Воспитание как мощное средство предупреждения отклонений в поведении детей дошкольного возраста

Актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем, что в настоящий период времени растет число детей, у которых имеются различные отклонения в поведении, причем диагностируются они уже в дошкольном возрасте. В силу того, что в данном возрасте семейное воспитание является основополагающим для формирования личности ребенка, представляется целесообразным охарактеризовать роль семейного воспитания в качестве одного из основных средств предупреждения отклонений в поведении детей дошкольного возраста.

Девиантное (отклоняющееся) поведение может быть описано как поступки и действия, которые не соответствуют привычным правовым, социально-культурным и моральным нормам, паттернам поведения либо ожиданиям [6, с. 104]. Это поведение, которое не совпадает с установленными социальными стереотипами, нормами, ожиданиями и ценностями, критериями поведения и социальными ролями.

В практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений особую значимость приобретают проблемы отклоняющегося, или девиантного поведения дошкольников. Отклоняющееся поведение детей проявляется во всех сферах жизнедеятельности ребенка, и не всегда укладывается в общепринятые нормы общественного поведения.

Отклоняющееся поведение в рамках педагогической проблемы характеризуется следующими особенностями, затрудняющими процесс обучения и воспитания детей.

  • Девиантное поведение ребенка может быть обусловлено спецификой протекания психических процессов, что может выражаться в их повышенной либо заторможенной подвижности.
  • Девиантное поведение может быть следствием типологических черт личности и характера ребенка, среди которых доминируют такие как лень, невнимательность, подверженность к агрессии, грубости, жестокости [1, с. 868].
  • Нарушения в поведении основаны не только на педагогических просчетах взрослых, но также на определенной слабости ЦНС, обусловленной, возрастной незрелостью, а также неблагоприятной беременностью, родами.

    В число детей с девиантным поведением входят: агрессивные, вспыльчивые, пассивные. Принято говорить о двух наиболее частых причинах агрессии: о боязни быть обиженным, травмированным; пережитой обиде, душевной травме. Также выделяют агрессию физическую (драку, разрушительное отношение к предметам, ребенок ломает нужные вещи, поджигает их); агрессию вербальную (дразнят, оскорбляют, ругаются). Появившиеся конфликтные ситуации при взаимодействии детей зачастую обуславливают изоляцию ребенка от всего коллектива, являясь тем самым препятствием для полноценного развития личности ребенка [3, с. 26].

    Вспыльчивые дети – те, которые могут устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляют. Такие приступы необходимо попытаться предупредить.

    Пассивные дети – взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении детей, считают, что они просто отличаются хорошим поведением. Ребенок может быть несчастным, подавленным или застенчивым. Подход к таким детям должен быть постепенным. Тихое поведение ребенка – чаще всего реакция на невнимание или неурядицы дома.

    Гиперактивный ребенок – ребенок с чрезмерной психической и моторной активностью. Гиперактивный ребенок отличается повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить.

    Дисфория - расстройство настроения с акцентированием на раздражительность и агрессивность. Ребенок становится вечно недовольным, угрюмым, тоскливым, злобным, резким и неуступчивым.

    Семья является главным институтом воспитания: то, что приобретает ребенок в семье в детстве, он сохраняет на протяжении всей дальнейшей жизни, поскольку он находится в ней все детство.

    Положительное влияние семьи заключается в том, что помимо самых близких никто к ребенку не относится с заботой и любовью, но и одновременно с этим никто не способен причинить больший вред в процессе воспитания детей, сколько способна сделать семья. Дети в себя впитывают образцы поведения старших и переносят на окружающих.

    Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми. Общение в семье становится образцом для ребенка. Семья позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье. Семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта.

    На то, каким образом человек будет выстраивать собственную жизнь, какую семью создаст, во многом влияет опыт взаимоотношений, который был получен им от родителей в детстве. В семье дети получают первые представления о правилах и нормах поведения, видят первые примеры отношения старших к другим людям и самому себе.

    Модель поведения матери в семье влияет на то, как девочка будет выстраивать взаимоотношения в собственной семье, а модель отцовского поведения на то, каким мужем и отцом впоследствии станет мальчик.

    Непосредственно атмосфера семьи отражается на психике ребенка, его эмоциональном состоянии. Можно вести речь о том, что любовь между родителями и их любовь к ребенку – это известная гарантия его психологического благополучия.

    Общение с ребенком берет начало в первые минуты его жизни. На 7-м месяце ребенок уже начинает осознавать, что от него хотят, и капризно сопротивляется или спокойно подчиняется.

    Ребёнок в это время тонко различает сердитый и ласковый тон. Это означает, что пришло время хвалить его либо показать недовольство. Необходимо укрепить важное понимание – когда довольны им, когда нет.

    Необходимо помнить: ребёнок ничего и никогда не должен добиваться истерикой. Ласка является всегда поощрением и знаком для ребёнка: всё в порядке, так и надо себя вести.  Родители становятся вдруг строгими – значит, он огорчил их. Малыш делает попытки добиться своего, но родители серьёзны и непреклонны. И тогда он уступает и получает урок: за некоторую черту нельзя переходить. Воспитывать нужно, поощряя.

    Необходимость в любви родителей – жизненно важная потребность маленького человека. Функция любви родителей состоит в поддержании и сохранении психологического и внутреннего мира ребенка. Отзывчивость и доброта не возникают самостоятельно, они воспитываются, а основная роль здесь отведена родительской любви – любви не в словах, а в деле. Если родителями не формируется в детях доброжелательное и мягкое отношение к людям, ребенок растет агрессивным и жестоким.

    Воспитывать необходимо, поощряя, однако зачастую твёрдо настаивая на своём при необходимости. И ребёнок тогда очень рано усвоит смысл слов «нельзя» и «можно». Наказание не должно никогда унижать, оскорблять или запугивать ребёнка. Детей ни в коем случае не нужно бить. Наказание является всегда демонстрацией глубокого огорчения поведением ребёнка родителей. С детьми необходимо уметь беседовать, уделять достаточно времени, проявлять интерес к их делам.

    Ребёнок является членом семьи, на него влияет жизнь взрослых её членов.

    Воспитывают, если говорят о других и о работе, и тем, как именно говорят об этом; когда мирятся или ссорятся, когда семья дружная либо все сами по себе; когда отец в семье – «квартирант»: поздно приходит, смотрит телевизор молча, читает, затем спит и неслышно утром идет на работу. Это все тоже является воспитанием.

    На ребёнка влияет всё: удовлетворенность родителей жизнью или зависть их в отношении всех; оптимисты они или постоянно «смертельно усталые» или всё им «надоело». Ребёнок всё слышит, видит, воспринимает по-своему, на него влияет абсолютно всё, и само по себе это является воспитанием.

    Неприятие ребёнка вызывает, в итоге, неприятие родителей. Появляется взаимное отчуждение, которым усугубляется взаимное неприятие. Неприятие в ребёнке порождает чувство протеста. Тогда он и ищет утешение за пределами семьи. Вырастая, находя компанию похожих безнадзорных, он проводит время праздно и пренебрегает учебой. В такой компании ему уделяют внимание, его встречают с радостью, что ему и нужно. В этой компании весело, он забывает свои горести. Но на данном пути он превращается в трудного. В характере появляются черты негативизма, неустойчивости, в особенности по отношению к взрослым, и он действует вопреки их требованиям и советам. Чертами характера выступает эгоизм, безответственность, отсутствие значимых привязанностей.

    Если родители смогут всмотреться в ребёнка своевременно, задуматься, принять меры для устранения упущенного, значит, они смогут предупредить развитие девиантного поведения и негативных привычек.

    Семья – это важный фактор формирования поведения и дисциплины у ребенка. Наиболее значительно на формирование личности ребенка влияют реальное поведение и поступки родителей, а не нравоучения и слова.

    Следует подчеркнуть, что количество неблагополучных семей, не выполняющих воспитательные функции, неуклонно возрастает. В подобных семьях преобладают неблагоприятные психолого-педагогические и социальные условия (эмоционально-конфликтные отношения, жестокость по отношению к детям, самоустраненность от воспитания, асоциальный и аморальный образ жизни) [5, с. 3037]. Это приводит к нарушению процесса прохождения семейной социализации ребенком и вызывает различные нарушения личностного и социального развития, что увеличивает риск отклонения поведения.

    Отклоняющееся поведение представляет собой систему поступков либо отдельные поступки, которые противоречат нравственным и правовым нормам, которые приняты в обществе. Подобное поведение детей появляется в качестве проявления острого кризиса переходного возраста, а также почти всегда в качестве результата неправильного воспитания.

    Неправильное воспитание подразумевает и недостаточное воспитание, и чрезмерное воспитание. Оно характеризуется двумя основными стилями: тепличной опекой и холодной отверженностью. В качестве причины девиантного поведения может выступать также органическое нарушение. Однако, необходимо остановиться на характеристиках семейного воспитания.

    В семье имеют место разные типы взаимоотношений:

  • Диктат – это такой тип отношений, который характеризуется тем, что во главе угла находятся правила, требования, «вводимые» родителями в жизнь ребенка при помощи угроз, приказа и прочих жестких мер. «Плодами» такого воспитания являются ложь, лицемерие, грубость и вероятные отклонения здоровья ребенка от нормы. Разумеется, родители к подобным результатам не стремятся, вероятно, они прибегают к чрезмерной требовательности из добрых намерений.
  • Опека, на первый взгляд противоположная диктату – освобождение ребенка от «лишних» требований и трудностей. Однако, в сущности, опека и диктат родителей – это явления одного порядка, они различаются не по существу, а формой. Результаты совпадают во многом.
  • При гиперопеке детям никогда и ни в чем не отказывают, что неизбежно приводит к возникновению девиантного поведения. У ребенка формируется себялюбие, эгоизм, привычка жить за счет другого.
  • Мирное существование, основанное на невмешательстве – весьма распространенная тактика современных семей, в которых молодые, часто образованные родители поддерживают принцип: ребенок должен расти самостоятельным и независимым. Отсюда – минимальные требования, правила, нормы поведения. Здесь взрослые часто заняты собственными проблемами, также карьерными, где отец и мать поддерживают позицию невмешательства, предпочитая не требующее эмоциональных затрат и комфортное сосуществование. Результатом такого воспитания становится отчуждение детей и родителей.
  • Под сотрудничеством понимается тип отношений в семье, который характеризуется балансом любви, требовательности и уважения к ребенку. Требования здесь естественны, если все в самом деле проявляют заботу и любовь друг к другу. У ребенка отсутствует страх перед невыполнением и выполнением норм, требований, правил, так как ему подскажут, напомнят, при необходимости – помогут. Но прежде всего ему внушается вера в собственные возможности и силы [2, с. 947].
  • Дети как правило моделируют собственное поведение по семейному принципу. Если они наблюдают ссоры родителей, проявление насилия в доме, то полагают, что это допустимый вид поведения.  Находящиеся в атмосфере конфликтов дети вырабатывают низкую стрессоустойчивость, они сильнее других детей подвержены возникновению психосоматических заболеваний. Результатом становятся частые пропуски занятий в школе, низкие успехи в учебе.

    Конечным результатом становится отсутствие веры в себя, в собственные силы, невозможность достижения успехов в какой-то деятельности. Зачастую у ребенка под маской агрессивности скрывается неуверенность в себе и недоверие к другим. Невыносимая атмосфера внутри семьи побуждает ребенка к побегу из дома, бродяжничеству. Различные модели отрицательного поведения часто приводят к другим проблемам, таким, как воровство, ложь, наркомания и алкоголизм. В последние годы в этот список входит Интернет – азартные игры, зависимость.

    Девиантное поведение представляет опасность не в связи с нарушениями дисциплины. Наиболее значимые нарушения порядка можно преодолеть, но вся суть в последствиях. Такое поведение оказывает существенное влияние на формирование характера, определяющего всю последующую жизнь человека. Если подобное поведение не купировать и не скорректировать вовремя, общество приобретет морально незрелого, неуравновешенного, подверженного разным влияниям, неврастенического, слабого человека.

    Посредством отклоняющегося поведения ребенок делает попытку достижения своих целей. Бесцельное поведение невозможно. Ни одно из живых существ не совершает действия бесцельно. То, что не обладает никакой целью, не может существовать. Зная, какие именно цели ребенок преследует, в независимости от того, осознает ли он их, мы можем получить ключ к осознанию его действий.

    Главной целью девиантного поведения ребенка является попытка снять напряжение. Как правило, эта цель предполагается, но не осознается. Большое количество разных мелких целей действует на поверхности. Но если число мелких целей образует определенную потребность, то на поверхности возникают уже крупные цели – поведенческие стратегии.

    В соответствии с общностью целей могут быть выделены 3 основные стратегии девиантного поведения: реализация власти; удовлетворение требований и совершение мести [4, с. 115]. Ребенок с подобными стратегиями поведения может быть назван властным и мстительным.

    Не получив признания в привычной среде (школа, семья), ребенок предпринимает попытку в рамках антисоциальных групп повысить собственный психологический статус среди сверстников, изыскать способы самоутверждения, которые отсутствовали у него в школе и семье.

    Семью необходимо рассматривать в качестве фактора воспитания. Однако, не любая семья способна осуществлять воспитание. Зачастую данный процесс проходит стихийно и не влияет позитивно на создание зрелой личности. Чтобы семейное воспитание сделать направляемым и правильным, нужна строгая организация педагогического сопровождения для семей, входящих в «группу риска».

    В группу риска входит категория детей, имеющих слабую сопротивляемость к факторам социального риска в силу возрастных и психологических особенностей, а также семейного воспитания. Речь идет о детях в социально-дезадаптированных семьях. Здесь основным критерием является негативный социально-психологический климат внутри семьи, наличие негативного отношения к детям.

    Способствовать ликвидации девиантного поведения у детей возможно лишь при совокупных действиях семьи и школы, при верно организованном сопровождении педагогом семейного воспитания ребенка с девиантным поведением, которые позволяют предупреждать причины появления отклоняющегося поведения, дать родителям педагогические знания, помочь ребенку в правильном выборе, осуществлять индивидуальный подход для предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения.

    Необходимо подчеркнуть, что семья является уникальным социумом. В ней каждый из нас проводит лучшую и наиболее важную часть жизни. Внутри семьи наиболее реально создание благоприятной обстановки, проникнутой духом заботливого, бережного отношения друг к другу, детям и остальным членам семьи.

    Ребенок, который видит эмоциональное тепло внутри семьи, растет отзывчивым и добрым к людям. Он трудолюбив и активен, успешен в школе. И прежде всего он уверен в собственных силах.

    Таким образом, подводя итог исследованию, проведенному в данной работе, можно сделать общий вывод о том, что от родителей по большей части зависит, каким станет ребенок, каким войдет он во взрослую жизнь. Учителя и школа помогут преодолеть сложную ситуацию. Но, важно не забывать, что максимально на формирование личности детей влияют родители. В процессе воспитании основным является не только то, как образован и настойчив в достижении жизненных целей человек будет, но также то, будет или нет он отзывчивым, добрым, будет ли сопереживать окружающим.

    Окружающая микросфера, психологический климат внутри семьи, условия воспитания, отношения с педагогами и родителями – это все влияет на ребенка. И если исключается негативное влияние, если сохраняется осторожное отношение к детям, то можно с уверенностью сказать, что вырастет хорошая смена трудолюбивых и активных людей. Будущее детей находится в руках у взрослых – пусть руки эти будут справедливыми и разумными.

     

    Список литературы

     

  • Дорошина Т.В. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2016. - №21. - С. 867-869.
  • Ерёменко Н.Г. Педагогика семейного воспитания // Молодой ученый. - 2016. - №8. - С. 946-948.
  • Зайдуллина Г.Г. Причины отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2013. - №4. – С. 24-31.
  • Мироненко Л.С. Пойми ребенка: Учебное пособие. – М.: Просвещение 2006. - 278 с.
  • Монахова Л.А. Роль воспитания детей в современной семье // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 3036–3040.
  • Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. - М., 2003. – 272 с


  • Просмотров: 346
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Модель поведения семьи : последствия для детей
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Поступки родителей как способ формирования стереотипов поведения и мышления у детей
  • Неполная семья – слабость или сила вашего ребенка? Особенности воспитания в неполной семье
  • Как поведение родителей влияет на поведение детей.
  • Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребенка.
  • Стили семейного воспитания. Как они влияют на развитие ребенка.
  • Рождение второго ребенка: особенности воспитания детей разного возраста
  • Семья, формирующая психосоматические стратегии поведения у ребенка.
  • Как поведение родителей влияет на здоровье ребенка?
  • Как агрессивное поведение ребенка влияет на родителей?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Как проблему в поведении ребенка превратить в навык? Или ОРКТ для детей.
  • Формирование пищевого поведения. Как вырастить здорового ребенка, который любит полезную еду.
  • Оптимальная стратегия поведения жены при измене мужа или его уходе из семьи
  • Воспитывать ребенка. Как? (Стили воспитания в семье)
  • Что делать, если поведение ребенка из ряда вон?
  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • Систематика неправильного воспитания, имеющего значение для формирования личности ребенка
  • Как договориться о правилах воспитания ребенка в семье
  • о взаимосвязи поведения родителей и профессионального самоопределения детей
  • Кризис 3х лет. Способы оценки поведения ребенка или как установить запреты.
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Проблемы агрессивного поведения ребенка с особенностями развития.
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Об особенностях семьи расскажет…поведение ребенка!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь