Имидж-терапия: «искусство кройки и шитья». Часть 1. Имидж (значение имиджа человека).

Имидж терапия  искусство кройки и шитья  Часть 1 Имидж значение имиджа человека

Я много лет пиджак ношу...

Давно потерся и не нов он...

И я зову к себе портного...

И перешить костюм прошу…

Я говорю ему шутя:

"Перекроите все иначе...

Сулит мне новые удачи...

Искусство кройки и шитья"

(Булат Окуджава)

Есть такая итальянская сказка («Злая Судьба»), о том, как одну королевскую семью постигла тяжёлая доля – война, изгнание, нищета… От старой колдуньи королева узнает, что все эти беды связаны с тем, что у одной из их дочерей злая судьба, которая никогда не позволит ни им, ни девушке быть счастливыми. Дабы оградить остальных членов семьи от лишений, девушка покидает родных. Она скитается и выполняет самую тяжёлую и неблагодарную работу. Но каждый раз удача отворачивается от неё – беды, проблемы, потери и неудачи с редкой настойчивостью преследуют ее.

 

По совету одной мудрой женщины принцесса решает встретиться со своей судьбой.

«А вот и судьба Сфортуны. Ох, что у неё был за вид! Седые волосы висели грязными космами, крючковатый нос перепачкан в саже, платье изодрано в клочья. Молодой королевне было уже почти шестнадцать лет, и можно было поклясться, что за все эти годы её судьба ни разу не умывалась.

- Зачем пришла? - заворчала старуха, увидев Сфортуну.

- Когда мне понадобится, я и сама тебя разыщу. А пока убирайся прочь».

 

Но, героиня была сильной и смелой – она не испугалась и не отступила.

«Только судьба подошла к Сфортуне, девушка крепко схватила её за руки и потащила к ручью. Ну и вопила же старуха, когда Сфортуна тёрла её намыленной губкой.

- Не хочу мыться! Не хочу мыться! - кричала она, вырываясь. Но Сфортуна не обращала внимания на её крики.

Она чистенько вымыла свою судьбу, причесала её, надела новое красивое платье, обула в новые скрипучие башмаки и вылила на неё весь пузырёк с розовым маслом. Ах, какая милая добрая старушка стояла теперь перед ней! А пахло от неё, как от десяти кустов роз. Известное дело, все женщины, даже самые старые, любят новые наряды. Судьба налюбоваться на себя не могла. Она то и дело оправляла оборочки на юбке, поскрипывала новыми ботинками, примеряла шаль.

- Умница ты моя, - сказала она Сфортуне. - Так уж повелось: если у человека злая судьба, он только и знает, что жалуется да клянёт её. Вот она и становится ещё злее. Никому и в голову не придёт, что надо самому постараться сделать свою судьбу краше. Ты, моя голубка, так и поступила. Теперь всё у тебя пойдёт хорошо. Спасибо тебе за подарки, прими и от меня подарочек».

С тех пор принцесса жила долго и счастливо, воссоединилась со своей семьёй и вышла замуж за принца.

Причем здесь имидж-терапия?

Давно замечено что: для многих людей глубокие позитивные личностные изменения начинаются с изменения их внешности. Для нового самоощущения (а потом и для новой жизни) не годится старый костюм. Практический шаг для наступления этих перемен - смена имиджа.

«Какого еще имиджа?» – скажете вы, - «Имидж – ничто! Имидж – это картинка, а книжки с картинками – только для детей».

Ой, ли. Я так не думаю...

Еще Фрэнсис Бэкон писал: «Лучшей характеристикой человека является его привлекательная внешность». Почему? Подсознательно люди считают, что «прекрасная форма равна хорошему содержанию».

К тому же, если вы думаете, что «имидж» - это только изменение внешности, то, вы очень наивны. Да, имидж – это, в первую очередь, «картинка» - «иллюстрация к нашей личности», но - это то внешнее, что выражает внутреннее…

«Создание имиджа – это «развлечение» публичных людей: политиков и кинозвезд»?

 

«Какое отношение к нам имеет «имидж»? Мы ведь не баллотируемся в президенты»…

А вот это вы зря. «Мы все «КАРАНДАШИ». Каждый рисует свою судьбу, кто-то ломается, кто-то тупит, а кто-то затачивается и движется вперед…» (шутка).

Так, что  такое «имидж»?

Каких только определений у него нет. Это и «маска», и «роль», и «типаж», и «представление о чьем-нибудь внутреннем облике» и т.д., но, мне ближе всего исконное значение - «образ» (слово "имидж" происходит от английского "image" - «образ»).

«Имидж – это образ человека, включающий в себя внешность, манеру поведения, общения и т.п., способствующие воздействию на окружающих». (Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова).

«Имидж» можно трактовать как символический образ или символическое восприятие человека другими людьми, его публичное «я». Это «визитная карточка» Я, «фасад», который вы демонстрируете миру. «Персона».

Важен ли имидж?

Нужно ли нам думать о своем «имидже»?

Действительно, имидж – как целенаправленно сформированный образ, интересует, прежде всего, людей, которые делают публичную карьеру.

А имиджмейкер – это специалист по созданию уникальных выразительных средств, формирующих то или иное впечатление о человеке.

При создании имиджа он учитывает «фактуру», или внешность человека (телосложение, параметры и пропорции фигуры, черты лица, цвет кожи и т.д.), подбирает соответствующий «архетипический образ»  (например, «герой», «мученик», «мать», «волшебник» и т.д.) и убедительную «упаковку»: одежду, обувь, головной убор, макияж, прическу и т.д., «антураж» - мир вещей и объектов, которыми человек себя окружает (интерьер, автомобиль, телефон, аксессуары). Кроме того, имиджмейкер работает с мимикой, пластикой, речью и т.д., создает «историю» («легенду») - продумывает и «грамотно оформляет» информацию, которую мы затем узнаем о человеке (имя, образование, возраст, факты из его биографии, хобби и т.п.)

Большинство людей не пользуется услугами имиджмейкеров, но имидж есть у каждого. И даже не один. Набор персональных имиджей человека обусловлен количеством тех социальных групп, в которых формируется впечатление о нем. Поэтому у члена семьи есть семейный имидж, у работающего человека — деловой и т.д., ведь в жизни мы играем множество социальных ролей. Мы можем быть одновременно женой, матерью, любовницей, начальником и подчиненным… И каждый из нас в те или иные промежутки времени, как правило, носит «социальные маски» – старается создать тот или иной образ, отвечающий запросам окружающих. «Маска» - это способ адаптации в социальной действительности. Многим людям носить маску проще, чем отстаивать свою индивидуальность…

Остановимся более подробно на «профессиональных масках». Обществу нужен врач, учитель, официант и т.д., но не нужна личность, во всем ее многообразии. И тогда, чтобы «выиграть» у жизни, в этой игре не обойтись без маски: роль диктует маску. Каждой роли соответствует свой имидж – «костюм»: манера «подавать» себя в обществе.

«Давайте посмотрим на этого официанта в кафе. Его движения быстры и уверенны, немного слишком стремительны и точны, он приближается к посетителям чуть-чуть быстрее, чем нужно, он склоняется перед ними чересчур услужливо, его голос, его глаза выражают слишком большое внимание к тому, что скажет клиент, но вот он возвращается, имитируя своей походкой отточенные движения некого автомата, с безрассудством канатоходца неся свой поднос, находящийся в неустойчивом равновесии, которое он постоянно восстанавливает легким движением плеча и руки. Все его поведение напоминает нам игру. Он старается, чтобы его движения сочетались друг с другом, как приводящие друг друга в действие детали механизма, даже его мимика и голос кажутся механическими; он придает себе быстроту и стремительность неодушевленных объектов. Он играет, он забавляется. Но во что он играет? Нам не понадобится долго наблюдать за ним, чтобы ответить на этот вопрос: он играет в официанта в кафе».

Жан-Поль Сартр

Грамотно подобранный имидж помогает соответствовать нашей профессиональной роли, быть социально успешным в ней.

Возьмем терапевта, который размещает свои данные на сайте поиска специалистов. Что мы, как правило, видим? Фото, личную страницу, статьи, сообщения на форуме и т.д. Как формируется имидж специалиста (о котором он никогда раньше не слышал) у клиента? 

Самая простая "схема": клиент, находящийся в поисках терапевта, воспринимает внешние и (или) внутренние характеристики другого человека (например, клиент видит на фото терапевта, читает информацию о нем, статьи и т.д.), в результате этого восприятия у него возникает образ данного специалиста, который, обычно, невольно соотносится с собственной системой ценностей клиента, где "записано", что в мире есть "хорошо" и что есть "плохо".

У большинства (не у всех!) клиентов в их психике "записано": "терапевт-женщина на фото в сексуальном мини-платье, с ирокезом и с макияжем в готическом стиле" - это "очень плохо", "наличие у терапевта множества подтверждений его квалификации (званий, дипломов, сертификатов) - это очень хорошо", "отсутствие у терапевта семьи" - это не очень хорошо", "молодой терапевт – это плохо" и т.п.).

В результате чего у человека возникает отношение к этому специалисту в виде мнения (клиент, уходя с сайта, думает: "да, по-моему, это хороший терапевт, я бы к нему обратился" или "нет, это плохой терапевт, что он вообще делает на этом сайте?"…). 

Мнение, сложившееся у определенной группы людей (например, у клиентов сайта) о каком-либо человеке, и есть имидж этого человека. Конечно, с точки зрения действительности, это спорное мнение (например, наличие званий или должностей свидетельствует скорее о хорошей теоретической подготовке и социальной активности, чем о практическом опыте терапевта и его способности помочь именно данному клиенту), но, тем не менее, это мнение, на основе которого у человека возникает (либо не возникает) доверие к данному специалисту.

Следовательно, имидж человека - это то, как он выглядит в глазах других (мнение о нем других людей). Даже если вы не задумываетесь над ним, вы все равно имеете дело с представлением о вас других людей. Общество предлагает каждому либо создавать образ, либо оно само сделает это за него. В любой новой компании с первых минут ловишь на себе заинтересованные взгляды, как будто спрашивающие: «Кто ты?», «Друг или враг?», «Стоит ли иметь с тобой дело?» и т.д. Люди хотят определиться, как им с тобой себя вести, идентифицировать, отнести к определенной категории.

Поэтому, имидж – это важно. Это как дверь, в которую захочешь входить или нет... Когда у человека складывается определенное мнение о другом, оно формирует его готовность действовать применительно к этому человеку определенным образом. На языке психологов такая готовность называется психологической установкой. Сложившееся о Вас мнение окружающих будет определять и их психологическую готовность действовать в отношении вас определенным образом (причем действовать, подчас на подсознательном уровне, не задумываясь о причинах).

«Имидж – это тайнопись потока массового сознания» (В.Горчакова).

«Наше сознание обобщает многочисленную, подчас противоречивую информацию о ком-то, и о нас самих тоже, в виде образа, который, подобно архивированному файлу, отправляется в кладовые памяти на надежное хранение. Этот свернутый до уровня одного образа файл несет колоссальное количество ассоциативно связанной с ним информации как рациональной, эмоциональной, так и действенной. Через образ, ассоциации при необходимости он извлекается из нашей памяти почти мгновенно и помогает воспринимать, понимать и оценивать носителя этого образа почти безошибочно и, соответственно, общаться с ним» (В.Горчакова).

Каким образом мы «считываем» информацию о другом человеке? Что «выдает» каждого из нас?

Малейшее движение в голосе, такие как интонация, тон, выражение лица, используемые слова, одежда и, на первый взгляд, случайные движения тела – все полно смысла и не случайно. С помощью этих индикаторов люди «примериваются друг к другу» и делают вывод о личных качествах, общественном и образовательном уровне, способностях другого человека. Все это подает живую информацию о том, кто он - носитель имиджа, и чего можно от него ожидать в будущем.

«Мы заполняем физические очертания человека, которого видим, всеми идеями, которые мы уже выстроили о нем, и в окончательном образе его, который мы создаем в своем уме, эти идеи, конечно, занимают главное место. В конце концов они так плотно прилегают к очертаниям его щек, так точно следуют за изгибом его носа, так гармонично сочетаются со звуком его голоса, что все это кажется не более чем прозрачной оболочкой, так что каждый раз, когда мы видим лицо или слышим голос, мы узнаем в нем не что иное, как наши собственные идеи» (Пруст).

 Может ли измениться наше мнение о человеке? Конечно, ведь говорят же: «по одежке встречают, по уму провожают», но при этом, считается, что "первое впечатление самое сильное", и у вас «никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление» (К.Шанель).

Вывод: опора на имидж необходима и в профессии и в личной жизни.

Имидж - это послание, адресованное кому-то и куда-то, для чего-то и почему-то. И важно, чтобы «письмо» дошло до адресата, и было правильно понято.

Так имидж – это наше все?

Обществу нужен стандартный (понятный) исполнитель функции, а нам социальный успех? Главное, найти хорошего имиджмейкера?

Не все так просто. Как и в любой игре, в этой важно "не заигрываться", иначе, в какой-то момент человек осознает:

«У меня есть лица на все случаи жизни. Как и когда они родились, я уже не помню. Эти лица всегда помогали мне спасаться от боли и унижения. Как только я оказывался в ситуации, в которой я даже гипотетически мог потерпеть поражение своего достоинства, я открывал дверцы моего внутреннего гардероба и, раздвигая вешалки и придирчиво оглядывая свою коллекцию лиц, выбирал наиболее подходящее для этого случая лицо и выставлял его перед собой, как щит.

Когда-то давно мне приходилось заранее придумывать очередное лицо, тренироваться его носить так, чтобы моя истинная натура не выглядывала случайно из-за его краев. Я тренировал походку, чтобы лицо, которое я держал перед собой, не качалось, тщательно заделывал в нем щели после встреч с другими так, чтоб не просвечивало то, что за ним. На всякий случай я носил их на приличном расстоянии от себя, чтобы вражеское слово, даже если пробьет щит, не долетело до меня. Довольно часто мое лицо с деревянным стуком встречалось с таким же лицом другого человека. В этом было что-то успокаивающее и знакомое, и я никогда не чувствовал нужды заглянуть за чужое лицо — это слишком неудобно, держать свое лицо и через него пытаться заглядывать за чужое — так недолго и свое не удержать. С некоторыми людьми удавалось довольно долго стукаться лицами и не чувствовать дискомфорта. Нашим лицам было о чем пообщаться, а нам, в общем-то, не о чем…

Поэтому, когда я понимал, что на лице другого мне уже все знакомо, мне становилось скучно. Да и мое лицо ведь уже давно изучено: ровный цвет, плотно пригнанные досочки, длина, ширина, шероховатость поверхности. Мне уже нечего предложить знакомцу и нечего взять у него...А люди без щитов мне никогда не нравились. Меня всегда охватывал страх и тошнота, когда я видел, как они обнажаются — ведь это такое неприглядное зрелище! Почему им не хватало ума позаботиться о глазах других? Никогда не мог этого понять.

С годами я накачал довольно сильные мышцы, чтобы держать лица, эти тяжелые деревянные штуки, вокруг себя в круговой обороне. Ведь это настоящее искусство, не каждый сможет так владеть им! Но и у меня, тренированного носильщика, стали уставать руки, и я стал даже ронять лица — кажется, это старость? Это были минуты сильнейшего унижения. Казалось, как же я выжил после этого? Сейчас я совсем устал их держать. Они падают, и я ничего не могу с этим поделать. И мне страшно, потому что мое тело настолько онемело от напряжения, чтобы удерживать вес моих лиц, что я перестал его чувствовать. Мне кажется, что я умираю вместе с моими лицами. Мне страшно, что наступит тот день, когда упадет и разобьется мое последнее лицо, и тогда не останется ничего, кроме меня, — того жалкого существа, что стояло за лицами..."

(Н. Рубштейн. "Падают Лица")

Многие всеми силами стремятся «впихнуть» себя в «костюм социально успешного человека».

И тогда получается как в известной притче:

«Красивый, амбициозный, но не очень богатый молодой человек очень хотел сшить себе дорогой костюм у известного портного. Когда, наконец, ему удалось скопить необходимую сумму, он заказал костюм, и вот настал долгожданный день, когда он должен был забрать уже готовый заказ.

Перед тем как забрать костюм, парень надел его на себя и посмотрел в зеркало. Швы, ткань, все было великолепно, но – о ужас! – левая пола пиджака была длиннее другой.

- Что это!? – в отчаянии вскричал юноша.

Портной совершенно спокойно сказал:

- Это не страшно. Если короткую полу немножко потянуть вниз, полы сравняются. Только не опускайте левую руку.

Юноша продолжил осмотр и обнаружил, что одно плечо пиджака выше другого. Он с упреком посмотрел на портного, но тот невозмутимо сказал:

- Если наклонить голову набок и чуть-чуть приподнять плечо, то визуально все выравняется.

Когда юноша надел брюки, то увидел, что и тут все было наперекосяк.

Однако портной совершенно спокойно сказал:

- Можно при ходьбе немного подгибать левую коленку, тогда брючины будут выглядеть совершенно одинаково, а в сидячем положении вообще ничего не будет заметно.

Юноша был в отчаянии, однако он истратил все накопленные деньги, а у портного была безупречная репутация, все известные люди города шили у него, и никто никогда не жаловался. Поэтому молодой человек заплатил оставшуюся сумму и вышел в готовом костюме на улицу.

Неподалеку за столиком уличного кафе сидели два завсегдатая. Один из них сказал другому:

- Смотри, симпатичный парень, а как скрючен и хромает. Жаль беднягу!

На это второй ему ответил:

- Да, парня жаль, зато какой на нем шикарный, безупречный костюм! Интересно, сколько же он за него отвалил денег?»

 

В реальной жизни все точно так же.

Часть людей видят только «костюм». При этом им совсем неинтересно, что находится под ним. Для них важно лишь то, чего «человек добился». Представители этой категории людей с радостью согласились бы «стать калекой», лишь бы надеть такой «костюм, сшитый известным портным». И не важно, что он «жмет» и «впивается» в кожу: вынуждает человека вести жизнь, которая ему не подходит…

Так имидж успешного человека (по мнению окружающих – успешного!) – это плохо? Нет, конечно. Во многих случаях он – хороший помощник. Он учит нас «казаться лучше», соответствовать требованиям общества. Это наш «костюм на вырост». Но, иногда за такую маскировку этот помощник требует непомерную плату. Мы настолько привыкаем к какой-то одной роли, одному образу, что через некоторое время он полностью «поглощает» нас. Вспоминается анекдот про одного актера, который много лет успешно играл «медведика» на детских утренниках, а потом его позвали сыграть Гамлета, и он продолжал отыгрывать привычную роль… Маска начинает жить вместо нас, она диктует, что нужно делать…А отстоять свое право быть собой – это трудно, а порой просто страшно…

Но насколько страшнее и труднее прожить жизнь не так, как хотелось! И осознать это только в самом конце жизненного пути.... Негибкое соответствие роли лишает человека спонтанности, способности к изменениям. Человек становится заложником образа и…умирает как личность.

«Создание образа – это всегда акт насилия» (П. Сэлфинг).

Живой: чувствующий, мыслящий, действующий человек имеет множество лиц, он смотрит в мир тысячью глаз, и мир, в котором он живет, оборачивается к нему тысячами образов, тысячами соприкосновений, тысячами ракурсов, человек - многообразен и нескончаем…

"Единственный, кто поступал разумно, был мой портной. Он снимал с меня мерку заново каждый раз, когда видел меня, в то время как остальные подходили ко мне со старыми мерками, ожидая, что я им буду соответствовать..."
Бернард Шоу

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!

Лишь именем одним я называюсь,

На самом деле то, что именуют мной,-

Не я один. Нас много. Я – живой,

Чтоб кровь моя остынуть не успела,

Я умирал не раз. О, сколько мертвых тел

Я отделил от собственного тела!

(Николай Заболоцкий «Метаморфозы»)

Возможно, социуму удобно искусственно устранять из исполняемого человеком образа (например, того же профессионала) все индивидуальное, что выделяет его из череды подобных. Он принуждает человека следовать жестким правилам поведения, стремясь подогнать каждого под стереотип (экономя затрачиваемые усилия на познание), но, ведь… главная роль человека – это роль самого себя, и даже в узком пространстве социальных ролей, кроме понятия «социальная (статусная) роль существует понятие «социально-психологическая роль».

Помните фильм «Служебный роман»? Какое описание главной героини дают ее коллеги? «Людмила Прокофьевна Калугина — директор нашего учреждения. Мы называем ее — наша мымра». Социальной (статусной) ролью здесь является – директор, а «мымра» — социально-психологической. И когда героиня в конце фильма меняет имидж, она демонстрирует не только новое платье и прическу, но главное — новую социально-психологическую роль, по-прежнему оставаясь в статусе директора. Пример таких ролей — «Роковая женщина» ("смертельный капкан" для мужчин, коммуникабельная, притягательная и обольстительная, которую мужчина, встретив раз, не забудет никогда, Как правило, гардеробу уделяет достаточно много внимания, в основном "по принципу Стендаля" - красное и черное. Характерный наряд: облегающее платье с глубоким вырезом, черные чулки, туфли на высокой шпильке) или «Серая мышь» (невзрачная, пассивная в общении, занимающая позицию наблюдателя, из тех, кто больше всего на свете боится выделиться из толпы. Тихий голос, неуверенные жесты. Характерный наряд: трикотажный костюмчик темно-серого или бежевого цвета, черные сумка и туфли), «Мужлан» (две извилины, показное нахальство и грубость, не следит за собой, любит скабрезные шутки, пиво и женщин типа Памелы Андерсон, не признает моногамных отношений) или «Ботаник» (рефлексирующий герой, ученый, интеллигент. «Вечный мальчик» из университета в очках, залепленных скотчем, с волосами в разные стороны, который обладает особыми способностями, и в то же время непосредственен, рассеян, забывчив и наивен…) и т.д., «Зануда» или «Душа компании», «Лидер» или «Аутсайдер» и т.д. Эти роли нам приходится играть в рамках тех социальных институтов (групп), в которых собственно и проходит вся наша жизнь. Но, ведь мы не «обречены» на них…

В жизни мы редко задумываемся о своем образе, иногда настолько срастаемся с этой «второй кожей», что перестаем ее замечать.

А ведь «кто» есть «кто» обычно ощущается через 30 секунд после начала разговора. «Простой парень» или «Девушка из высшего общества», «Победитель» или «Неудачник» - все это проявляется практически сразу. И чаще всего наше восприятие сводит многообразие личности к определенным клише, ярлыкам и стереотипам. Конечно, многое зависит от культуры смотрящего, набора его представлений о мире и людях, от его внутренней «библиотеки образов»...

Важно ли осознавать, какой образ вы «транслируете»?

Еще как. Находясь в определенном образе, мы специфическим образом «вписываемся» в ситуацию, это наш способ существования.

Обозначая свою роль – одеждой, поведением, речью, телом – мы предлагаем окружающим сыграть дополнительную. Например, роль мышки предполагает комплиментарную роль кошки, роль матери – роль дитя и т.п. Роли взаимны, и что тут удивляться, что находясь в одной и той же роли, мы притягиваем одних и тех же партнеров?

Какая-то роль к нам прилипла-присохла, загрубела от долгой носки. И пусть «костюм» сидит «не по фигуре»: но, что поделаешь, если он единственный в гардеробе. Есть люди, которых из привычного официального костюма (даже плохо сшитого), не вытряхнешь, а есть любители растянутых свитеров на все случаи жизни... И каждый влез в этот образ не просто так, а по какой-то причине. Что-то такое они хотят сказать этим образом миру и себе. Вот только редко понимают что и зачем…

Нет чтоб "костюмчики" немного "перелицевать", вытащив их сильные стороны, ведь хороший костюм может что-то скрыть, а что-то подчеркнуть, так ведь остаться без костюма страшно: как же без привычного, пусть и "савана", которым человек укрыт?… Разве выманишь из царства мертвых клише и одервенелости?

Мы маски надеваем каждый день,
Проснувшись утром роль свою не знаем,
И притворяться снова нам не лень,
Играем в жизнь, и жизнью мы играем.

Рассвет - закат, зима и лето стали,
Лишь декорациями в этой суете,
Когда рождались мы еще не знали,
Что роли розданы, и поздно выбирать уже.

И получив сценарий, слов не зная,
Мы с головой уходим в никуда,
Безумной грустью вскоре понимая,
Что жизнь не только безупречная игра.

(кто-то)

 Вот здесь и полезна работа в терапевтической группе. Она позволяет понять: "Какая роль ваша? Устраивает ли она вас? Если нет, то, что мешает взрослому человеку примерить "другой костюм"? Ведь наш ролевой репертуар уже не ограничен семейным "платяным шкафом"? Как это сделать?"

 

 

 

Но, об этом в другой статье: «Имидж-терапия: «искусство кройки и шитья» Часть 2. Терапия (работа с ресурсами).

 

Литература, использованная при написания статьи:

1. Горчакова В.Г. Техники перевоплощения: имидж-тренинг в 33 шага – Феникс, 2010.

2. Полборн Р. Образ и предвкушение – М. Флинта, 2003.

3. Рубштейн Н. Сценарий твоей жизни, или Как хочешь, так и будет. – «Генезис», 2006



Просмотров: 714
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Имидж современной российской женщины"; Е.В. Гришунина, М.С. Ртищева
  • Как смотрится имидж М. Горбачёва с "головой президента" в зеркале политической психологии
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Работа с метафорическими картами "Дерево как образ человека".
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Найди свое место в мире, ведь оно точно есть"
  • Метафорические карты "Дерево как образ человека" в работе с подростком.
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Творческая мастерская "Дерево, как образ Человека"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Лицо агрессии. Работа через зеркальный образ "я".
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Как найти смысл жизни? Легко! "TOP 3" готовые программы предназначения человека. Выбери свою.
  • "Коммунистический" "Рай" шимпанзе бонобо или секс создал человека?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • День "прав человека против жестокости и насилия" или Правила жизни Маленького принца
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Хищение "смысла". [Введение в роль "слабого звена"]
  • Чтобы ваше "потом" не превратилось в "никогда"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Короткометражка "Лалай-балалай" как образ ловушки, в которую каждый может попасть
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь