Эмпатия как неотъемлемая часть человеко-центрированного подхода

Эмпатия как неотъемлемая часть человеко-центрированного подхода

   В настоящее время одна из важнейших задач психотерапии, а также всеобщей гуманизации общества, состоит в развитии нового типа взаимоотношений, построенных на гуманистической основе, уважении к индивидуальности каждого. В этом вопросе особое значение уделяется процессу формирования духовной культуры личности, одной из главных частей которой являются эмоциональная зрелость, богатство чувств, способность к сопереживанию, сочувствию, принятию человека и его пониманию.

   В связи с вышеизложенным становится актуальной также идея о смысле существования человека как социального индивида, для которого развитие возможно лишь в процессе взаимодействия в обществе. Великий психотерапевт Виктор Франкл постулировал, что обретение и реализация смысла всегда связана с внешним миром, творческой активностью и продуктивными достижениями человека, а также с реализацией одной из главных ценностей человека – отношений с другими[6].

   Но не все нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека, даны ему от рождения. Они возникают и формируются под влиянием воспитания, в ходе присвоения достижений предшествующих поколений, активности личности, а также психотерапии как вида взаимодействия, способствующего социализации человека, становлению его отношений с самим собой и окружающими.

  В процессе психологического консультирования и психотерапии большое значение имеет этап диагностики как неотъемлемой части построения дальнейшей работы с клиентом. Однако на смену этому этапу приходит вопрос: что делать дальше, когда информация собрана? Основоположник клиент-центрированного психотерапевтического направления Карл Роджерс считал, что установка тонкой взаимосвязи, основанной на взаимности, взаимопонимании, которая возникает между клиентом и терапевтом, консультантом и консультируемым имеет центральное место в работе [2]. Важно понимать, что с, одной стороны, консультант чувствителен к потребностям клиента, однако, с другой стороны, – это четко контролируемые отношения, где есть своя структура, и аффективная связь имеет определенные границы. В таком уникальном опыте человек может понимать и познавать свои импульсы и способы поведения, как позитивные, так и негативные. Так как консультирование и психотерапия – не механический процесс, а человеческое взаимодействие, которое включает сочувствие, сопереживание и многие другие аффективные составляющие, эмпатия ставится во главу угла в ходе развития этих отношений.

   Как мы уже поняли, феномен эмпатии занимает ключевое место при оказании психотерапевтической помощи, так как, во многом, это динамический процесс, часто не вписывающийся в заранее подготовленные и установленные правила и рамки. Важное значение эмпатия имеет в эффективном взаимодействии обучающего и обучаемого. А процесс психотерапии можно также назвать и процессом обучения новым паттернам поведения и взаимодействия с миром путем взаимоотношений с терапевтом.

   Без приближения к сущности психики человека, включающей сознательные и подсознательные явления, без овладения такой психической реальностью как эмпатия, невозможно достижение полноценного взаимопонимания сторон практически в любом взаимодействии.

   Выделение эмпатии в качестве особого психологического феномена было длительным, сложным, и до сегодняшних дней его понимание не совпадает у разных ученых и в разных психологических школах. Толкование природы и механизмов этого феномена по сей день во многом определяется традициями психологических школ, теоретических взглядов, которых придерживается тот или иной исследователь.

  Эмпатия, как феномен, начала изучаться в психологической литературе с середины ХХ века и продолжает приобретать особое значение в современном мире с учетом развития различных теоретических и практических школ и течений [8]. Однако, трудно себе представить психологическую парадигму, придающую еще большее внимание и значимость эмпатии, чем школа Роджерианского направления.

  Карл Роджерс выделял эмпатическое понимание как одно из главных условий успешности психотерапии. Он пишет: «Понять внутренний мир клиента, как будто он твой собственный, но не теряя этого «как будто» – это и есть эмпатия, со-чувствие, которое, как мне кажется, необходимо для психотерапии. Понять страх, гнев или смущение клиента, как будто они ваши собственные, но все же без вашего собственного страха, гнева или смущения, связанных с ними, – вот то условие, которое мы пытаемся описать» [3].

  Важнейшей задачей психотерапии является вскрытие тех мыслей, установок, чувств, эмоционально окрашенных импульсов, которые тесно связаны с проблемами и конфликтами индивида. Как правило, эти сложности находятся на уровне неосознаваемых эмоциональных факторов. И так как терапевт становится для клиента новым значимым другим, и его безусловное принятие, эмпатия и подлинность создают условия для актуализации организмических переживаний клиента и внутренней реорганизации его Я-концепции [10]. Поэтому в процессе психотерапии очень важно понимание терапевта на возникшие у клиента чувства, умение чутко воспринимать и реагировать на выражаемые эмоции, и в этом эмпатия играет ключевую роль.

  Дж. Бюдженталь пишет о развитии у психотерапевта способности к так называемому интуитивному пониманию, сензитивности как способу почувствовать, «где» сейчас клиент и что возможно, и необходимо делать в данный конкретный момент времени. Двустороннее понимание этого процесса звучит так: «… клиент настолько захвачен выражением своих внутренних переживаний, что совсем или почти совсем не заботится о сохранении своего имиджа и с готовностью воспринимает то, что может сказать или сделать психотерапевт. Параллельно, психотерапевт в полной мере воспринимает то, что выражает клиент. Он максимально настроен на восприятие, его интуиция предельна обострена…». Здесь важно отметить, что когда клиент открыт и выразителен в чувствах, мыслях и внутренних переживаниях, психотерапевт в меньшей степени должен быть вербально свободным [1].

  В экзистенциально-аналитической теории эмоций А.Лэнгле феноменологическое восприятие делится на два типа: чувства-индикаторы, или эмоции в узком слове, и чутье или интуицию. Автор пишет, что первый тип чувств отражает настроение, самочувствие, историю и биографию самого человека. Они также сопровождают прежний травмирующий опыт. Второй тип чувств не имеет отношения к состоянию воспринимающего человека, а относится к сущностным характеристикам того, что воспринимается – к объекту познания. Проблема в том, чтобы научиться не путать эмоции с феноменом интуиции, именно для этого при подготовке психотерапевтов огромное значение уделяют самопознанию, опыту исследования собственных проблем и типичных чувств психотерапевта. Для такого специалиста особенно важны открытость себе, знание себя и принятия себя [9].

  Современные украинские исследователи составили эпистемологический профиль принципов работы психотерапевтов различных направлений. Это исследование подтвердило, что у специалистов гуманистического направления стиль работы не опирается на рациональные конструкты, а скорее на нечто алогичное, что феноменологически связано с возможностью увидеть «невидимое». Также выявили, что для этого стиля работы логика не является достаточным инструментом познания человека, поэтому он опирается на так называемую «умную интуицию» [5].

  Неоспоримым фактом является то, что для поддержания своего душевного здоровья человек особенно нуждается в отношениях, где он будет уверенно чувствовать себя. В процессе психотерапии, основанной на установлении контакта с клиентом и «проживании» с ним эмпатического переживания, удовлетворяется одна из базовых потребностей человеческого существования – потребность иметь некоторый круг привязанностей.

  На наш взгляд, идеи и принципы, предложенные выше, относительно такого феномена как эмпатия, ее значимость и важность в процессе психотерапии и в общечеловеческом смысле, несут в себе огромный потенциал развития не только отдельно взятого индивидуума, но и развития всего общества, в котором преобладают принципы гуманизма, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Великий психотерапевт Эрих Фромм, описывая человеческую природу, рассуждая на тему, что значит быть человеком и каков тот человеческий элемент, который нужно учитывать, как основной фактор в функционировании социальной системы, говорил, что человек, пренебрегший самосознанием и способностью тосковать, был бы беспомощной пылинкой, унесенной ветром, если бы не нашел эмоциональных привязанностей, удовлетворяющих его потребности [7].

Литература

    Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта – СПб.: Питер, 2001. – 304 с. с ил. – (Серия «Золотой фонд психотерапии»).Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций: Пер. с нем. / Вступ. сл. С.В. Кривцовой. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2009. – 235 с. – ( Теория и практика экзистенциального анализа).Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье/ Пер. с англ. М. Будыниной, Г. Пимочкиной. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001 – 256 с. ( Серия «Искусство Консультирования).Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ. / Ред. Ифениной Е.И. – М.,1994. – 217 с.Роджерс К. Консультирование и психотерапия: новейшие подходы в области практической работы: Пер. с англ. – 2-е изд. – М: Психотерапия, 2008. – 512 с.Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. И нем./Общ. Ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст.ст.Д.А. Леонтьева. – М. Прогресс,1990. – 368 с.: ил. – (Б-ка зарубежной психологии)Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: Республика, 1993. – 415 с. – ( Б-ка этической мысли).Щербина Л.Ф. Епістемологічний профіль психотерапевта – 798 стр. Проблемисучасної психології: Збірник наукових праць Кам’янець Подільського національного університету імені Івана Огієнка, Інституту психології ім. Г.С. Костюка НАПН України / За ред. С.Д. Максименка,Л.А. Онуфрієвої. – Вип. 16. – Кам’янець Подільський: Аксіома, 2012. – 828 с.Ягнюк К.В. Природа эмпатии и ее роль в психотерапии. Журнал практической психологии и психоанализа. Доступ на электронний ресурс http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2114&sphrase_id=67679Ярошевский М.Г. История Психологии. – 3е изд., дораб. – М.: Мысль, 1985. – 575 с.


Просмотров: 396
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Взгляд на человека глазами психотерапевта. Биопсихосоциальная модель человека в психотерапии.
  • Значение концепции человека для современной психотерапии.
  • Меняется ли опыт человека в процессе психотерапии?
  • Что же важнее в психотерапии, эмпатия или статистика ?
  • Толерантность и эмпатия в процессе гуманизации общества
  • Кризис 2-3 лет и его значение для психологического развития человека
  • Ретравматизация клиента в процессе психотерапии.
  • Ирвин Ялом "Дар психотерапии" Глава 6. Эмпатия: взгляд из окна пациента
  • Пять уровней, через которые проходит клиент в процессе психотерапии
  • Половая функция человека адекватно реализуется в процессе тесного взаимодействия с другим человеком
  • Доказана способность психотерапии менять личность человека
  • Понимание механизмов развития депрессивных состояний - типичных и атипичных, а также панических реакций
  • Истерический тип личности. Часть 1. Портрет человека этого типа.
  • В процессе психотерапии переживанием терапевт «лечится» вместе с клиентом
  • Процесс экзистенциального консультирования и психотерапии. Некоторые принципы терапевтической жизни
  • Из гусеницы в бабочку: стратегия психотерапии полного человека
  • Имидж-терапия: «искусство кройки и шитья». Часть 1. Имидж (значение имиджа человека).
  • Не стоит бороться с прежними представлениями о психотерапии и природе человека
  • Значение эмоций в психической жизни человека
  • Этапы изменения человека в процессе консультирования
  • Судьбоанализ - теория информационного поля человека в практической психологии. Информация к размышлению.
  • Принцип работы психолога/психотерапевта в Позитивной Психотерапии
  • Место экзистенциальных проблем в жизни человека и терапии клиента: неопределенность личная и понятийная
  • Значимость игры в процессе детской психотерапии Описание клинического случая
  • Роль клиента в психотерапии: права и «обязанности»
  • Нужны ли в семье понимание и эмпатия?
  • Быть причиной, а не следствием! Или значение чувства ответственности в процессе формирования личности
  • Связь детской психологии и работы со взрослыми в психотерапии
  • 3 вопроса, чтобы понять, а действительно ли вы любите этого человека
  • Что такое психическое здоровье: взгляд со стороны психологии / психотерапии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь