Толерантность и эмпатия в процессе гуманизации общества

Толерантность и эмпатия в процессе гуманизации общества

20 век стал не только эпохой открытий и научно-технического прогресса, но также и временем самых жестоких войн. Обострились этнические, религиозные, экономические, политические, межличностные проблемы. Мир стал более агрессивным, конфликтным и жестоким, что заставляет человечество искать пути к философии мирного сосуществования. И, наверное, не случайно, в наше время активно развиваться теория культуры мира, которая заключается в единстве человечества, всеобщей взаимосвязи людей и уважении прав другого.

В настоящее время одна из важнейших задач психологии, а также всеобщей гуманизации общества, состоит в развитии нового типа взаимоотношений, построенных на гуманистической основе, уважении к индивидуальности каждого.  В этом вопросе особое значение уделяется процессу формирования духовной культуры личности, одной из главных частей которой являются эмоциональная зрелость, богатство чувств, способность к сопереживанию, сочувствию,  терпимость к инакомыслию, умение понять другого, осознание норм собственного поведения, целостность, интегрированность «Я», принятие себя и других и ответственность.

Немаловажную часть в этом сложном процессе играет толерантность, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения.

Но не все нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека, даны ему от рождения. Они возникают и формируются под влиянием воспитания, в ходе присвоения достижений предшествующих поколений, активности личности, а также психологического консультирования, как вида взаимодействия, способствующего социализации человека, становлению его отношений с самим собой и окружающими.

Без приближения к сущности психики человека, включающей сознательные и подсознательные явления, без овладения такой психической реальностью как эмпатия и навыкам коммуникативной толерантности, невозможно достижение полноценного взаимопонимания сторон практически в любом взаимодействии.

Выделение эмпатии в качестве особого психологического феномена было длительным, сложным, и до сегодняшних дней его понимание не совпадает у разных ученых и в разных психологических школах. Эмпатия, как феномен, начала изучаться в психологической литературе с середины ХХ века и продолжает приобретать особое значение в современном мире с учетом развития различных теоретических и практических школ и течений.

В экзистенциально-аналитической теории эмоций феноменологическое восприятие делится на два типа: чувства-индикаторы, или эмоции в узком слове, и чутье или интуицию. Первый тип чувств отражает настроение, самочувствие, историю и биографию самого человека. Они также сопровождают прежний травмирующий опыт. Второй тип чувств не имеет отношения к состоянию воспринимающего человека, а относится к сущностным характеристикам того, что воспринимается – к объекту познания.

Относительно понятия "толерантность", можно отметить, что оно происходит от латинского глагола "tolerare" — переносить, выдерживать, терпеть. В своих современных проявлениях термин "толерантность" является объектом изучения многих наук, трактуется с разных позиций: политической, философской, социальной, религиозной, биологической, этнической, психологической и др.

Трактовка понятия толерантности, предложенная коллективом авторов: А.Г.Асмоловым, Г.У.Солдатовой, Л.А.Шайгеровой позволяет проследить взаимосвязь толерантности с принятием другого человека, с проявлением сочувствия и сострадания другому, что делает эмпатию неотъемлемой составляющей коммуникативной толерантности.

Целый перечень аспектов, позволяет рассматривать толерантность как социальную норму современного общества, в которую входят следующие компоненты: признание равенства партнеров по взаимодействию; интерес к особенностям друг друга; готовность принять другого таким, какой он есть; отказ от доминирования и насилия; способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; доверие, умение слышать и выслушивать другого; отказ от преобладания какой-либо одной точки зрения; способность конструктивно разрешать конфликтные ситуации, выражая свои чувства без агрессии и насилия; готовность к пониманию и практическому взаимодействию на основе согласия; признание многообразия человеческой культуры: норм, верований, обычаев, традиций, мировоззренческих позиций, личностных смыслов и ценностей.

Неоспоримым фактом является то, что для поддержания своего душевного здоровья человек особенно нуждается в отношениях, где он будет уверенно чувствовать себя. В процессе взаимоотношений, которые основаны на установлении безоценочного, эмоционального контакта, удовлетворяется одна из базовых потребностей человеческого существования – потребность иметь некоторый круг привязанностей.

На наш взгляд, идеи и принципы, предложенные выше, относительно такого феномена как эмпатия и толерантность, их значимость и важность  в общечеловеческом смысле, несут в себе огромный потенциал развития не только отдельно взятого индивидуума, но и развития всего общества, в котором преобладают принципы гуманизма, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.

 



Просмотров: 462
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • 16 критериев зрелой любви. Способность уважительно относиться к личности другого человека
  • "Корона сползла...!" или как принять другого таким, какой он есть
  • Простить - это дать "умереть" своим ожиданиям в отношении другого человека
  • Толерантность в контексте насилия
  • "Отношения минус эмпатия - когда услышать друг друга невозможно?"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • День "прав человека против жестокости и насилия" или Правила жизни Маленького принца
  • Кризис 2-3 лет и его значение для психологического развития человека
  • Завышенная или неадекватная значимость другого человека.
  • Принятие другого человека
  • Принятие другого человека
  • Поставьте себя на место другого человека
  • Как подтолкнуть себя или другого человека к изменениям
  • Как понять другого человека
  • Отказ от переживания душевной боли как феномен невротизации современного общества
  • Бунт другого человека – осуждать или искать причины?
  • Можно ли изменить другого человека?
  • Можно ли изменить другого человека?
  • Изменение поведения другого человека. Три вопроса
  • Забота или Контроль? Потребность влиять на поступки другого человека
  • Почему так трудно понять другого человека?
  • Быть причиной, а не следствием! Или значение чувства ответственности в процессе формирования личности
  • Почему он не звонит? Или как узнать причину поведения другого человека.
  • Повышение репродуктивного здоровья общества путём изучения, развития и практики перинатальной психологии в социальной работе
  • Не возможность «отпустить» ситуацию/другого человека, часть 1
  • ТИПЫ ГРАНИЦ. [ФИЗИЧЕСКИЕ].П1 «Всё, что отделяет одного человека от другого – это всего лишь кожа...»
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №5 "Трансформация эмоций и подмена чувств"
  • Можно ли полюбить человека таким, какой он есть?
  • Как «достучаться» до другого человека?
  • Как мы оцениваем другого человека.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь