Ребенок, родители, школа: как наладить сотрудничество? Часть II

Разделение ответственности за процесс и результаты обучения

Следующий момент, которых хочется выделить, это ответственность за успехи ребёнка. Кто её несёт в вашей семье? Сам ребёнок? Его мама? Вся семья, включая бабушек и кошку с собакой?

К сожалению, иногда бывает так, что вся семья или кто-то из её членов находятся в сильном слиянии друг с другом. Это можно заметить в первую очередь по слишком часто используемому местоимению "МЫ". Например, если вся семья легла спать в одно  время, то назавтра сказать "Мы легли спать в одиннадцать" будет нормальным и естественным. А если спать лёг только ребёнок, то "мы легли спать в одиннадцать", сказанное мамой, которая угнездилась в час ночи, уже настораживает. Если в семье постоянны фразы "мы пошли в школу", "мы заболели", "мы получили медаль", "мы подолгу сидим за уроками", "мы не кушаем то-то и то-то", а при этом подразумевается вообще-то только ребёнок, задайте себе вопрос — кто именно пошёл в школу, заболел и так далее? И отчего это мы так сильно слились друг с другом, что перестали чувствовать границы личности? И начните разделяться — потому что полное слияние между людьми хорошо только в двух случаях — во время полового акта и беременности. Во всех остальных случаях следует помнить, что сколько человек, столько и личностей, судеб, жизней, а не одна жизнь на всех...

Кстати, часто люди сливаются даже со своими домашними питомцами. Моя подруга-ветеринар это регулярно наблюдает, когда в клинику к ней приходит человек с кошечкой-собачкой-хомячком и с порога заявляет — мы заболели! "Людей не лечим," — отвечает она, чем вызывает недоумение клиента. Он говорит — ну, это кошечка заболела! Она уточняет — а откуда тогда "мы заболели?" В общем, весело и грустно всё это одновременно, но вернёмся к нашим баранам... школьникам.

Чем чревато слияние членов семьи? Да вот как раз тем, что кризисы сепарации не пройдены, отдельная личность не формируется, воля и ответственность не приобретаются. И тогда полученная ребёнком двойка становится двойкой для всей семьи. Личная трагедия прям для мамы, папы и всей родни до седьмого колена.  Непонятно, кто в этой двойке виноват и что делать... и кому должно быть за неё стыдно, и кто должен её исправлять. А всё очень просто — прочитайте, чьё имя и фамилия написаны на дневнике или тетради с двойкой — вот на нём и ответственность. А мамин-папин аттестат уже где-то в шкафчике лежит, так что расслабьтесь, дорогие родители, и вспомните, в чём состоит ваша ответственность в деле обучения вашего школьника.

Родители должны обеспечить ребёнку место для сна, отдыха и учения, учебные принадлежности, форму для уроков и физкультуры, всё, что понадобится для выполнения классных и внеклассных заданий — всё, что надо купить. Родители должны обеспечить полноценное питание и режим дня. Эмоциональную поддержку и любовь своему ребёнку, ощущение безопасности в семье и защиты в случае необходимости. Родители должны научить ребёнка организации своего времени и пространства — распределить время для дел и отдыха, достать вещи из портфеля и сложить новые по списку или расписанию, взять с собой спортивную форму и обувь, не забыть принести их из школы назад.

А вот СДЕЛАТЬ всё это ребёнок должен сам. САМ должен сделать уроки ВОВРЕМЯ. САМ должен сложить содержимое портфеля, сам должен вспомнить, что надо пойти собрать в сквере листочки-шишки для урока труда или что-то подобное сделать. Это его сфера ответственности, не родителей. И если не сделал вовремя — то САМ назавтра объяснил учителю,что такого случилось и почему все в спортивной форме, а он — нет, или почему уроки не сделаны. И сам получить свою порцию стыда и связать это со СВОИМИ действиями, а не с мамиными-бабушкиными. Сделать выводы и в следующий раз позаботиться обо всём вовремя.

Ребенок родители школа как наладить сотрудничество Часть II

Как на самом деле часто развиваются события. Ребёнок целый день откладывает или "не помнит" про уроки, в 9-10-12 вечера, когда уже пора спать, он спохватывается, начинается шум-гам-паника-истерика-слёзы (у всех по-разному), в процесс включаются родители и либо всё делается ЗА ребёнка, либо ВМЕСТЕ с ним, либо просто вместо отбоя (который очень важно делать вовремя), ребёнку даётся бесконечное время на доделывание уроков. Вариант — придя в школу, чадо обнаружило отсутствие формы/альбома/дневника/учебника, позвонило срочно домой — и мама/папа/бабушка/водитель-няня несутся в школу и тащат забытое.

При этом важно отметить большую эмоциональную включённость всех домочадцев в эти процессы, что тоже свидетельствует о слиянии членов семьи в нечто единое, без личностных границ и свобод. Двойки или замечания по поведению, написанные в дневнике ребёнка, воспринимаются как личная катастрофа, как признание собственной родительской или ученической несостоятельности, соответственно, на исправление ситуации направляется много родительской энергии. И если это происходит регулярно, то ставится большой знак вопроса на том, как однажды такая семья сможет передать ответственность своему ребёнку? Скорее всего — никак. Потому что передача ответственности — это постепенный, планомерный, неостановимый процесс. Если регулярно делать за человека то, что он может сделать для себя сам, то и получим мы в результате безответственного безвольного инфантила. А оно нам надо?

Поэтому давайте учиться разделять сферы ответственности свои как родителей и ребёнка как школьника, помнить, кто из вас учится, а кто уже завершил этот процесс, и разрешать ребёнку совершать свои ошибки и исправлять их (помните — это надо ещё к семи годам научиться делать?). И разрешать ребёнку проживать свои чувства по поводу этих ошибок, проговаривать их — и проживать чувство радости и гордости собой, когда ошибки будут исправлены или не сделаны в следующий раз. И разбираться качественно со своими родительскими чувствами — почему я воспринимаю как свою собственную каждую ошибку/двойку/замечание ребёнка? Где я сам/сама застряла в школьных процессах или попытках быть "хорошей девочкой" для своих родителей-учителей? И начинать отдавать ребёнку ответственность за его процессы, а себе оставлять ответственность за свои.

Продолжение следует.



Просмотров: 546
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Что же делать? Или - "должен" без "должен"
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • "Всё это я сделал с тобой ". Про чувство ответственности за всё.
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • Что делать, если вас не "долюбили" в детстве. Кто сможет долюбить?
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • Достаточно ли мы принадлежим себе? "Нарциссическое расширение" - что/кто это?
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • "Не виноватая я, он сам пришёл" или кто отвечает за лишний вес?!
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Я для себя" - что это?
  • "Не хочу учиться, а хочу...." или что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • "Зеркальные расстановки" или "Сам себе терапевт".
  • Поговорим про "Это", или что такое здоровые сексуальные отношения? (18+)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь