|
Толерантность и эмпатия в процессе гуманизации обществаАвтор статьи: Колесник Татьяна Александровна
Толерантность и эмпатия в процессе гуманизации общества 20 век стал не только эпохой открытий и научно-технического прогресса, но также и временем самых жестоких войн. Обострились этнические, религиозные, экономические, политические, межличностные проблемы. Мир стал более агрессивным, конфликтным и жестоким, что заставляет человечество искать пути к философии мирного сосуществования. И, наверное, не случайно, в наше время активно развиваться теория культуры мира, которая заключается в единстве человечества, всеобщей взаимосвязи людей и уважении прав другого. В настоящее время одна из важнейших задач психологии, а также всеобщей гуманизации общества, состоит в развитии нового типа взаимоотношений, построенных на гуманистической основе, уважении к индивидуальности каждого. В этом вопросе особое значение уделяется процессу формирования духовной культуры личности, одной из главных частей которой являются эмоциональная зрелость, богатство чувств, способность к сопереживанию, сочувствию, терпимость к инакомыслию, умение понять другого, осознание норм собственного поведения, целостность, интегрированность «Я», принятие себя и других и ответственность. Немаловажную часть в этом сложном процессе играет толерантность, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Но не все нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека, даны ему от рождения. Они возникают и формируются под влиянием воспитания, в ходе присвоения достижений предшествующих поколений, активности личности, а также психологического консультирования, как вида взаимодействия, способствующего социализации человека, становлению его отношений с самим собой и окружающими. Без приближения к сущности психики человека, включающей сознательные и подсознательные явления, без овладения такой психической реальностью как эмпатия и навыкам коммуникативной толерантности, невозможно достижение полноценного взаимопонимания сторон практически в любом взаимодействии. Выделение эмпатии в качестве особого психологического феномена было длительным, сложным, и до сегодняшних дней его понимание не совпадает у разных ученых и в разных психологических школах. Эмпатия, как феномен, начала изучаться в психологической литературе с середины ХХ века и продолжает приобретать особое значение в современном мире с учетом развития различных теоретических и практических школ и течений. В экзистенциально-аналитической теории эмоций феноменологическое восприятие делится на два типа: чувства-индикаторы, или эмоции в узком слове, и чутье или интуицию. Первый тип чувств отражает настроение, самочувствие, историю и биографию самого человека. Они также сопровождают прежний травмирующий опыт. Второй тип чувств не имеет отношения к состоянию воспринимающего человека, а относится к сущностным характеристикам того, что воспринимается – к объекту познания. Относительно понятия "толерантность", можно отметить, что оно происходит от латинского глагола "tolerare" — переносить, выдерживать, терпеть. В своих современных проявлениях термин "толерантность" является объектом изучения многих наук, трактуется с разных позиций: политической, философской, социальной, религиозной, биологической, этнической, психологической и др. Трактовка понятия толерантности, предложенная коллективом авторов: А.Г.Асмоловым, Г.У.Солдатовой, Л.А.Шайгеровой позволяет проследить взаимосвязь толерантности с принятием другого человека, с проявлением сочувствия и сострадания другому, что делает эмпатию неотъемлемой составляющей коммуникативной толерантности. Целый перечень аспектов, позволяет рассматривать толерантность как социальную норму современного общества, в которую входят следующие компоненты: признание равенства партнеров по взаимодействию; интерес к особенностям друг друга; готовность принять другого таким, какой он есть; отказ от доминирования и насилия; способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; доверие, умение слышать и выслушивать другого; отказ от преобладания какой-либо одной точки зрения; способность конструктивно разрешать конфликтные ситуации, выражая свои чувства без агрессии и насилия; готовность к пониманию и практическому взаимодействию на основе согласия; признание многообразия человеческой культуры: норм, верований, обычаев, традиций, мировоззренческих позиций, личностных смыслов и ценностей. Неоспоримым фактом является то, что для поддержания своего душевного здоровья человек особенно нуждается в отношениях, где он будет уверенно чувствовать себя. В процессе взаимоотношений, которые основаны на установлении безоценочного, эмоционального контакта, удовлетворяется одна из базовых потребностей человеческого существования – потребность иметь некоторый круг привязанностей. На наш взгляд, идеи и принципы, предложенные выше, относительно такого феномена как эмпатия и толерантность, их значимость и важность в общечеловеческом смысле, несут в себе огромный потенциал развития не только отдельно взятого индивидуума, но и развития всего общества, в котором преобладают принципы гуманизма, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|