|
Работа с симптомом. Позитивная транскультуральная психотерапия ПезешкианаАвтор статьи: Екатерина Докунова
«Вредные привычки нельзя выкидывать в окно, их нужно провожать через дверь, как дорогих гостей». Трудности связанные с обучением в школе, психосоматические симптомы, страхи, тревоги и фобии, изменение в эмоциональном состоянии ребенка, откусывание ногтей, чрезмерное увлечение разного рода гаджетами и др. Все эти сложности обычно и являются поводом для обращения к нам, детским психологам и психотерапевтам. Самый частый вопрос, который задают родители: Что делать? Как воздействовать на то или иное поведение ребенка, как прекратить нежелательные проявления, как справиться и победить «проблему», которая вызывает столько дискомфорта и отнимает столько сил? Нередко без внимания остаются другие, более важные, особенно на первых этапах работы с семьей, вопросы: Что происходит? Почему это происходит? Какова причина этих сложностей? К сожалению, часть подходов к пониманию происхождения таких расстройств, а также способов работы с ними ориентирована на борьбу с этими проявлениями, на устранение «неправильного», «нежелательного» поведения. В таких подходах очень мало интереса не только к причинам этих проблем и расстройств, но к самому ребенку и семье, которые стоят за этими фасадом этих симптомов. В целом такие подходы действуют по принципу: не спишь - прими снотворное, болит – выпей обезболивающее и.т.д Ну или если ребенок много играет в компьютерные игры, просто ограничьте или отберите у него компьютер. Последствия таких подходов сравнимы со стратегией все время пить обезболивающие при постоянных болевых ощущениях, не пытаясь понять причину, вызывающие эти боли. Или сироп от кашля. Как минимум, они могут приносить кратковременный эффект, в других случаях такие стратегии просто небезопасны. Симптом, несмотря на то, что он может приносить достаточно много дискомфорта семье и ребенку, является для него или семьи в целом своего рода опорой и зачастую единственным доступным способом справляться с конфликтами, обеспечивать удовлетворение важных потребностей и коммуникацию в семье. В таком случае, борясь с симптомами и не интересуясь причинами его возникновения, а также функцией которую он выполняет мы можем оставить ребенка и семью без всяких опор, и это может привести либо к кратковременным результата и улучшению в динамике симптома, либо, нередко в таких случаях, появляется другой новый симптом. Так называемые симптом ориентированные подходы часто приводят к исследованием показателей и лечению анализов. Отчасти именно такие подходы к вышеописанным сложностям связаны с историей медицины в целом, а также с концепцией здоровья и взглядами на человека. К счастью, мы все больше приходим к пониманию, что здоровье это не только отсутствие болезни, а человек это не машина, у которой можно ремонтировать, смазывать или заменять детали, а сложная система. И любые трудности, проблемы и расстройства не могут восприниматься как что-то отдельное от самого человека. Именно на таких взглядах и основан метод позитивной психотерапии (Пезешкиан Н. 1968), и собственно позитивный подход к расстройствам и болезням. В этой статье я говорю о симптоме в широком смысле, имея ввиду не только психосоматические симптомы, но и эмоциональные, поведенческие и.т.д Используя модель баланса, 4 сферы нашей внешней и внутренней жизни, можно классифицировать симптомы в 4 категории.Легко заметить, что это и есть то, что чаще всего «приносят» на психотерапию наши клиенты. Используя метафору айсберга, эта модель 4 категорий симптомов является той самой надводной, заметной всем, частью. Однако конфликты, являющиеся причиной этих симптомов, находятся глубже, и часто не видны родителям, как не видна подводная часть айсберга, если не погружаться под воду.
Нам, специалистам, работающим в области деткой психологии и психотерапии, тоже не сразу п Одним из инструментов, помогающих нам совершать переход от симптома к конфликту является «позитивное толкование» или «позитивная интерпретация» симптома.Это инструмент помогает увидеть самое важное, из того что может подсветить и добавить нам понимания относительно конфликтов- смысл и функцию симптомов. Позитивный подход к проблемам и расстройствам предполагает рассмотрение их не только как ограничений, источников страданий и дискомфорта, но и как возможности и ресурсы, доступные способы человека справиться с конфликтами в своей жизни. Позитивный подход практически выглядит так: мы ставим вопрос о значении которое имеет симптом или заболевание для человека или группы людей. мы спрашиваем как меняется жизнь ребенка и семьи в ответ на симптом? Какое значение он имеет? Что он дает? И что будет, если не станет симптома? Я приведу несколько примеров позитивных аспектов расстройств. Я напишу о тех, которые могут быть применимы почти к любым симптомам из любой области.
Когда у нас появляется возможность обнаружить эту функции, у нас вместе с тем, и появляется возможность расшифровать сообщение, которое завернуто в симптом, а также понять –какими еще, другими менее разрушительными способами получить то же самое. У нас появляется возможность видеть конфликты и работать с причиной. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|