Возраст самоактуализации

Автор статьи: Татьяна Гаак

Занимаясь профориентацией заметила такую особенность – вопросы выбора профессии начинают волновать большинство ребят лишь в старшем школьном возрасте. Современная школа требует от ребенка уже в начале 9 класса сказать какие предметы ему необходимы для поступления, и лишь не многие знают ответ на этот вопрос. А большая часть ребят осуществляет выбор предметов случайно или по подсказке родителей. Почему так происходит?

Ответ очевиден. Самоактуализация, как осознание своих способностей и талантов характерна именно для старшего школьного возраста. Старший школьный возраст является одним из самых сложных и наиболее ответственных в плане формирования личности периодов.  В силу процесса личностного развития старший школьный возраст наиболее сенситивный для психофизилогогических и социально-психологических предпосылок самоактуализации. Данный возрастной период мало изучен в психологии, основные исследования относятся к подростковому возрасту - бурного созревания личности. Однако, именно в старшем школьном возрасте, происходят существенные качественные изменения личности и в этом его особенность.

В юности организм достигает полной биологической зрелости.

Умственные способности сформированы, но развивается абстрактно-логическое мышление. Мыслительная деятельность становится более активной и самостоятельной. Старшеклассники более критичны к окружающим. И в то же время они более сдержанны и уравновешеннее подростков.

Юношеский возраст характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний. Но  настроения более устойчивы и осознанны. Появляются и развиваются «высшие чувства», усваивается определенная система нравственных норм и принципов, появляется сложная гамма моральных чувств - чувство долга, потребность в дружбе.

Формируются важные психические новообразования, такие как самоопределение, самосознание, совершенствуется Я-концепция. В этот период создаются определенные представления о себе, определяющие поведение, успеваемость  и успех жизни в целом.

Многие исследователи сходятся во мнении, что центральным моментом психического развития старшеклассников является интенсивное формирование самосознания. Самосознание как осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам, мыслям и переживаниям. Через осознание себя происходит самоопределение.

Самоопределение тесно связано с интеллектуальным уровнем развития личности, именно от этого зависит глубина понимания человеком собственных потенций. Чем понятнее для старшеклассника его призвание, тем отчётливее самоопределение, тем вероятнее самоосуществление, самоактуализация. В выборе профессии старшеклассники видят путь к реализации смысла своей жизни. Выбор профессии - это важная задача, стоящая перед ними. Благодаря достигнутому уровню психического развития они решают ее как задачу выбора своего жизненного пути. Так у старшеклассника оформляются психические образования и механизмы, обеспечивающие возможность непрерывного процесса роста, рождаются жизненные перспективы, представление о своем желаемом Я, происходит осознание ценностно-смысловых ориентаций.

Важной предпосылкой самоактуализации является формирование мировоззрения, как системы взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к действительности. Формирование мировоззрения связано с потребностью самоопределения, порождает определенную направленность личности, возникает потребность разобраться в окружающем и в себе, найти смысл происходящего и своего собственного существования. Познание окружающего мира происходит с целью найти свое место в нем. Не только формирование мировоззрения, но составление жизненной перспективы характерно для юношеского возраста. Составление жизненного плана, представляющего собой последовательный ряд целей, а также представление о том, какими средствами эти цели достигаются. Активный жизненный поиск, образование различных социальных ролей и видов деятельности связан со стремлением найти свое место в жизни.

Это такой этап развития личности, когда происходит переход от зависимого опекаемого детства, к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого человека. К концу юношеского возраста складывается система ценностей, благодаря которой старшеклассник способен судить о себе как взрослый. Он осознал и принял свой новый облик, свою половую роль, у него вполне определенные соображения относительно того, кем он хочет быть и как дальше строить свою жизнь. Важным является локус контроля личности, который связывает чувство ответственности, готовность к активности и переживание Я. Это возраст осознания своих потребностей, способностей и интересов, оформления ценностно – ориентационной структуры личности, укрепления чувства ответственности за свои поступки. Старшеклассники вынашивают великие планы, связанные с выбором профессии, партнера и вообще смысла собственной жизни.

Благодаря качественным преобразованиям, период юношества является наиболее сенситивным для психофизиологических и социально- психологических предпосылок самоактуализации.

Все вышесказанное отнюдь не означает, что профориентацией раньше 9 класса заниматься не стоит. Наоборот, профориентацией необходимо заниматься как можно раньше, с начальной школы. Основной формой профориентации должно явиться информирование о мире профессий и профессиональные пробы. Если с ранних лет информировать ребят о различных профессиях, об особенностях труда, профессионально важных качествах специалистов той или иной профессии, способствовать участию в профессиональных пробах, старшеклассник подойдет к выбору профессии более осознанно. А значит совершит меньше ошибок выбора.



Просмотров: 298
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • Влияние раннего жизненного опыта, полученного в семье, на формирование личности человека
  • Этапы развития личности. Соотношение внутреннего возраста и реального
  • Сензитивный период - время выбора будущей профессии!
  • Упрямство- этап развития личности ребенка
  • Кем быть: Что необходимо знать о себе для правильного выбора профессии?
  • Влияние личности взрослого и сверстников на формирование Я-концепции у подростков
  • Стратегии личности в период процесса старения, часть вторая
  • Проблема выбора жизненного пути и самоутверждения личности (по Э.Фромму)
  • Возможности арт-терапии для развития самосознания личности
  • О сущности и значении некоторых психологических ресурсов в детском периоде развития личности
  • Стратегии личности в период процесса старения
  • Кто является автором того, что с нами происходит?
  • Концепция морального развития личности Л.Кольберга
  • Шаг за шагом. Важные этапы развития личности от 0 до 3-х.
  • 50+. Старость - это этап развития личности или Универсальный Враг?
  • Креативное мышление как потенциал роста личности ребёнка. Жизненные возможности и перспективы.
  • Типы личности и профессиональное самоопределение (немного соционики)
  • Отношение личности, как критерий личностного роста и показатель её зрелости.
  • Кто Я. Или как детские проблемы задают вектор развития и определяют выбор профессии.
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • «Почему это происходит именно со мной…?» хоть раз в своей жизни спрашивал каждый из нас.
  • Кризис личности как путь развития
  • Быть причиной, а не следствием! Или значение чувства ответственности в процессе формирования личности
  • Как бизнесмену выбрать направление развития своей личности
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Внутриличностный конфликт: преграда или содействие на пути развития личности
  • Ориентация на действие как вектор развития личности на пути к успеху
  • С места в карьер или как происходит развитие личности
  • Время перемен: про возрастные и экзистенциальные кризисы развития личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь