делать выбор, принимать для себя решения и зарабатывать личные деньги для подержания своей минимальной независимости – то это начинает вызывать у родителей панику, обостряется чувство собственной не нужности. Ведь малыш перестаёт их слушать, мнение родителей значат для него всё меньше и меньше, он не обращаться к ним за помощью. Картина печальная, Но… Если перечитать ещё разок всё сказанное выше, то получается весьма занимательная вещь. По сути, всё что происходить с ребёнком на протяжении всей его жизни с момента рождения, в период подросткового развития и далее – это ничто иное как процесс обучения и научения, получение новых навыков и умений. Это процесс роста и развития самостоятельной и независимой личности, личности, которая хочет сама себя содержать во всех сферах своей жизнедеятельности (если можно так выразится). Разница лишь в том, что в 3 года (7 лет) это было физиологическое научение – завязывание шнурков, сбор портфеля в школу, а в подростковом возрасте – это уже следующая ступень, обучение на психологическом уровне – самостоятельное принятие решений, выработка своего мнения. Могу предположить, что именно этот момент и пугает родителей, возможно именно это и заставляет родителей считать что с их мнением больше не считаются. В некоторой степени так и происходить, но не потому что мнение родителей больше не уважают, а потому что начинает появляться своё мнение, независимое от родителей, начинает появляться своя точка зрения не совпадающая с родительской, так как ваш ребёнок это новое поколение, это будущее. И то, каким будет это будущее, зависит от вас (родителей) в сложении с вкладом в это же самое будущее и ваших детей. P.S: Не отворачивайтесь от вашего малыша в переломные для него моменты, не важно сколько ему при этом лет: 3 года, 7 лет или 15. Поддержите его, не сомневайтесь – он это оценит. Он обязательно прислушается к вашему мнению, но для этого ему нужно чётко выстроить своё, на твёрдом фундаменте вашего. И ваша основная здесь заслуга – это дать ему этот фундамент и дать ему возможность строить. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|