|
Эмпатия как неотъемлемая часть человеко-центрированного подходаАвтор статьи: Колесник Татьяна Александровна
Эмпатия как неотъемлемая часть человеко-центрированного подхода В настоящее время одна из важнейших задач психотерапии, а также всеобщей гуманизации общества, состоит в развитии нового типа взаимоотношений, построенных на гуманистической основе, уважении к индивидуальности каждого. В этом вопросе особое значение уделяется процессу формирования духовной культуры личности, одной из главных частей которой являются эмоциональная зрелость, богатство чувств, способность к сопереживанию, сочувствию, принятию человека и его пониманию. В связи с вышеизложенным становится актуальной также идея о смысле существования человека как социального индивида, для которого развитие возможно лишь в процессе взаимодействия в обществе. Великий психотерапевт Виктор Франкл постулировал, что обретение и реализация смысла всегда связана с внешним миром, творческой активностью и продуктивными достижениями человека, а также с реализацией одной из главных ценностей человека – отношений с другими[6]. Но не все нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека, даны ему от рождения. Они возникают и формируются под влиянием воспитания, в ходе присвоения достижений предшествующих поколений, активности личности, а также психотерапии как вида взаимодействия, способствующего социализации человека, становлению его отношений с самим собой и окружающими. В процессе психологического консультирования и психотерапии большое значение имеет этап диагностики как неотъемлемой части построения дальнейшей работы с клиентом. Однако на смену этому этапу приходит вопрос: что делать дальше, когда информация собрана? Основоположник клиент-центрированного психотерапевтического направления Карл Роджерс считал, что установка тонкой взаимосвязи, основанной на взаимности, взаимопонимании, которая возникает между клиентом и терапевтом, консультантом и консультируемым имеет центральное место в работе [2]. Важно понимать, что с, одной стороны, консультант чувствителен к потребностям клиента, однако, с другой стороны, – это четко контролируемые отношения, где есть своя структура, и аффективная связь имеет определенные границы. В таком уникальном опыте человек может понимать и познавать свои импульсы и способы поведения, как позитивные, так и негативные. Так как консультирование и психотерапия – не механический процесс, а человеческое взаимодействие, которое включает сочувствие, сопереживание и многие другие аффективные составляющие, эмпатия ставится во главу угла в ходе развития этих отношений. Как мы уже поняли, феномен эмпатии занимает ключевое место при оказании психотерапевтической помощи, так как, во многом, это динамический процесс, часто не вписывающийся в заранее подготовленные и установленные правила и рамки. Важное значение эмпатия имеет в эффективном взаимодействии обучающего и обучаемого. А процесс психотерапии можно также назвать и процессом обучения новым паттернам поведения и взаимодействия с миром путем взаимоотношений с терапевтом. Без приближения к сущности психики человека, включающей сознательные и подсознательные явления, без овладения такой психической реальностью как эмпатия, невозможно достижение полноценного взаимопонимания сторон практически в любом взаимодействии. Выделение эмпатии в качестве особого психологического феномена было длительным, сложным, и до сегодняшних дней его понимание не совпадает у разных ученых и в разных психологических школах. Толкование природы и механизмов этого феномена по сей день во многом определяется традициями психологических школ, теоретических взглядов, которых придерживается тот или иной исследователь. Эмпатия, как феномен, начала изучаться в психологической литературе с середины ХХ века и продолжает приобретать особое значение в современном мире с учетом развития различных теоретических и практических школ и течений [8]. Однако, трудно себе представить психологическую парадигму, придающую еще большее внимание и значимость эмпатии, чем школа Роджерианского направления. Карл Роджерс выделял эмпатическое понимание как одно из главных условий успешности психотерапии. Он пишет: «Понять внутренний мир клиента, как будто он твой собственный, но не теряя этого «как будто» – это и есть эмпатия, со-чувствие, которое, как мне кажется, необходимо для психотерапии. Понять страх, гнев или смущение клиента, как будто они ваши собственные, но все же без вашего собственного страха, гнева или смущения, связанных с ними, – вот то условие, которое мы пытаемся описать» [3]. Важнейшей задачей психотерапии является вскрытие тех мыслей, установок, чувств, эмоционально окрашенных импульсов, которые тесно связаны с проблемами и конфликтами индивида. Как правило, эти сложности находятся на уровне неосознаваемых эмоциональных факторов. И так как терапевт становится для клиента новым значимым другим, и его безусловное принятие, эмпатия и подлинность создают условия для актуализации организмических переживаний клиента и внутренней реорганизации его Я-концепции [10]. Поэтому в процессе психотерапии очень важно понимание терапевта на возникшие у клиента чувства, умение чутко воспринимать и реагировать на выражаемые эмоции, и в этом эмпатия играет ключевую роль. Дж. Бюдженталь пишет о развитии у психотерапевта способности к так называемому интуитивному пониманию, сензитивности как способу почувствовать, «где» сейчас клиент и что возможно, и необходимо делать в данный конкретный момент времени. Двустороннее понимание этого процесса звучит так: «… клиент настолько захвачен выражением своих внутренних переживаний, что совсем или почти совсем не заботится о сохранении своего имиджа и с готовностью воспринимает то, что может сказать или сделать психотерапевт. Параллельно, психотерапевт в полной мере воспринимает то, что выражает клиент. Он максимально настроен на восприятие, его интуиция предельна обострена…». Здесь важно отметить, что когда клиент открыт и выразителен в чувствах, мыслях и внутренних переживаниях, психотерапевт в меньшей степени должен быть вербально свободным [1]. В экзистенциально-аналитической теории эмоций А.Лэнгле феноменологическое восприятие делится на два типа: чувства-индикаторы, или эмоции в узком слове, и чутье или интуицию. Автор пишет, что первый тип чувств отражает настроение, самочувствие, историю и биографию самого человека. Они также сопровождают прежний травмирующий опыт. Второй тип чувств не имеет отношения к состоянию воспринимающего человека, а относится к сущностным характеристикам того, что воспринимается – к объекту познания. Проблема в том, чтобы научиться не путать эмоции с феноменом интуиции, именно для этого при подготовке психотерапевтов огромное значение уделяют самопознанию, опыту исследования собственных проблем и типичных чувств психотерапевта. Для такого специалиста особенно важны открытость себе, знание себя и принятия себя [9]. Современные украинские исследователи составили эпистемологический профиль принципов работы психотерапевтов различных направлений. Это исследование подтвердило, что у специалистов гуманистического направления стиль работы не опирается на рациональные конструкты, а скорее на нечто алогичное, что феноменологически связано с возможностью увидеть «невидимое». Также выявили, что для этого стиля работы логика не является достаточным инструментом познания человека, поэтому он опирается на так называемую «умную интуицию» [5]. Неоспоримым фактом является то, что для поддержания своего душевного здоровья человек особенно нуждается в отношениях, где он будет уверенно чувствовать себя. В процессе психотерапии, основанной на установлении контакта с клиентом и «проживании» с ним эмпатического переживания, удовлетворяется одна из базовых потребностей человеческого существования – потребность иметь некоторый круг привязанностей. На наш взгляд, идеи и принципы, предложенные выше, относительно такого феномена как эмпатия, ее значимость и важность в процессе психотерапии и в общечеловеческом смысле, несут в себе огромный потенциал развития не только отдельно взятого индивидуума, но и развития всего общества, в котором преобладают принципы гуманизма, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Великий психотерапевт Эрих Фромм, описывая человеческую природу, рассуждая на тему, что значит быть человеком и каков тот человеческий элемент, который нужно учитывать, как основной фактор в функционировании социальной системы, говорил, что человек, пренебрегший самосознанием и способностью тосковать, был бы беспомощной пылинкой, унесенной ветром, если бы не нашел эмоциональных привязанностей, удовлетворяющих его потребности [7]. Литература
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|