|
Возраст самоактуализацииАвтор статьи: Татьяна Гаак
Занимаясь профориентацией заметила такую особенность – вопросы выбора профессии начинают волновать большинство ребят лишь в старшем школьном возрасте. Современная школа требует от ребенка уже в начале 9 класса сказать какие предметы ему необходимы для поступления, и лишь не многие знают ответ на этот вопрос. А большая часть ребят осуществляет выбор предметов случайно или по подсказке родителей. Почему так происходит? Ответ очевиден. Самоактуализация, как осознание своих способностей и талантов характерна именно для старшего школьного возраста. Старший школьный возраст является одним из самых сложных и наиболее ответственных в плане формирования личности периодов. В силу процесса личностного развития старший школьный возраст наиболее сенситивный для психофизилогогических и социально-психологических предпосылок самоактуализации. Данный возрастной период мало изучен в психологии, основные исследования относятся к подростковому возрасту - бурного созревания личности. Однако, именно в старшем школьном возрасте, происходят существенные качественные изменения личности и в этом его особенность. В юности организм достигает полной биологической зрелости. Умственные способности сформированы, но развивается абстрактно-логическое мышление. Мыслительная деятельность становится более активной и самостоятельной. Старшеклассники более критичны к окружающим. И в то же время они более сдержанны и уравновешеннее подростков. Юношеский возраст характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний. Но настроения более устойчивы и осознанны. Появляются и развиваются «высшие чувства», усваивается определенная система нравственных норм и принципов, появляется сложная гамма моральных чувств - чувство долга, потребность в дружбе. Формируются важные психические новообразования, такие как самоопределение, самосознание, совершенствуется Я-концепция. В этот период создаются определенные представления о себе, определяющие поведение, успеваемость и успех жизни в целом. Многие исследователи сходятся во мнении, что центральным моментом психического развития старшеклассников является интенсивное формирование самосознания. Самосознание как осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам, мыслям и переживаниям. Через осознание себя происходит самоопределение. Самоопределение тесно связано с интеллектуальным уровнем развития личности, именно от этого зависит глубина понимания человеком собственных потенций. Чем понятнее для старшеклассника его призвание, тем отчётливее самоопределение, тем вероятнее самоосуществление, самоактуализация. В выборе профессии старшеклассники видят путь к реализации смысла своей жизни. Выбор профессии - это важная задача, стоящая перед ними. Благодаря достигнутому уровню психического развития они решают ее как задачу выбора своего жизненного пути. Так у старшеклассника оформляются психические образования и механизмы, обеспечивающие возможность непрерывного процесса роста, рождаются жизненные перспективы, представление о своем желаемом Я, происходит осознание ценностно-смысловых ориентаций. Важной предпосылкой самоактуализации является формирование мировоззрения, как системы взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к действительности. Формирование мировоззрения связано с потребностью самоопределения, порождает определенную направленность личности, возникает потребность разобраться в окружающем и в себе, найти смысл происходящего и своего собственного существования. Познание окружающего мира происходит с целью найти свое место в нем. Не только формирование мировоззрения, но составление жизненной перспективы характерно для юношеского возраста. Составление жизненного плана, представляющего собой последовательный ряд целей, а также представление о том, какими средствами эти цели достигаются. Активный жизненный поиск, образование различных социальных ролей и видов деятельности связан со стремлением найти свое место в жизни. Это такой этап развития личности, когда происходит переход от зависимого опекаемого детства, к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого человека. К концу юношеского возраста складывается система ценностей, благодаря которой старшеклассник способен судить о себе как взрослый. Он осознал и принял свой новый облик, свою половую роль, у него вполне определенные соображения относительно того, кем он хочет быть и как дальше строить свою жизнь. Важным является локус контроля личности, который связывает чувство ответственности, готовность к активности и переживание Я. Это возраст осознания своих потребностей, способностей и интересов, оформления ценностно – ориентационной структуры личности, укрепления чувства ответственности за свои поступки. Старшеклассники вынашивают великие планы, связанные с выбором профессии, партнера и вообще смысла собственной жизни. Благодаря качественным преобразованиям, период юношества является наиболее сенситивным для психофизиологических и социально- психологических предпосылок самоактуализации. Все вышесказанное отнюдь не означает, что профориентацией раньше 9 класса заниматься не стоит. Наоборот, профориентацией необходимо заниматься как можно раньше, с начальной школы. Основной формой профориентации должно явиться информирование о мире профессий и профессиональные пробы. Если с ранних лет информировать ребят о различных профессиях, об особенностях труда, профессионально важных качествах специалистов той или иной профессии, способствовать участию в профессиональных пробах, старшеклассник подойдет к выбору профессии более осознанно. А значит совершит меньше ошибок выбора. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|