|
Девочка на стуле.Автор статьи: Светлана Викторовна Говриченкова
Девочка на стуле. Хотелось, конечно, написать,"Девочка на шаре".
Самые сложные для работы травмы - кумулятивные, множественные, длительные травмы. А еще сложнее - сложнее сложного - эмоциональные кумулятивные травмы. Что это такое - рассказывать не так уж интересно, а лучше один раз показать. Рассказ размещен по просьбе (!) клиента, имя и детали изменены. На приеме - женщина 35 лет, элегантна, хорошо образована, мила. Замужем, двое чудесных детей. Занимается любимым делом - медициной, защитила кандидатскую, замахивается в перспективе на докторскую...НО: Причина обращения: сложность в принятии решений, повышенная тревожность, острое переживание любых критических замечаний, ощущение себя "плохой, не такой, как надо..." Психосоматические проявления, как говорится, в ассортименте... Казалось бы: живи да радуйся - и вот, пожалуйста.. Слезы, походы к неврологу, эндокринологу и так далее по списку... В ходе терапии мы вышли вот на какую сцену:
Однажды я получила четверку по математике. В первом классе. Как рассердилась мама! Нет, у нас была приличная семья. Не оскорбляли, и, конечно, не били детей. Что Вы... Я сидела на стуле, как сейчас помню, ближе к столу. А мама стояла рядом и увидела мою тетрадку. А там четверка. Да, точно.. Весна же наступила, май! Черемуха цвела, и я уже мечтала о каникулах, о том, как буду жить с бабушкой на даче. И, конечно, расслабилась, и сделала ошибку в контрольной по математике. Мама так рассердилась: - О чем только ты думаешь? Как ты можешь быть такой рассеянной? - Мама, мамочка, но четверка - это хорошая оценка! Вот этого мне не следовало говорить.Мама рассердилась еще больше: - Что ты говоришь??? Ты что, считаешь, что ошибки - это хорошо? Почему ты такая не внимательная? - Мама, я старалась... - Плохо старалась! И вообще: НЕ СМЕЙ ОПРАВДЫВАТЬСЯ!!! Эти слова...как гром...ужас какой-то . После этого я сжалась, втянула голову в плечи, а руками - вцепилась в сиденье стула, так что пальцы побелели.. И уже ничего не говорила, а только плакала. Тихонько так, чтобы мама не сердилась... - А потом? - Потом не помню. Но такое было еще много раз...
Мы воспроизвели эту сцену - поза, жест, ощущение вот этой самой семилетней девочки на стуле. - Что Вы чувствуете теперь, Анна? - Подавленность...и страх...Да! И вину. Я плохая, потому что ошиблась...А мама сказала, что ей "не хочется жить, когда ты ошибаешься..." С тех пор я очень боюсь ошибаться...Так, как будто от моей ошибки зависит жизнь дорогих мне людей. Я не могу себе позволить ошибку. Это страшно. Я думала, что умру от страха, когда защищала диссертацию...нет, не метафорически. А просто - получу инфаркт. Или инсульт. А как статьи публиковать? Их же...как страшно допускать ошибку. А что в теле? Где этот страх? - Страх...он во рту. В горле. Я не могу говорить...ничего не могу сказать в свое оправдание. Да...И сейчас. Если мне делают замечание - все, мне хочется сквозь землю провалиться...и объяснить ничего не могу. Нельзя оправдываться. У меня сразу спазм в горле. - А руки? Руки...напряжены и скованы...такое чувство, что связаны. Как будто веревкой...я ее чувствую на кистях. Да, я боюсь действий. Боюсь совершать ошибки, потому что мне НЕЛЬЗЯ их исправлять...связаны руки...Я боюсь всего: выбирать обои, писать научные статьи, принимать спонтанные решения...действий боюсь...Делаю. Но потом очень переживаю...и сомневаюсь. А часто нет сил делать выбор. Проще не делать... - Вы можете разорвать эту веревку? Ту, которой связаны руки? - Да. (удивленно) Она так легко разорвалась...странно...А...она старая...как будто не настоящая... Теперь я могу встать со стула? Пробует...Встает...Выпрямляется спина. Новый взгляд... Теперь я могу ОТВЕТИТЬ маме: - Мама, ошибки - это нормально...Мама...Не ошибаться - значит не жить. Мама. Я пойду. Я засиделась на этом стуле... Анна справилась. Мы справились с этой травмой. Она не боится действовать: и пробует, действует, ошибается и начинает снова. Пишет свои статьи и доклады. С радостью. И с радостью выбирает обои.
Эмоциональные кумулятивные травмы детства часто недооценивают. Но именно они, зачастую, ограничивают вариативность поведения взрослого человека, заставляют его избегать любых ситуаций, напоминающих травматические события. Не ходить. Не делать. Не говорить. Не оправдываться. Не ошибаться. Не жить. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|