"У меня плохой ребёнок!"

Какие запросы вам, как психологам, поступают чаще всего?

Мне, обычно поступает именно такой: «У меня плохой ребенок! Он не послушный, он агрессивный, он балуется, он бегает и шумит, он плохо кушает, он не хочет учиться, он... Исправьте мне ребенка!».

Когда я спрашиваю: «А почему он у вас такой?», то кто-то обижается, кто-то пожимает плечами, а кто-то и в открытую говорит: «Ну вот такой получился - бракованный!»

С первой категорией ещё можно работать, они хотя бы осознают, что в «бракованности» их ребенка есть и их ответственность.

Я начинаю долго и кропотливо собирать информацию о том, что же конкретно родителей не устраивает в их ребенке? Потому что зачастую говорят люди одно, но хотят чего-то совершенно другого. Почему, обычно, ребенок «не слушается»? Есть три причины, и все они глобальны.

Причина первая: Таким образом ребенок привлекает к себе внимание.

У меня плохой реб нок
Да, на него ругаются, да, его наказывают, но хотя бы таким образом родители с ним коммуницируют. Поэтому, ряд вопросов, который я задаю на консультации - «как часто вы обнимаете ребенка? Как часто вы ходите куда-то с ребенком (в парк, в театр, кататься на велосипедах/коньках/пр.)? Кто обычно находится с ребенком дома: родители, бабушки-дедушки или няня? Есть ли у вас настольные игры? Какие? Играете ли вы с ребенком? Как часто вы говорите, что любите ребенка и что он вам дорог?». Ответы на эти вопросы позволяют понять сколько ребенку уделяют внимания именно родители.

Зачастую родители (даже из внешне благополучной семьи) просто не задумываются над тем, что ребенку просто необходимо участие с их стороны в его жизни. Ребенку важно знать, что у него есть мама и папа, что они его любят, что они проводят с ним время. Пусть это даже, например, компьютерные игры. Но вместе. Ребенку важно, что бы родители его хвалили и подмечали его, пусть и не большие, положительные результаты. Но, к сожалению, родители, которые приходят с запросом «Мой ребенок плохой», обращают внимание только на негативные результаты.

Пример: ребенок прыгал по вкопанным в землю покрышкам, упал, испачкался.

Что надо сказать, что бы показать ребенку свою поддержку? «Ой, ты не сильно ударился? Смотри как здорово и высоко ты прыгал! Ничего, в следующий раз ты будешь аккуратнее и не упадешь»

Как говорят родители «плохих» детей? «Посмотри на себя, ты весь грязный! Только и делаю, что стираю на тебя, ты такой неуклюжий, не можешь даже поиграть без того, что бы не упасть и не испачкаться!»

Видите разницу? В первом случае ребенок чувствует поддержку, он знает, что это происшествие одно из многих не заслуживающих внимания. Ребенок, заручившись родительской поддержкой, знает, что ничего плохого не произошло, что всё в порядке.

Во втором случае, особенно, когда подобных случаев множество, ребенок понимает, что делать что-то «хорошо» совершенно бессмысленно, потому что все равно родители внимания не обратят, поэтому нужно делать «плохо».

А сколько потом таких «плохих» и «бракованных» выросших детей ходят на консультации психологов и психотерапевтов? А сколько не ходят, а так и живут с чувством неполноценности, с чувством, что они настолько плохие, что никогда у них не будет хорошо. Что все неприятности, которые с ними случается — это лишь закономерный итог их «бракованности». Выросшие дети нереализованные в личных отношениях и бегущих от тепла, потому что «Нет-нет, меня нельзя любить, я плохой/плохая».

Причина вторая: Многие родители (да и вообще взрослые) забывают о том, что ребенок — это тоже человек, у которого есть свои желания, цели, свои любимые и не любимые блюда/занятия/люди.


Ребенок начинает сопротивляться, когда родители пытаются заставить его заниматься тем, что нравится родителям, кушать то, что любят родители, играть в те игры, которые родители считают правильными. И в общем, и целом жить так, как считают должным родители.

Маленькому ребенку можно предлагать на выбор несколько занятий: порисовать, поиграть в куклы/машинки, поиграть в магазин, почитать книгу и прочее. И ничего страшного, если ребенок, раз за разом выбирает одно и то же занятие. Значит, в данный момент, ему это наиболее интересно и значимо.

Ребенок более старшего возраста может уже сам высказывать желание/не желание чем-то заниматься. Это же действует в отношении различных кружков. Если вы хотите чтобы ваш ребенок стал художником, вовсе не значит, что ребенок хочет того же. Он может мечтает танцевать.

Важно понимать, что в наше время нет занятий «для девочек» и «для мальчиков». Социальные роли часто смешиваются, меняются — это нормально. Общество развивается, и вот, уже у мальчиков появляется возможность стать хореографом, а у девочек — слесарем.

Согласитесь, это здорово, когда каждый может заниматься по-настоящему любимым делом, а не зарабатывать на жизнь, стиснув зубы.

Наблюдала такую историю: папа собирал сына в садик, сын закатил натуральную истерику, рыдал, вырывался из папиных рук, кричал, начал задыхаться. И всё это потому, что мальчик не хотел надевать конкретную кофту. Папа же не хотел давать другую кофту, потому что мама оставила именно эту, значит идти надо в ней. Я посоветовала дать ребенку выбрать одежду, мальчик выбрал другую кофту и истерика сразу же прекратилась.

Это яркий пример того, когда мнение родителей не совпадает с мнением ребенка. Конечно нужно ставить некие рамки детям, но в основном, это касается безопасности ребенка. Предоставьте ребенку самому выбрать в чем он пойдёт, что будет есть, во что играть и какие кружки посещать.

Если же вы видите, что самостоятельно ребенок выбирает одежду, мягко говоря «не очень». Например: зеленые колготки, желтый бант, красная кофта, синяя юбка — то просто объясните ему про сочетания цветов. Или забейте, может ваш ребенок — творческая личность и так видит:)

Причина третья: физиологические проблемы.


Иногда маленькие дети капризничают, проявляют тревожность из-за плохого самочувствия. Кто-то из детей не может пока сказать, что у него что-то болит. Кто-то не считает нужным.

В итоге ребенок капризный, неусидчивый. А причина может быть как и весьма банальной, так и очень серьезной, но не видимой с первого взгляда.

Как я узнала, что у моего ребенка отит? Она сидела за обедом и плакала. Я спросила в чём дело, она ответила, что ей больно жевать, что когда жует — то начинает за ухом болеть. Сразу в охапку и к лору. ЛОР спросил у дочки, а когда это началось, она сказала, что 2 дня назад. Я в шоке спрашиваю: «Почему же ты не сказала мне раньше???» Дочка говорит: «Я сказала, что у меня ухо заложило, ты сказала, чтоб я позевала и всё пройдёт».

На самом деле, мы летели в самолёте и дочь пожаловалась, что у неё заложило ухо. Я, естественно, подумала, что дело в самолёте. И всё. Ребенок пожаловался, обратную связь получил, а о том что бы сказать, что заложенность не проходит, что появилась боль — ребенок просто не подумал, что нужно сказать.

Обычно же как бывает? Раскапризничался ребенок — температуру померили — температура нормальная — ребенок здоров. А о том, что у ребенка может начинаться аллергия (пятен нет, но есть сильный зуд), гастрит (болит живот при приёме пищи), проблемы с сосудами головного мозга (ребенок истерит и не может успокоиться, плохо запоминает и воспринимает информацию) — родители не думают.

Обращайте внимание на любое поведение ребенка, отклоняющейся от нормы (от нормы ребенка!) и вовремя реагируйте!

 

Дорогие родители! Прежде чем бежать к психологу с просьбой «Исправьте мне бракованного ребенка», задумайтесь: может проблема вовсе и не в ребенке? Понимаю, что очень сложно, иногда, побороть свой эгоцентризм. Но, может, стоит хотя бы попытаться?

 



Просмотров: 385
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать
  • Что делают родители, чтобы ребенок не хотел учиться.
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ребенок жалуется, что его обижают. Что делать?
  • Что должны родители ребёнку и ребенок родителям?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как объяснить ребенку, что родители его любят?
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • На что способен мой ребенок или что за Личность пришла в мою жизнь???
  • Что делать если Вы узнали, что ребенок врет.
  • Что делать, если узнали, что ребенок курит?
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • “Ну и что, что мой ребенок тревожный? Он будет полицейским/врачом/пожарным и точка!”
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как ваш ребенок понимает, что вы его любите?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что же это значит, коль ребенок плачет?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Ребенок не может ни с кем сдружиться. Что делать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь