|
ТолерантностьАвтор статьи: 404
Толерантность - актуальная тема на сегодняшний день. Главное помочь личности сформировать ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания.) Социология рассматривает толерантность, как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, верованиям, мнениям, идеям. Толерантность является одним из основополагающих демократических принципов, связанным с социальной свободой и прав человека (В.А. Бальцевич). С философской точки зрения толерантность – трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Люди объединяются с теми, кто разделяет чувства, убеждения, или кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру. У человека есть склонность враждебно или со страхом относиться к «другим» – тем, кто отличается. Энциклопедия «Кругосвет» [3] В политическом плане толерантность интерпретируется, как готовность власти допускать инакомыслие в обществе, принимать различие политических взглядов как проявление разнообразия в государстве. В культурном плане толерантность есть средство регуляции межкультурного сосуществования, правило общения с культурными ценностями вообще. (И.И. Фришман) Фактором формирования толерантности является наличие оптимистического мироощущения, а основным условием — существование доброжелательного интереса к непохожему «другому». Встреча с непохожим другим и необходимость взаимодействия с ним представляет один из вариантов стрессовой ситуации. В связи с этим толерантность можно рассматривать как одну из составляющих такого поведения, которое позволяет субъекту с помощью осознанных действий, адекватными личностным особенностям, и ситуации справиться с трудной жизненной ситуацией или стрессом. Обращение к научной литературе, ее изучение и анализ позволили выделить четыре основных модели толерантности: религиозную, медицинскую, антропологическую и психологическую. Изначально формируется понятие конфессиональной толерантности, т. е. веротерпимости. Под веротерпимостью понималось непричинение вреда (как физического, так и морального) окружающим людям по мотивам их принадлежности к другим вероисповеданиям. Термин “толерантность” введен в 1953 г. английским иммунологом П. Медаваром для обозначения “терпимости” иммунной системы организма к пересаженным инородным тканям. Толерантность может быть полной или касаться одной из форм иммунного ответа» [1, С. 452]. Это уже медицинская модель толерантности, как стойкость к отрицательным воздействиям социальной среды. Пережитые человечеством события начала и середины ХХ в. (череда бесконечных войн и военных конфликтов) привели к появлению третьей, антропологической, модели толерантности. В ней представлены три значения этого понятия: Первое — форма самовыражения и проявления человеческой индивидуальности, это гармония в многообразии. Второе - признания того, что люди различаются по внешнему виду, поведению, ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. И третье — это добродетель, которая способствует замене культуры войны культурой мира. Таким образом, антропологическая модель толерантности провозглашает равенство всех людей, независимо от их внешних различий, обусловленных расой или особенностями их физического развития [4]. В контексте определения психологической модели толерантности, следует выделить мнение И.Б. Гриншпун, который отмечает, что «толерантность» в психологии в основном ориентирована на два направления его понимания: как индивидуального свойства и как обозначение способности к неагрессивному поведению. В первом случае акцент делается на способности к самосохранению, во втором — на готовности к взаимодействию [1, С. 11]. Три направления в психологии дают сравнительные определения: Когнитивная психология дает почву для понимания механизмов формирования и проявления толерантности-интолерантности, как, когнитивный диссонанс (рассогласованность), социальные установки, социальные представления (Дж. Тернер, Л.Фестингер, Ф.Хайдер). В Бихевиористической психологии рассматриваются удовлетворение социальных потребностей, адекватном принятии окружения и самого себя, агрессивное поведение – как одной из крайних форм проявления интолерантности (Б.Скиннер, Дж. Вольпе, А.Лазарус). Гуманистическая психология раскрывает нормативную, ценностно-ориентационную и личностно-смысловую стороны толерантности (К.Роджерс). Анализ исследований показывает, что на процесс формирования толерантности подростков влияет ряд объективных и субъективных факторов: особенности окружающей действительности, индивидуально-психологические и возрастные характеристики личности, характер межличностных отношений. Одним из условий и важнейшим фактором развития толерантности подрастающего поколения является педагогическое общение, представляющее творческий процесс взаимодействия педагога и учащихся (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.К.) Установлено, что формирование толерантности учащихся в процессе общения происходит максимально эффективно, если оно строится педагогом как гуманно-личностное по содержанию, эмоционально-положительное по форме, демократическое по стилю руководства, активно-положительное по направленности, доверительное, основанное на дружеском расположении по характеру, открытое по типу контактов. Процесс формирования толерантности подростков понимается как достижение гармонии единства развивающего действия эмоционально-чувственной и интеллектуально-практической сфер личности, обеспечивающего накопление знаний, осознание и развитие школьником эмоционально пережитых и личностно принятых толерантных норм поведения. В процессе педагогического общения выделяют следующие критерии: когнитивный, эмоционально-чувственный, коммуникативно-деятельностный. Все они взаимосвязаны. Когнитивный основан на содержании и знании учащихся о сущности понятий «толерантность», «толерантные ценности», «толерантное поведение» и т.п. (объем, полнота, осознанность). Эмоционально-чувственный - проявление эмоций и чувств учащихся по отношению к другим людям (милосердие, сострадание, отзывчивость, дружелюбность), постижение эмоционального состояния других людей, способность объективно оценивать себя и других (степень проявления, полнота, адекватность). Коммуникативно-деятельностный - уровень овладения учащимися практическими умениями и навыками по применению знаний о толерантности; закрепленные навыки и привычки толерантного поведения, осознанные действия и поступки, равноправном общении, умении слушать другого, владеть собой; содействие учащихся сплочению коллектива (частота проявлений, самостоятельность, целесообразность, инициативность). Психолого-педагогический аспект толерантности позволил сделать вывод, что она является фактором гармоничного развития личности, составляет важнейшую характеристику образа жизни участников педагогического взаимодействия, выступает в качестве гуманистической основы воспитания в современном образовательном пространстве. Толерантность как гуманистическая основа определяется ценностным потенциалом, раскрытие которого содействует преодолению интолерантных проявлений в педагогическом общении, обеспечению гуманного отношения к учащимся со стороны педагогов, формированию у школьников толерантного отношения к самому себе и другим людям. По мнению Г.Д. Дмитриева недостаток уверенности в себе, неумение отстоять свою точку зрения, незнание других культур неизбежно порождают страх и дискомфорт, которые и становятся причиной нетерпимого отношения детей к своим сверстникам, обладающим иными культурными признаками. Проблема воспитания толерантности у школьной молодежи начала XXI века, крайне важна и представляется необходимость обращения к традициям и обычаям, которые успешно использовались как инструмент педагогического воздействия в образовательной реальности прошлого. Дидактические цели включают в себя традиционные ценности: воспитание человеческого достоинства, стремление человека принимать индивидуальность другого (без попыток его «переделать», «сделать удобным»); отсутствие агрессивности, умение приспосабливаться к характерам, привычкам, физическим и психическим особенностям другого; умение находить общий язык с разными людьми; способность к эмпатии [6, С. 145-146] Основным элементом реализации указанных целей обучения является образовательный процесс. Как отмечал С. Л. Рубинштейн «Обучая, мы воспитываем, воспитывая, мы обучаем». Воспитание входит в учебный процесс и определяется как воспитывающее обучение. В заключение следует отметить, что о толерантности люди думали давно в России. Вот цитата из «Домостроя», памятника литературы ХXI века: «Вглядись в беды и страдания людей, во все их нужды и помогай, как сможешь; не презирай тех, кто страдает в бедности и нужде, пригласи в свой дом, напои, накорми, согрей». Одним из условий и фактором развития толерантности является педагогическое общение и взаимодействия педагога и учащихся. Гармония достигается путём единства развивающего действия эмойионально-чувственной (дружелюбность, сострадание), интеллектуально - практических сфер личности (накопление знаний и применение на практике). Ребенок – личность и он реальный и равноправный субъект учебно-воспитательной деятельности. На протяжении всей жизни каждый человек учится быть не только специалистом в конкретной области, но и учится быть личностью, индивидуальностью. Каждый допускает ошибки в тех или иных ситуациях. И главным правилом в школе должно стать не желание наказать за промахи, а готовность принять и понять человека таким, какой он есть, оказав ему помощь и поддержку. Учитель должен быть образцом в проявлении толерантности на всех уровнях социальных взаимодействий. Это возможно реализовать через знание, осведомленность в области истории, культуры различных этнических, расовых и религиозных групп. Таким образом, проанализировав теоретические подходы к формированию толерантности подростков, что толерантность укореняется в школе, формирует отношения к ней как к важнейшей ценности общества, т.к. развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|