Расстановка и работа с травмой

Расстановка и работа с травмой

Работа в расстановке с травмой требует от терапевта соблюдения ряда важных условий.

Дело в том, что для травмированного человека столкновение с содержанием и переживаниями травмирующей биографической ситуации может оказаться для него чрезмерной, чересчур тяжелой. А это влечет за собой риск ретравматизации. В этом случае клиент может еще глубже уйти в себя, и еще сильнее закрыться в футляре-сейфе, отгородиться от реальности, от социума. Вместо улучшения социализации мы получим противоположный результат. Мы на это права не имеем.  

Метафорически для клиента расстановка может оказаться прыжком с третьего этажа, а это большой риск получить телесные повреждения. Поэтому терапевт должен сделать всё, что от него зависит, чтобы сопроводить клиента с третьего этажа по лестнице, ступенька за ступенькой, безопасно и комфортно. Терапевт просто обязан сделать процесс работы щадящим, комфортным, безопасным для клиента.        

Для этого можно применять следующие приёмы.

  • При малейшем подозрении на сильное травматическое состояние начинать работу с клиентом не в группе, а в индивидуальном формате. Даже если ситуация травмы выясняется на группе, всегда есть возможность групповую расстановку для клиента прервать, и перейти к индивидуальной работе. В индивидуальном варианте работы меньше возможностей для наглядности, для исследования ситуации, но зато намного больше возможностей для создания и поддержания безопасной атмосферы.    
  • В предварительном интервью (этот этап с травмированным клиентом может занять несколько индивидуальных сессий) терапевту необходимо убедиться, что клиент находится в состоянии, достаточно устойчивом и ресурсном для участия в терапевтическом процессе. Как писал Фрейд: «Пациент должен быть достаточно болен, чтобы желать исцеления, и достаточно здоров, чтобы выдержать процесс лечения».
  • Весьма полезно сформировать гипотезы о степени тяжести травмы, выяснить и распознать привычные психологические защиты, каким клиент себя закрывает от боли, страха, и других переживаний, связанных с травмой, а также те способы саморегуляции, какие клиент использует в повседневной жизни, возвращая себя в нормальное рабочее состояние.  
  • При выявлении недостатка ресурсов для работы, нужно научить клиента, как быстро восстанавливать более ресурсное состояние. Самое простое – взять ресурс из прошлого: попросить его вспомнить и рассказать о его успехах и победах, удачах и достижениях, сильных сторонах и полезных привычках. Полезно не торопиться и заякорить эти ресурсные воспоминания кинестетическими, пространственными, визуальными, аудиальными якорями. Так чтобы при столкновении с невыносимыми переживаниями травмирующей ситуации клиент мог достаточно быстро вернуться в ресурсную зону в пространстве (хорошее место) или ресурсное состояние. Полезно многократно внушить клиенту мысль: «Я тот человек, который множество раз выходил победителем в самых разных сложных ситуациях». Получив такую информацию и сформировав якоря, терапевт получает возможность для маневра. Как только клиент сваливается по ходу работы в тяжелые чувства, блокирующие продвижение, нужно возвращать его в разговору о ресурсах, перемещать в ресурсную зону на линии времени, кинестетическим якорем возвращать его в ресурсное эмоциональное состояние. Другими словами, диссоциировать, разделять клиента с травматическими переживаниями и ассоциировать, соединять клиента с ресурсными состояниями. Иногда для этого используются участники группы. Они могут быть своеобразной ширмой, разделяющей клиента и образ расстановки, или ресурсными фигурами помощников, родителей и лучших друзей, которые обеспечивают телесный контакт с клиентом (например, рука на спине). Это по сути приёмы НЛП в расстановке.
  • Очень полезно обращать внимание клиента на то, что в каждом полярном состоянии есть ресурс, которым он может пользоваться. В депрессивной полярности содержится возможность отдохнуть и расслабиться. А агрессивной полярности содержится энергия и сила, которую можно трансформировать во что угодно, например в энергию движения к цели. Это по сути, применение техник процессуально-ориентированной терапии в расстановке.     
  • Прежде чем переходить к работе с главными переживания, можно поработать с более мелкими симптомами, в том числе телесными. Очень эффективна в моей практике работа с телесными образами по Е.И.Зуеву. А это приёмы телесно-ориентированной терапии в расстановке.  
  • В работе с травмированным клиентом важнейшим фактором является фактор времени. Темп продвижения должен быть очень медленным. Для проживания эмоциональных состояний у клиента должно быть в распоряжении «все время мира». Особенно четко это необходимо проговорить для группы заместителей, если дошло дело до групповой работы. Суета и торопливость просто недопустима.
  • В работе с травмированным клиентом важнейшим фактором является так же фактор предсказуемости. Что мы будем делать, как мы будем делать, зачем мы будет это делать – все делали, каждый дальнейший шаг должен быть проговорен с дотошностью и скрупулезностью. По сути, это предварительное обучение клиента основным приёмам травматерапии, которое мы делает заранее, до того как перешли к интервенциям и трансформации ситуации. Предсказуемость обеспечивает клиенту чувство комфорта и безопасности, а также не позволяет ему растрачивать его и без того дефицитные ресурсы на беспокойство о процессе.  Как минимум, клиент должен иметь представление о расщеплении личности на части в результате травмы, особенностях травмированной (страдающей) части, выживающей (оборонительно-агрессивной), и здоровой частях личности и возможных способах работы с каждой из этих частей. Как максимум, клиент должен быть проинформирован о возможных результатах работы с травматическими переживаниями. Цель то у нас с клиентом понятная – снизить остроту его переживаний, так трансформировать энергию страха, боли и других переживаний, чтобы это не мешало ему вести нормальный образ жизни, состояться в профессии, в личной жизни. Иногда в работе с травмой даже небольшой прогресс, небольшое улучшение – это огромная победа. Это важно сообщить клиенту заранее, чтобы сформировать адекватные ожидания.      
  • Домашним заданием для таких клиентов может быть такое: замечать малейшие позитивные изменения в теле, в эмоциях, в делах и награждать себя любым способом за это. «Ай да я, молодец!» Это задание является частью стратегии переключения фокуса внимания клиента с проблемы на решение.  

Желаю вам удачной работы!





Просмотров: 343
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ресурсное состояние клиента в процессе консультативно-терапевтической работы
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Работа с травматическими переживаниями. Монолог клиента
  • Особенности психологической работы с религиозными переживаниями психотического клиента
  • Терапевтические отношения как возможность работы с тревожностью Клиента
  • Пример работы с агрессивной реакцией клиента в переговрах.
  • Радость и облегчение в состоянии клиента – свидетельство работы профессионала
  • «Полицейский разворот» клиента в процессе работы над целью
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • 5 секретов работы с мотивационной сферой личности клиента.
  • Об ответственности клиента и психолога во время работы
  • Работа с травмой утраты | История для клиента
  • Ошибки терапевта в работе с клиентом. Какую цену платит клиент за контрперенос терапевта
  • Должен ли клиент быть интересен психологу
  • Правила совместной работы психолога и клиента
  • Жестокость работы психолога или защитная реакция клиента.
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Должен ли психолог понимать клиента с полуслова?
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • Особенности работы с клиентами-психологами . Как позаботиться о себе, не ранив клиента?
  • Качество работы с психологом измеряется не ценой консультации, а силой изменений у клиента*.
  • Практический психолог в работе с кризисом середины жизни клиента.
  • Такой слабой быть больше не хочу! (История клиента)
  • Разговор по сути, или несколько слов о следовании за энергией клиента.
  • Агрессия клиента: как быть
  • Почему у клиента может появиться зависимость от психолога?
  • Когда коуч может отправить клиента к психотерапевту?
  • Как терапевт принимает чувства клиента?
  • Козел отпущения: «Чтобы быть нужным, я должен быть плохим или больным»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь