|
Ребенок, родители, школа: как наладить сотрудничество? Часть IIАвтор статьи: Беца Ольга Михайловна
Разделение ответственности за процесс и результаты обучения Следующий момент, которых хочется выделить, это ответственность за успехи ребёнка. Кто её несёт в вашей семье? Сам ребёнок? Его мама? Вся семья, включая бабушек и кошку с собакой? К сожалению, иногда бывает так, что вся семья или кто-то из её членов находятся в сильном слиянии друг с другом. Это можно заметить в первую очередь по слишком часто используемому местоимению "МЫ". Например, если вся семья легла спать в одно время, то назавтра сказать "Мы легли спать в одиннадцать" будет нормальным и естественным. А если спать лёг только ребёнок, то "мы легли спать в одиннадцать", сказанное мамой, которая угнездилась в час ночи, уже настораживает. Если в семье постоянны фразы "мы пошли в школу", "мы заболели", "мы получили медаль", "мы подолгу сидим за уроками", "мы не кушаем то-то и то-то", а при этом подразумевается вообще-то только ребёнок, задайте себе вопрос — кто именно пошёл в школу, заболел и так далее? И отчего это мы так сильно слились друг с другом, что перестали чувствовать границы личности? И начните разделяться — потому что полное слияние между людьми хорошо только в двух случаях — во время полового акта и беременности. Во всех остальных случаях следует помнить, что сколько человек, столько и личностей, судеб, жизней, а не одна жизнь на всех... Чем чревато слияние членов семьи? Да вот как раз тем, что кризисы сепарации не пройдены, отдельная личность не формируется, воля и ответственность не приобретаются. И тогда полученная ребёнком двойка становится двойкой для всей семьи. Личная трагедия прям для мамы, папы и всей родни до седьмого колена. Непонятно, кто в этой двойке виноват и Родители должны обеспечить ребёнку место для сна, отдыха и учения, учебные принадлежности, форму для уроков и физкультуры, всё, что понадобится для выполнения классных и внеклассных заданий — всё, что надо купить. Родители должны обеспечить полноценное питание и режим дня. Эмоциональную поддержку и любовь своему ребёнку, ощущение безопасности в семье и защиты в случае необходимости. Родители должны научить ребёнка организации своего времени и пространства — распределить время для дел и отдыха, достать вещи из портфеля и сложить новые по списку или расписанию, взять с собой спортивную форму и обувь, не забыть принести их из школы назад. Как на самом деле часто развиваются события. Ребёнок целый день откладывает или "не помнит" про уроки, в 9-10-12 вечера, когда уже пора спать, он спохватывается, начинается шум-гам-паника-истерика-слёзы (у всех по-разному), в процесс включаются родители и либо всё делается ЗА ребёнка, либо ВМЕСТЕ с ним, либо просто вместо отбоя (который очень важно делать вовремя), ребёнку даётся бесконечное время на доделывание уроков. Вариант — придя в школу, чадо обнаружило отсутствие формы/альбома/дневника/учебника, позвонило срочно домой — и мама/папа/бабушка/водитель-няня несутся в школу и тащат забытое. При этом важно отметить большую эмоциональную включённость всех домочадцев в эти процессы, что тоже свидетельствует о слиянии членов семьи в нечто единое, без личностных границ и свобод. Двойки или замечания по поведению, написанные в дневнике ребёнка, воспринимаются как личная катастрофа, как признание собственной родительской или ученической несостоятельности, соответственно, на исправление ситуации направляется много родительской энергии. И если это происходит регулярно, то ставится большой знак вопроса на том, как однажды такая семья сможет передать ответственность своему ребёнку? Скорее всего — никак. Потому что передача ответственности — это постепенный, планомерный, неостановимый процесс. Если регулярно делать за человека то, что он может сделать для себя сам, то и получим мы в результате безответственного безвольного инфантила. А оно нам надо? Поэтому давайте учиться разделять сферы ответственности свои как родителей и ребёнка как школьника, помнить, кто из вас учится, а кто уже завершил этот процесс, и разрешать ребёнку совершать свои ошибки и исправлять их (помните — это надо ещё к семи годам научиться делать?). И разрешать ребёнку проживать свои чувства по поводу этих ошибок, проговаривать их — и проживать чувство радости и гордости собой, когда ошибки будут исправлены или не сделаны в следующий раз. И разбираться качественно со своими родительскими чувствами — почему я воспринимаю как свою собственную каждую ошибку/двойку/замечание ребёнка? Где я сам/сама застряла в школьных процессах или попытках быть "хорошей девочкой" для своих родителей-учителей? И начинать отдавать ребёнку ответственность за его процессы, а себе оставлять ответственность за свои. Продолжение следует. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|