|
"У меня плохой ребёнок!"Автор статьи: Гурина Анна Александровна
Какие запросы вам, как психологам, поступают чаще всего?
Мне, обычно поступает именно такой: «У меня плохой ребенок! Он не послушный, он агрессивный, он балуется, он бегает и шумит, он плохо кушает, он не хочет учиться, он... Исправьте мне ребенка!». Когда я спрашиваю: «А почему он у вас такой?», то кто-то обижается, кто-то пожимает плечами, а кто-то и в открытую говорит: «Ну вот такой получился - бракованный!» С первой категорией ещё можно работать, они хотя бы осознают, что в «бракованности» их ребенка есть и их ответственность. Я начинаю долго и кропотливо собирать информацию о том, что же конкретно родителей не устраивает в их ребенке? Потому что зачастую говорят люди одно, но хотят чего-то совершенно другого. Почему, обычно, ребенок «не слушается»? Есть три причины, и все они глобальны. Причина первая: Таким образом ребенок привлекает к себе внимание.
Зачастую родители (даже из внешне благополучной семьи) просто не задумываются над тем, что ребенку просто необходимо участие с их стороны в его жизни. Ребенку важно знать, что у него есть мама и папа, что они его любят, что они проводят с ним время. Пусть это даже, например, компьютерные игры. Но вместе. Ребенку важно, что бы родители его хвалили и подмечали его, пусть и не большие, положительные результаты. Но, к сожалению, родители, которые приходят с запросом «Мой ребенок плохой», обращают внимание только на негативные результаты. Пример: ребенок прыгал по вкопанным в землю покрышкам, упал, испачкался. Что надо сказать, что бы показать ребенку свою поддержку? «Ой, ты не сильно ударился? Смотри как здорово и высоко ты прыгал! Ничего, в следующий раз ты будешь аккуратнее и не упадешь» Как говорят родители «плохих» детей? «Посмотри на себя, ты весь грязный! Только и делаю, что стираю на тебя, ты такой неуклюжий, не можешь даже поиграть без того, что бы не упасть и не испачкаться!» Видите разницу? В первом случае ребенок чувствует поддержку, он знает, что это происшествие одно из многих не заслуживающих внимания. Ребенок, заручившись родительской поддержкой, знает, что ничего плохого не произошло, что всё в порядке. Во втором случае, особенно, когда подобных случаев множество, ребенок понимает, что делать что-то «хорошо» совершенно бессмысленно, потому что все равно родители внимания не обратят, поэтому нужно делать «плохо». А сколько потом таких «плохих» и «бракованных» выросших детей ходят на консультации психологов и психотерапевтов? А сколько не ходят, а так и живут с чувством неполноценности, с чувством, что они настолько плохие, что никогда у них не будет хорошо. Что все неприятности, которые с ними случается — это лишь закономерный итог их «бракованности». Выросшие дети нереализованные в личных отношениях и бегущих от тепла, потому что «Нет-нет, меня нельзя любить, я плохой/плохая». Причина вторая: Многие родители (да и вообще взрослые) забывают о том, что ребенок — это тоже человек, у которого есть свои желания, цели, свои любимые и не любимые блюда/занятия/люди.
Маленькому ребенку можно предлагать на выбор несколько занятий: порисовать, поиграть в куклы/машинки, поиграть в магазин, почитать книгу и прочее. И ничего страшного, если ребенок, раз за разом выбирает одно и то же занятие. Значит, в данный момент, ему это наиболее интересно и значимо. Ребенок более старшего возраста может уже сам высказывать желание/не желание чем-то заниматься. Это же действует в отношении различных кружков. Если вы хотите чтобы ваш ребенок стал художником, вовсе не значит, что ребенок хочет того же. Он может мечтает танцевать. Важно понимать, что в наше время нет занятий «для девочек» и «для мальчиков». Социальные роли часто смешиваются, меняются — это нормально. Общество развивается, и вот, уже у мальчиков появляется возможность стать хореографом, а у девочек — слесарем. Согласитесь, это здорово, когда каждый может заниматься по-настоящему любимым делом, а не зарабатывать на жизнь, стиснув зубы. Наблюдала такую историю: папа собирал сына в садик, сын закатил натуральную истерику, рыдал, вырывался из папиных рук, кричал, начал задыхаться. И всё это потому, что мальчик не хотел надевать конкретную кофту. Папа же не хотел давать другую кофту, потому что мама оставила именно эту, значит идти надо в ней. Я посоветовала дать ребенку выбрать одежду, мальчик выбрал другую кофту и истерика сразу же прекратилась. Это яркий пример того, когда мнение родителей не совпадает с мнением ребенка. Конечно нужно ставить некие рамки детям, но в основном, это касается безопасности ребенка. Предоставьте ребенку самому выбрать в чем он пойдёт, что будет есть, во что играть и какие кружки посещать. Если же вы видите, что самостоятельно ребенок выбирает одежду, мягко говоря «не очень». Например: зеленые колготки, желтый бант, красная кофта, синяя юбка — то просто объясните ему про сочетания цветов. Или забейте, может ваш ребенок — творческая личность и так видит:) Причина третья: физиологические проблемы.
В итоге ребенок капризный, неусидчивый. А причина может быть как и весьма банальной, так и очень серьезной, но не видимой с первого взгляда. Как я узнала, что у моего ребенка отит? Она сидела за обедом и плакала. Я спросила в чём дело, она ответила, что ей больно жевать, что когда жует — то начинает за ухом болеть. Сразу в охапку и к лору. ЛОР спросил у дочки, а когда это началось, она сказала, что 2 дня назад. Я в шоке спрашиваю: «Почему же ты не сказала мне раньше???» Дочка говорит: «Я сказала, что у меня ухо заложило, ты сказала, чтоб я позевала и всё пройдёт». На самом деле, мы летели в самолёте и дочь пожаловалась, что у неё заложило ухо. Я, естественно, подумала, что дело в самолёте. И всё. Ребенок пожаловался, обратную связь получил, а о том что бы сказать, что заложенность не проходит, что появилась боль — ребенок просто не подумал, что нужно сказать. Обычно же как бывает? Раскапризничался ребенок — температуру померили — температура нормальная — ребенок здоров. А о том, что у ребенка может начинаться аллергия (пятен нет, но есть сильный зуд), гастрит (болит живот при приёме пищи), проблемы с сосудами головного мозга (ребенок истерит и не может успокоиться, плохо запоминает и воспринимает информацию) — родители не думают. Обращайте внимание на любое поведение ребенка, отклоняющейся от нормы (от нормы ребенка!) и вовремя реагируйте!
Дорогие родители! Прежде чем бежать к психологу с просьбой «Исправьте мне бракованного ребенка», задумайтесь: может проблема вовсе и не в ребенке? Понимаю, что очень сложно, иногда, побороть свой эгоцентризм. Но, может, стоит хотя бы попытаться?
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|