Девочка на стуле.

Девочка на стуле. Хотелось, конечно, написать,"Девочка на шаре".

 Девочка на стуле 

Самые сложные для работы травмы - кумулятивные, множественные, длительные травмы. А еще сложнее - сложнее сложного - эмоциональные кумулятивные травмы. Что это такое - рассказывать не так уж интересно, а лучше один раз показать.

Рассказ размещен по просьбе (!) клиента, имя и детали изменены.

На приеме - женщина 35 лет, элегантна, хорошо образована, мила. Замужем, двое чудесных детей. Занимается любимым делом - медициной, защитила кандидатскую, замахивается в перспективе на докторскую...НО:

Причина обращения: 

сложность в принятии решений, повышенная тревожность, острое переживание любых критических замечаний, ощущение себя "плохой, не такой, как надо..." Психосоматические проявления, как говорится, в ассортименте...

Казалось бы: живи да радуйся - и вот, пожалуйста.. Слезы, походы к неврологу, эндокринологу и так далее по списку...

В ходе терапии мы вышли вот на какую сцену:

 

  Однажды я получила четверку по математике. В первом классе. Как рассердилась мама! Нет, у нас была приличная семья. Не оскорбляли, и, конечно, не били детей. Что Вы... Я сидела на стуле, как сейчас помню, ближе к столу. А мама стояла рядом и увидела мою тетрадку. А там четверка. Да, точно..
  Весна же наступила, май! Черемуха цвела, и я уже мечтала о каникулах, о том, как буду жить с бабушкой на даче. И, конечно, расслабилась, и сделала ошибку в контрольной по математике. 
Мама так рассердилась:
- О чем только ты думаешь? Как ты можешь быть такой рассеянной? 
- Мама, мамочка, но четверка - это хорошая оценка!
Вот этого мне не следовало говорить.Мама рассердилась еще больше:
- Что ты говоришь??? Ты что, считаешь, что ошибки - это хорошо? Почему ты такая не внимательная?
- Мама, я старалась...
- Плохо старалась! И вообще: НЕ СМЕЙ ОПРАВДЫВАТЬСЯ!!!
Эти слова...как гром...ужас какой-то . После этого я сжалась, втянула голову в плечи, а руками - вцепилась в сиденье стула, так что пальцы побелели.. И уже ничего не говорила, а только плакала. Тихонько так, чтобы мама не сердилась...

- А потом?

- Потом не помню. Но такое было еще много раз... 

 

Мы воспроизвели эту сцену - поза, жест, ощущение вот этой самой семилетней девочки на стуле.

- Что Вы чувствуете теперь, Анна?

- Подавленность...и страх...Да! И вину. Я плохая, потому что ошиблась...А мама сказала, что ей "не хочется жить, когда ты ошибаешься..." С тех пор я очень боюсь ошибаться...Так, как будто от моей ошибки зависит жизнь дорогих мне людей. Я не могу себе позволить ошибку. Это страшно. Я думала, что умру от страха, когда защищала диссертацию...нет, не метафорически. А просто - получу инфаркт. Или инсульт. А как статьи публиковать? Их же...как страшно допускать ошибку.

 А что в теле? Где этот страх?

- Страх...он во рту. В горле. Я не могу говорить...ничего не могу сказать в свое оправдание. Да...И сейчас. Если мне делают замечание - все, мне хочется сквозь землю провалиться...и объяснить ничего не могу. Нельзя оправдываться. У меня сразу спазм в горле.

- А руки?

Руки...напряжены и скованы...такое чувство, что связаны. Как будто веревкой...я ее чувствую на кистях.
Да, я боюсь действий. Боюсь совершать ошибки, потому что мне НЕЛЬЗЯ их исправлять...связаны руки...Я боюсь всего: выбирать обои, писать научные статьи, принимать спонтанные решения...действий боюсь...Делаю. Но потом очень переживаю...и сомневаюсь. А часто нет сил делать выбор. Проще не делать...

- Вы можете разорвать эту веревку? Ту, которой связаны руки?

- Да. (удивленно) Она так легко разорвалась...странно...А...она старая...как будто не настоящая...
Теперь я могу встать со стула?

Пробует...Встает...Выпрямляется спина. Новый взгляд...

Теперь я могу ОТВЕТИТЬ маме:
- Мама, ошибки - это нормально...Мама...Не ошибаться - значит не жить.
Мама. Я пойду. Я засиделась на этом стуле...



Анна справилась. Мы справились с этой травмой.

Она не боится действовать: и пробует, действует, ошибается и начинает снова.

Пишет свои статьи и доклады. С радостью. И с радостью выбирает обои.

 

Эмоциональные кумулятивные травмы детства часто недооценивают. Но именно они, зачастую, ограничивают вариативность поведения взрослого человека, заставляют его избегать любых ситуаций, напоминающих травматические события.

Не ходить. Не делать. Не говорить. Не оправдываться. Не ошибаться.

Не жить.



Просмотров: 234
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Что мне делать, когда я должен, мне надо, я не могу, а порой я боюсь, что...?
  • Как я справилась с ощущением что"я плохая мама".
  • Мама, купи мне!!! Что сколько стоит - как объяснить ребенку?
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Что делать, если до девушки лезут много парней, а я не могу ничего сделать. Я боюсь.
  • «Как мне жить?» и «Что мне теперь делать?» или «В Диких условиях» собственной жизни.
  • Как я поняла, что я "достаточно хорошая мама", или трудности новой идентификации.
  • "Мне мама быть красивой не велит". Или что останавливает движение в жизни.
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Не хочу быть такой как мама, или почему они со мной так...
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Мама, что мне делать?
  • Мама, что мне делать?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Мне 35, и я боюсь, что так и останусь одна, без мужа и детей…
  • "Мама, верни мне мою жизнь!" или отношения как борьба
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Токсичные отношения: Мама, не могу тебе сказать "Нет"!
  • "Вот и Лето прошло!" Почему страдают так, как будто жизнь закончилась?
  • Мама, я так похожа на тебя ... и я сама выбираю как жить
  • Она испортила мне жизнь...! Как много в этом слове «мама!» – обиды, горечи и злости.
  • "Почему я не могу жить так, как хочу?"
  • Мама - это не про меня. Материнский инстинкт - что делать, если он не возник(ает)?
  • "Мама, скажи, что я у тебя красавица" (нелюбовь к телу как результат нарушения идентификации)
  • "Я так хочу это сделать, но..." и как еще мы рационализируем откладывание на потом
  • Я так боюсь, что боюсь жить!
  • Достаточно хорошая мама. Что это значит?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Мама, которая ещё есть! Что делать после того, как ты начал прощать …



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь