Девочка на стуле.

Девочка на стуле. Хотелось, конечно, написать,"Девочка на шаре".

 Девочка на стуле 

Самые сложные для работы травмы - кумулятивные, множественные, длительные травмы. А еще сложнее - сложнее сложного - эмоциональные кумулятивные травмы. Что это такое - рассказывать не так уж интересно, а лучше один раз показать.

Рассказ размещен по просьбе (!) клиента, имя и детали изменены.

На приеме - женщина 35 лет, элегантна, хорошо образована, мила. Замужем, двое чудесных детей. Занимается любимым делом - медициной, защитила кандидатскую, замахивается в перспективе на докторскую...НО:

Причина обращения: 

сложность в принятии решений, повышенная тревожность, острое переживание любых критических замечаний, ощущение себя "плохой, не такой, как надо..." Психосоматические проявления, как говорится, в ассортименте...

Казалось бы: живи да радуйся - и вот, пожалуйста.. Слезы, походы к неврологу, эндокринологу и так далее по списку...

В ходе терапии мы вышли вот на какую сцену:

 

  Однажды я получила четверку по математике. В первом классе. Как рассердилась мама! Нет, у нас была приличная семья. Не оскорбляли, и, конечно, не били детей. Что Вы... Я сидела на стуле, как сейчас помню, ближе к столу. А мама стояла рядом и увидела мою тетрадку. А там четверка. Да, точно..
  Весна же наступила, май! Черемуха цвела, и я уже мечтала о каникулах, о том, как буду жить с бабушкой на даче. И, конечно, расслабилась, и сделала ошибку в контрольной по математике. 
Мама так рассердилась:
- О чем только ты думаешь? Как ты можешь быть такой рассеянной? 
- Мама, мамочка, но четверка - это хорошая оценка!
Вот этого мне не следовало говорить.Мама рассердилась еще больше:
- Что ты говоришь??? Ты что, считаешь, что ошибки - это хорошо? Почему ты такая не внимательная?
- Мама, я старалась...
- Плохо старалась! И вообще: НЕ СМЕЙ ОПРАВДЫВАТЬСЯ!!!
Эти слова...как гром...ужас какой-то . После этого я сжалась, втянула голову в плечи, а руками - вцепилась в сиденье стула, так что пальцы побелели.. И уже ничего не говорила, а только плакала. Тихонько так, чтобы мама не сердилась...

- А потом?

- Потом не помню. Но такое было еще много раз... 

 

Мы воспроизвели эту сцену - поза, жест, ощущение вот этой самой семилетней девочки на стуле.

- Что Вы чувствуете теперь, Анна?

- Подавленность...и страх...Да! И вину. Я плохая, потому что ошиблась...А мама сказала, что ей "не хочется жить, когда ты ошибаешься..." С тех пор я очень боюсь ошибаться...Так, как будто от моей ошибки зависит жизнь дорогих мне людей. Я не могу себе позволить ошибку. Это страшно. Я думала, что умру от страха, когда защищала диссертацию...нет, не метафорически. А просто - получу инфаркт. Или инсульт. А как статьи публиковать? Их же...как страшно допускать ошибку.

 А что в теле? Где этот страх?

- Страх...он во рту. В горле. Я не могу говорить...ничего не могу сказать в свое оправдание. Да...И сейчас. Если мне делают замечание - все, мне хочется сквозь землю провалиться...и объяснить ничего не могу. Нельзя оправдываться. У меня сразу спазм в горле.

- А руки?

Руки...напряжены и скованы...такое чувство, что связаны. Как будто веревкой...я ее чувствую на кистях.
Да, я боюсь действий. Боюсь совершать ошибки, потому что мне НЕЛЬЗЯ их исправлять...связаны руки...Я боюсь всего: выбирать обои, писать научные статьи, принимать спонтанные решения...действий боюсь...Делаю. Но потом очень переживаю...и сомневаюсь. А часто нет сил делать выбор. Проще не делать...

- Вы можете разорвать эту веревку? Ту, которой связаны руки?

- Да. (удивленно) Она так легко разорвалась...странно...А...она старая...как будто не настоящая...
Теперь я могу встать со стула?

Пробует...Встает...Выпрямляется спина. Новый взгляд...

Теперь я могу ОТВЕТИТЬ маме:
- Мама, ошибки - это нормально...Мама...Не ошибаться - значит не жить.
Мама. Я пойду. Я засиделась на этом стуле...



Анна справилась. Мы справились с этой травмой.

Она не боится действовать: и пробует, действует, ошибается и начинает снова.

Пишет свои статьи и доклады. С радостью. И с радостью выбирает обои.

 

Эмоциональные кумулятивные травмы детства часто недооценивают. Но именно они, зачастую, ограничивают вариативность поведения взрослого человека, заставляют его избегать любых ситуаций, напоминающих травматические события.

Не ходить. Не делать. Не говорить. Не оправдываться. Не ошибаться.

Не жить.



Просмотров: 256
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Токсичные отношения: Мама, не могу тебе сказать "Нет"!
  • Я не могу говорить, мама.
  • Что делать, если до девушки лезут много парней, а я не могу ничего сделать. Я боюсь.
  • "Селёдка, мама и вареники с вишней" или "Мама - тоже человек".
  • "Мама хочет жить" сказкотерапия для родителей особенных детей.
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • "Лучше бы ты умерла" или "мама, мне больно, страшно..."
  • Моя мама умерла, когда мне было 4 года... История одной травмы
  • "Мама я девочка, можно я ей останусь...."
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Мама, я боюсь…..
  • Мама, я боюсь!
  • Что мне делать, когда я должен, мне надо, я не могу, а порой я боюсь, что...?
  • плохая мама -хорошая мама
  • Хорошая мама – плохая мама
  • Мама, папа, я боюсь!
  • Мама, я боюсь темноты
  • "Никому ничего не рассказывай. И спину ровнее. Мама." /заметки полевого практика/
  • Как я справилась с ощущением что"я плохая мама".
  • «Я боюсь маму» = «Мама, помоги мне!»
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • Работа с МАК. Техника "Хорошая плохая мама"
  • Взгляд сквозь объектив или "мама, сохраняющая впечатления" (случай из практики)
  • "Моя плохая- хорошая мама"
  • Кто такая "хорошая мама"
  • Призраки детства: "Мама, дотронься до меня"
  • Как "плохая мама" превращается в "достаточно хорошую маму"
  • «Мне мама говорила»: родительские послания, мешающие жить
  • "Мама, мне в темноте страшно!"
  • Я больше не твоя мама, мама.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь