|
«Специальный ребёнок»: особенности семейного уклада. О чём стоит предостеречь родителей?Автор статьи: Купрейкина Юлия Васильевна
Когда ребёнок заболевает, жизнь семьи переходит в экстренный режим концентрации на нуждах и потребностях больного ребёнка. Обеспокоенные родители денно и нощно крутятся вокруг своего маленького страдальца: «вот тебе градусник», «вот тебе таблеточка», «прополощи горлышко»... Чудесный момент выздоровления ребёнка ознаменовывается радостью, родители наконец облегчённо выдыхают, и быт семьи возвращается к привычному образу жизни. Но не любая детская болезнь разрешается полным выздоровлением, иногда заболевание ребёнка остаётся с ним на долгие годы, если не на всю жизнь. Задержка психического развития, аутизм, синдром Дауна, детский церебральный паралич – всё это способствует тому, что уклад семьи перестраивается в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка с ограниченными возможностями. Такие семьи, безусловно, обладают определённой спецификой. В данном контексте принято говорить о проблемах семьи со «специальным ребёнком», однако стоит учитывать, что эти трудности не являются непреодолимыми и имеют свои пути решения. Очевидно, что сам факт отличия ребёнка-инвалида от других детей служит стрессовым фактором для родителей. Перед семьёй периодически может вставать неопровержимым постулатом мысль о том, что недостаток, присущий ребёнку, не победить, в связи с чем встаёт вопрос: а стоит ли вообще пытаться что-либо сделать? Другая крайность: родители не признают болезнь ребёнка, воспринимая его как совершенно нормального, требуя от него всех атрибутов, свойственных «нормальности». Важно помнить о том, что в первую очередь, это всё же ребёнок, и он обладает потребностями, характерными обычным детям, и уже на втором плане находятся его «инаковость», специфические особенности, вносящие свои коррективы в картину детства. «Специальному ребёнку» необходим особый уход, что зачастую накладывает существенный отпечаток на жизнь родителей. Так, не редки случаи, когда мать исключает из своей жизни профессиональную деятельность, целиком и полностью сосредотачиваясь на воспитании особого ребёнка. Отец же, в свою очередь, являясь единственным добытчиком в семье, напротив, замыкается на работе, преследуя благородную цель прокормить семью и обеспечить оплату медицинских, психологических и педагогических мер вмешательства со стороны специалистов. В таком случае регулярная смена ролей отца и матери может способствовать улучшению ситуации в семье и отношений между супругами. Кроме того, если в семье присутствуют другие дети, а также родственники, готовые поддержать и помочь не только словом, но и делом, жизнь семьи существенно облегчается, а супруги получают шанс заниматься досугом. В семьях с двумя и более детьми, один из которых ограничен в своих возможностях, здоровый ребёнок может испытывать стресс в двух направлениях. Во-первых, стресс, связанный с необходимостью ухода за особенным братом или сестрой (если здоровый ребёнок старше). Во-вторых, стресс, обусловленный дефицитом внимания со стороны родителей, сконцентрированных на воспитании «специального ребёнка» (если здоровый ребёнок младше). Братья и сёстры для ребёнка-инвалида являются важным элементом, связывающим его с другими детьми, и способны упростить такому ребёнку решение задачи по интеграции в социум. Здоровому же ребёнку уход за братом или сестрой обеспечивает развитие важных человеческих качеств: доброты, милосердия, отзывчивости, терпимости и т.д. В обществе за пределами родственных связей далеко не всегда относятся с пониманием к проблемам семей с особыми детьми. Зачастую такие дети лишены возможности полноценных социальных контактов, особенно со здоровыми сверстниками, либо за счёт негативного отношения окружающих, либо по причине ограничения ребёнка от мира по воле самих родителей, стремящихся обеспечить ему гарант безопасности. Данное стремление приводит родителей к тому, что они исключают из жизни своего ребёнка общественные мероприятия любого рода (детские площадки, кино, театр, цирк, праздники и т.п.), с рождения обрекая на изоляцию от общества. Подобные ограничения не оставляют ребёнку даже шанса на успешную социализацию, почему их и следует избегать или, по крайней мере, не доводить до крайности. Помимо этого, в настоящее время семьи с особыми детьми имеют возможность налаживать контакты между собой и объединять свои усилия на пути к достойной жизни для своих детей. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|