Толерантность

Автор статьи: 404

Толерантность - актуальная тема на сегодняшний день. Главное помочь личности сформировать ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания.)

Социология рассматривает толерантность, как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, верованиям, мнениям, идеям. Толерантность является одним из основополагающих демократических принципов, связанным с социальной свободой и прав человека (В.А. Бальцевич).

С философской точки зрения толерантность – трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Люди объединяются с теми, кто разделяет чувства, убеждения, или кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру. У человека есть склонность враждебно или со страхом относиться к «другим» – тем, кто отличается. Энциклопедия «Кругосвет» [3]

В политическом плане толерантность интерпретируется, как готовность власти допускать инакомыслие в обществе, принимать различие политических взглядов как проявление разнообразия в государстве.

В культурном плане толерантность есть средство регуляции межкультурного сосуществования, правило общения с культурными ценностями вообще. (И.И. Фришман)

Фактором формирования толерантности является наличие оптимистического мироощущения, а основным условием — существование доброжелательного интереса к непохожему «другому». Встреча с непохожим другим и необходимость взаимодействия с ним представляет один из вариантов стрессовой ситуации. В связи с этим толерантность можно рассматривать как одну из составляющих такого поведения, которое позволяет субъекту с помощью осознанных действий, адекватными личностным особенностям, и ситуации справиться с трудной жизненной ситуацией или стрессом.

Обращение к научной литературе, ее изучение и анализ позволили выделить четыре основных модели толерантности: религиозную, медицинскую, антропологическую и психологическую.

Изначально формируется понятие конфессиональной толерантности, т. е. веротерпимости. Под веротерпимостью понималось непричинение вреда (как физического, так и морального) окружающим людям по мотивам их принадлежности к другим вероисповеданиям.

Термин “толерантность” введен в 1953 г. английским иммунологом П. Медаваром для обозначения “терпимости” иммунной системы организма к пересаженным инородным тканям. Толерантность может быть полной или касаться одной из форм иммунного ответа» [1, С. 452]. Это уже медицинская модель толерантности, как стойкость к отрицательным воздействиям социальной среды.

Пережитые человечеством события начала и середины ХХ в. (череда бесконечных войн и военных конфликтов) привели к появлению третьей, антропологической, модели толерантности.

В ней представлены три значения этого понятия:

Первое — форма самовыражения и проявления человеческой индивидуальности, это гармония в многообразии. Второе - признания того, что люди различаются по внешнему виду, поведению, ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. И третье — это добродетель, которая способствует замене культуры войны культурой мира. Таким образом, антропологическая модель толерантности провозглашает равенство всех людей, независимо от их внешних различий, обусловленных расой или особенностями их физического развития [4].

В контексте определения психологической модели толерантности, следует выделить мнение И.Б. Гриншпун, который отмечает, что «толерантность» в психологии в основном ориентирована на два направления его понимания: как индивидуального свойства и как обозначение способности к неагрессивному поведению. В первом случае акцент делается на способности к самосохранению, во втором — на готовности к взаимодействию [1, С. 11]. Три направления в психологии дают сравнительные определения:

Когнитивная психология дает почву для понимания механизмов формирования и проявления толерантности-интолерантности, как, когнитивный диссонанс (рассогласованность), социальные установки, социальные представления (Дж. Тернер, Л.Фестингер, Ф.Хайдер).

В Бихевиористической психологии рассматриваются удовлетворение социальных потребностей, адекватном принятии окружения и самого себя, агрессивное поведение – как одной из крайних форм проявления интолерантности (Б.Скиннер, Дж. Вольпе, А.Лазарус).

Гуманистическая психология раскрывает нормативную, ценностно-ориентационную и личностно-смысловую стороны толерантности (К.Роджерс).

Анализ исследований показывает, что на процесс формирования толерантности подростков влияет ряд объективных и субъективных факторов: особенности окружающей действительности, индивидуально-психологические и возрастные характеристики личности, характер межличностных отношений. Одним из условий и важнейшим фактором развития толерантности подрастающего поколения является педагогическое общение, представляющее творческий процесс взаимодействия педагога и учащихся (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.К.)

Установлено, что формирование толерантности учащихся в процессе общения происходит максимально эффективно, если оно строится педагогом как гуманно-личностное по содержанию, эмоционально-положительное по форме, демократическое по стилю руководства, активно-положительное по направленности, доверительное, основанное на дружеском расположении по характеру, открытое по типу контактов.

Процесс формирования толерантности подростков понимается как достижение гармонии единства развивающего действия эмоционально-чувственной и интеллектуально-практической сфер личности, обеспечивающего накопление знаний, осознание и развитие школьником эмоционально пережитых и личностно принятых толерантных норм поведения.

В процессе педагогического общения выделяют следующие критерии: когнитивный, эмоционально-чувственный, коммуникативно-деятельностный. Все они взаимосвязаны.

Когнитивный основан на содержании и знании учащихся о сущности понятий «толерантность», «толерантные ценности», «толерантное поведение» и т.п. (объем, полнота, осознанность). Эмоционально-чувственный - проявление эмоций и чувств учащихся по отношению к другим людям (милосердие, сострадание, отзывчивость, дружелюбность), постижение эмоционального состояния других людей, способность объективно оценивать себя и других (степень проявления, полнота, адекватность). Коммуникативно-деятельностный - уровень овладения учащимися практическими умениями и навыками по применению знаний о толерантности; закрепленные навыки и привычки толерантного поведения, осознанные действия и поступки, равноправном общении, умении слушать другого, владеть собой; содействие учащихся сплочению коллектива (частота проявлений, самостоятельность, целесообразность, инициативность).

Психолого-педагогический аспект толерантности позволил сделать вывод, что она является фактором гармоничного развития личности, составляет важнейшую характеристику образа жизни участников педагогического взаимодействия, выступает в качестве гуманистической основы воспитания в современном образовательном пространстве.

Толерантность как гуманистическая основа определяется ценностным потенциалом, раскрытие которого содействует преодолению интолерантных проявлений в педагогическом общении, обеспечению гуманного отношения к учащимся со стороны педагогов, формированию у школьников толерантного отношения к самому себе и другим людям.

По мнению Г.Д. Дмитриева недостаток уверенности в себе, неумение отстоять свою точку зрения, незнание других культур неизбежно  порождают страх и дискомфорт, которые и становятся причиной нетерпимого отношения детей к своим сверстникам, обладающим иными  культурными признаками.  

Проблема воспитания толерантности у школьной молодежи начала XXI века,  крайне важна и представляется необходимость обращения к традициям и обычаям, которые успешно использовались как инструмент педагогического воздействия в образовательной реальности прошлого. Дидактические цели включают в себя традиционные ценности: воспитание человеческого достоинства, стремление человека принимать индивидуальность другого (без попыток его «переделать», «сделать удобным»); отсутствие агрессивности, умение приспосабливаться к характерам, привычкам, физическим и психическим особенностям другого; умение находить общий язык с разными людьми; способность к эмпатии [6, С. 145-146]

Основным элементом реализации указанных целей обучения является образовательный процесс. Как отмечал С. Л. Рубинштейн «Обучая, мы воспитываем, воспитывая, мы обучаем». Воспитание входит в учебный процесс и определяется как воспитывающее обучение.

В заключение следует отметить, что о толерантности люди думали давно в России. Вот цитата из «Домостроя», памятника литературы ХXI века: «Вглядись в беды и страдания людей, во все их нужды и помогай, как сможешь; не презирай тех, кто страдает в бедности и нужде, пригласи в свой дом, напои, накорми, согрей».

Одним из условий и фактором развития толерантности является педагогическое общение и взаимодействия педагога и учащихся.

Гармония достигается путём единства развивающего действия эмойионально-чувственной (дружелюбность, сострадание), интеллектуально - практических сфер личности (накопление знаний и применение на практике).

Ребенок – личность и он реальный и равноправный субъект учебно-воспитательной деятельности. На протяжении всей жизни каждый человек учится быть не только специалистом в конкретной области, но и учится быть личностью, индивидуальностью. Каждый допускает ошибки в тех или иных ситуациях. И главным правилом в школе должно стать не желание наказать за промахи, а готовность принять и понять человека таким, какой он есть, оказав ему помощь и поддержку.

Учитель должен быть образцом в проявлении толерантности на всех уровнях социальных взаимодействий. Это возможно реализовать через знание, осведомленность в области истории, культуры различных этнических, расовых и религиозных групп.

Таким образом, проанализировав теоретические подходы к формированию толерантности подростков, что толерантность укореняется в школе, формирует отношения к ней как к важнейшей ценности общества, т.к. развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.



Просмотров: 295
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Чья проблема больше? Про окно толерантности.
  • Разговоры о толерантности
  • Сколько в вас терпения? Окно толерантности
  • Репрезентации религиозной толерантности в советском кинематографе
  • Методика «шкала толерантности к неопределённости» Д. МакЛейна: опыт модификации третьего уровня
  • Переживать или нет? "Окно толерантности"
  • Летают ли крокодилы или когнитивный стиль - толерантность к нереалистичному опыту.
  • Толерантность и эмпатия в процессе гуманизации общества
  • Толерантность в контексте насилия
  • Создание условий для формирования у учащихся навыков конструктивного межличностного взаимодействия
  • Этнокультурная толерантность в современном социологическом дискурсе
  • Толерантность к неопределенности в связи с мировоззренческими установками.
  • Толерантность к неопределенности как экзистенциальное состояние этоса педагогов-психологов
  • То ли толерантность, то ли …?
  • Про толерантность
  • Толерантность
  • Что такое толерантность?
  • Толерантность к насилию.
  • Про полезную толерантность
  • Аллергия и толерантность
  • Толерантность в отношениях
  • Не толерантность к неизвестности
  • Толерантность и инаковость в любви.
  • Хромая уточка и толерантность
  • Толерантность как манипуляция сознанием
  • Толерантность, ксенофобия и психотерапия
  • Образование и толерантность.Эссе
  • Страшное «Я не знаю» и толерантность к неопределённости.
  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • Быть причиной, а не следствием! Или значение чувства ответственности в процессе формирования личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь