Социальная группа и личность

Социальная группа и личность


Одним из важных аспектов в развитии человека является социальная группа. Социальная группа дает обратную связь о наших поступках, отражает наши чувства, дает материальные блага, эмоциональный отклик на личность, а эмоциональная поддержка группы, благоприятно влияет на развитие человека. К тому же, коллективные чувства служат защитой группы от влияния разрушающих идей индивида. Примерами защитных функций группы, являются такие феномены как защита социальной справедливости, противодействие ущемлению прав и свобод, негодование общества по отношению к насилию, сочувствие общества к неизлечимо больным, инвалидам, и др. Однако, нам всем известна мировая трагедия, когда целая нация, несмотря на абсурдность националистических идей, была увлечена одним человеком. Гитлер использовал все присущие группоцентризму аспекты, для удовлетворения своих разрушающих влечений посредством большой группы. В этом случае целой страны.
Входя в социальную группу, желательно осознавать, что не все группы полезны. Негативными аспектами влияния на личность являются высокий уровень сплоченности группы. Под сплоченностью понимается степень вовлеченности членов группы в групповую деятельность. Вовлеченность – это не только деятельностная активность, но и степень направленности психологических процессов личности, таких как мышление, чувства, эмоции и др. на достижение общих целей группы. Высокий уровень вовлеченности личности достигается так же за счет взаимозаражения эмоциями и чувствами группы. Так же отрицательно влияют на личность авторитарность лидера группы, следование личности ожиданиям социальной группы, борьба между потребностями личности и потребностями группы, и их удовлетворением, жесткость структуры группы, идея соревновательности. Важно учитывать время нахождения человека в группе, возможность сохранять свою индивидуальность, возможности удовлетворять потребности разного уровня. Чрезмерная вовлеченность в группу препятствует процессу индивидуации, и способствуют регрессу личности.
Индивидуация — процесс достижения целостности и, таким образом, стремление к большей свободе и становлению личности.
     Длительное нахождение человека в группе приводит к истощению психологическому и физиологическому. Результатом может стать орально – ориентированный регресс личности, как попытка пополнения ресурсов через потребление. Орально-ориентированная направленность-это направленность личности на наиболее примитивные и легкие способы восстановления и пополнения ресурсов, взаимодействия с другими людьми, преодоления препятствий. Пытаясь восполнить ресурсы  инфантильным  способом, человек рискует попасть в зависимость от еды, алкоголя, сексуальной неразборчивости и др.стимулов.  В этот «период», человек использует наиболее примитивные способы взаимодействия с людьми и воздействия на людей (крики, манипуляции, раболепство, зависимость) Так же, длительное нахождение в группе приводит к потере контакта с внутренним миром, препятствует самопознанию, гипертрофированности репродуктивного мышления, дисфункции чувств, (т.к. группа поощряет за приемлемые чувства и наказывает за неприемлимые). В итоге чувства проявляют себя не с гомеостатической целью, а с целью угодить группе и снять тревогу. Со временем формируется ложное Я, которое начинает заменять истинное.
Следующим феноменом негативно влияющим на личность является подключение Я к коллективному бессознательному. Подключение Я личности к коллективному бессознательному затрудняет осознанность аффектов и поведения личности, и ставит человека под власть коллективных инстинктов. Но, при этом дает чувство принадлежности и защищенности. Часто неоправданное. Способность человека опираться на себя, со временем атрофируется.
Для положительного влияния на личность, группа должна обладать определенными чертами:
1)Вход и выход из группы не должен иметь препятствий.
Как правило группа ставит препятствия для вхождения, что бы создать ореол VIP. Статус VIP в свою очередь, вызывает нездоровые нарциссические процессы в группе, которые будут способствовать «вытягиванию» больших ресурсов из личности.
2)Члены группы должны быть свободны от воздействий лидера, и ориентироваться на лидера по собственному желанию.
3)Группа должна относиться безоценочно к личности входящих в группу людей и ориентироваться больше на поощрение, чем на критику.
4)При совместном занятии, от членов группы не должно требоваться идеального исполнения задач.
5)Спокойное принятие «Нет» от членов группы.
6)Группа ориентируется на паритетные отношения (отношения сотрудничества).
      В последнее время создаются всевозможные сады и юношеские организации, где пропагандируется идея группоцентризма, а так же идея лидерства. Злоупотребление системой образования идеей группоцентризма и лидерства, с целью управления и внушения установок, может привести к архаизации общества.
Архаизация общества -это процесс массового стихийного обращения индивидов к архаическому социо-культурному наследию. Архаика проявляет себя в моменты неспособности индивида справляться с кризисом и противодействовать сильным травмирующим событиям, посредством разумных взвешенных действий и психологических защит высокого уровня. Соответсвенно, в обществе архаика проявляется так же в моменты непреодолимого кризиса и неспособности сообщества справиться с травмирующей неизбежностью, когда архаичные(примитивные) чувства захватывают группу, делают ее агрессивной, нарциссичной податливой влиянию авторитетам. И вопрос лишь в том, кто та личность, которая будет управлять этой малосознательной, с примитивными чувствами группой. По мнению Карла Юнга « Чем крупнее община и чем больше свойственная каждому крупному сообществу сумма коллективных факторов, тем скорее группа опирается на консервативные предрассудки, вредные для индивидуальности, тем больше будет подавляться — морально и духовно — индивидуум, и, в результате, единственный источник морального и духовного прогресса общества зарастает тиной коллективности. Как и следовало ожидать, единственным, что может буйно расти в такой атмосфере, оказывается общественный инстинкт (sociality) и все, что относится к коллективному в индивидууме. Все индивидуальное в нем гибнет, то есть обрекается на вытеснение».
Назидаемая, широко распространенная идея группоцентризма и лидерства в социально-образовательных системах, заставляет воспитующих лиц применять всевозможные, в том числе низкокачественные способы сплочения группы. Это, несомненно, приводит к невротизации участников образовательного процесса. Сама идея коллективизма и лидерства предполагает присутствие в группе подчиняющихся, не способных опереться на себя ведомых. Тех, кто не готов входить группу, называют «пассивными» и отправляют на периферию группы, не дав им возможности раскрыть свои способности. Лидерами в «таких» группах зачастую становятся, демостратино-агрессивные люди, применяющие в своих методах воздействия грубую психологическую и физическую силу. Часто, параноидно-маниакальные и нарциссически-истерические психотипы низкого уровня, получают признание в такой группе, вместо противодействия подавлению и эгоцентризму данного склада лидера. Эта стратегия антигуманна и является устаревшей.
В заключение хочу сказать, что положительно группа влияет на личность только при уважении свобод и особенностей членов группы.

Психолог,Семикоз Екатерина Николаевна.

 



Просмотров: 286
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Чем отличается экзистенциальная психотерапевтическая группа от динамической психотерапевтической группы?
  • Психотерапевтическая группа, как модель социума или в чем сила группы?(Ревизия отношений ч.4)
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Для чего близким людям зависимого человека необходимо посещать группы взаимопомощи по со-зависимости
  • Теория развития группы: что препятствует общению?
  • Формирование и развитие группы: борьба влечений в групп-аналитическом сеттинге
  • Возможности психотерапевтической группы.
  • Члены группы: вы мне кто?
  • ПОЧЕМУ каждый здоровый человек должен пройти группы?
  • Какие группы нужны для людей со справками.
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Групповой анализ: терапия группы самой группой
  • Взросление группы. GROWN UP PSYCHOTHERAPY (GUP) в работе с группой.
  • Важно ли посещать психологические группы?
  • Группы смерти ВКонтакте: как не попасть и что делать!???
  • Группы факторов, влияющих на становление гомосексуальной идентичности
  • Жизнь группы и принятие групповых решений
  • Психологическая поддержка безработных в среде тренинговой группы.
  • Как собираются группы?
  • Балинтовские группы
  • Психотерапевтические группы.
  • Терапевтические группы
  • Аналитические группы
  • Три группы ошибок
  • Балинтовские группы.
  • Сила группы
  • Группы для созависимых
  • Как проходят наши группы с родственниками зависимых от ПАВ ребят



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь